Поднимаясь узкими улочками с берега реки Белой, можно, минуя Октябрьскую площадь, дойти до железнодорожного вокзала с приставкой «бывшего».
На углу улицы Курбатова и Ленина стоит старинное красивое кирпичное здание, двухэтажный угловой дом. Это и есть здание, построенное в конце XIX века как железнодорожный вокзал. Сейчас здесь размещается школа № 1, и если вы посмотрите на карту, то не найдете обозначения «вокзал» по этому адресу.
История появления здания вокзала в Бирске вроде понятна, но в то же время абсурдна. В начале XIX века город Бирск процветал как торговый, основная логистика была по реке Белой, но для увеличения оборотов торговли этого было мало. В правительстве активно шло обсуждение строительства железной дороги на восток. Как один из вариантов, она должна была проходить через Бирск. Местные купцы, узнав о таких планах, решили, что будет отлично построить железнодорожный вокзал заранее и тем самым ускорить начало железнодорожного сообщения между городами. Было построено здание вокзала на их средства. Но тем временем проект строительства железной дороги в правительстве пересмотрели и от идеи проложить железную дорогу через Бирск отказались.
Примечательно, что это не единственный случай. Во время нашей поездки в Бирск экскурсию по городу для нас проводил Антон Андреевич Антонов, директор исторического музея. Он рассказал, что находил четыре таких вокзала в разных регионах нашей родины, все вокзалы были построены в конце XIX века, но железную дорогу к ним так и не проложили.
Обстоятельство очень даже интересное, поискав в интернете, я нашла ещё две похожих истории. Увы, где же находится четвертый вокзал, для меня осталось загадкой. Делюсь с вами информацией.
Трехселище. Подмосковье. В 1915 году была спроектирована железная дорога Сергиев Посад – Углич. Цель её — соединить Троицкий Снаряжательный завод с железнодорожной веткой Москва – Питер. В селе Трехселище построили красивое здание из красного кирпича, помпезное, похожее на крепость, с башнями. Железную дорогу строить передумали, планы поменялись. Здание стоит заброшенное и полуразрушенное.
Третий вокзал без железной дороги находится в городе Кологрив, Костромской области. Здесь история один в один похожа на Бирскую. В конце XIX века строилась железная дорога Вологда – Котельнич, которая должна была пройти через Кологрив. Лесопромышленник Макаров, богатый человек и заинтересованный предприниматель, построил за свой счет здание вокзала. Но построил он задние таким образом, что оно должно было быть сначала жилым домом, а после вокзалом. Дорога прошла в десятках километров южнее города Кологрив. В здании так и не ставшем вокзалом сейчас находится историко-краеведческий музей. Здание построено из красного кирпича.
Автор: Надежда Шуренкова
Фото: Мария Брук
О достопримечательностях Бирска читайте также:
Достопримечательности Бирска: Парк «Берендей»
Церковь Архангела Михаила и Ильинский родник в Бирске
Парк борцов революции в Бирске
Проект «Малые города — удивительные достопримечательности» 2021
Четвёртый город — Магадан. Вокзал есть, ж/д пути разобраны. Ещё Хаапсалу в Эстонии
В обоих названных вами городах ранее существовали железнодорожные линии, тогда как в статье говорится о вокзалах, к которым такие линии никогда не были подведены.