Эта статья участвует в конкурсе «Малые города — удивительные достопримечательности 2021»
Нагрудник – это женское традиционное украшение, дополнение к праздничной и повседневной одежде. В нагруднике, как украшении, заложена глубокая философия башкирской мифологии. По народным поверьям, душа человека находится в области щитовидной железы. Поэтому нужно было оставить «вход» у горловины, чтоб к душе пропустить добрые силы и поставить защиту от злых чар в виде узоров-оберегов, кораллов, монет.
Верхняя часть нагрудника вышивалась плотно расположенными кораллами, образующими ромбы, круги и полукружья. В центре таких кругов могли поместить ракушку — ҡортбаш, что означало «глаз дракона» — оберег от злых духов. Полукруги из коралловых нитей были намеком на солярный знак, означающий солнце, энергию, жизнь.
Подбор материалов для украшений у башкирских женщин был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону — способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Алые бусинки кораллов символизируют зарождение, начало новой жизни.
Нагрудные украшения являлись дополнением к праздничной, ритуальной и повседневной женской одежде — сообщает Башкирская энциклопедия. Нагрудники надевали на платье (күлдәк) или камзол. Украшения состояли из плотной основы — сукна или тонкого войлока — обшитой красной тканью, на которую нашивались кораллы, бисер, раковины-каури, монеты. Тяжёлые нагрудники — весом до 5-6 кг — с большим количеством кораллов и монет в основном носили замужние женщины. Украшением девичьего костюма в основном служили ожерелья из сплетённых коралловых нитей.
Монеты, кораллы и другие предметы роскоши, нашитые на нагрудники, являлись показателем обеспеченности семьи, свидетельствовали об определенном месте человека в обществе. Несмотря на дороговизну нагрудников — некоторые из них в конце XIX века приравнивались по стоимости лошади или коровы — они были многочисленны еще в начале прошлого века. Многие оказались в музейных фондах.
Назывались нагрудники по-разному: селтәр, саҡал, һаҡал, яға, муйынса, башкиҙеү, алмиҙеү и пр. Каждое из названий было принято у ограниченной локальной группы башкир. За терминами нередко стояли разные виды нагрудных украшений: различались форма, соотношение кораллов и серебра, манера расположения нашивок на ткани.
На талии нагрудник придерживался поясом. Он зашивался мелкими монетами, бляхами, кораллами, раковинами-каури. Как и на нагруднике, к наспиннику прикреплялась коралловая сетка с бахромой. Завершался наспинник тремя язычками, покрытыми перламутровыми пуговицами, кораллами, бусами, монетками. С нагрудником это украшение соединялось лямками, с которых спускалось коралловое оплечье с бахромой.
Иногда среди монет прикреплялись ювелирные медальоны со вставками из синего, красного, зеленого стекла.
Большое внимание уделялось поясу нагрудника. Его узорно прострачивали, вышивали серебряной нитью, украшали аппликацией из разноцветных уголков, расположенных рядами вдоль пояса.
Центральное поле делилось на две части горизонтальной коралловой полосой.
Нижняя часть была покрыта монетами и круглыми бляхами. Верх зашивался в определенном порядке кораллами. Между снизками оставлялось место для подвесок из крупных монет, сердоликовых пластин, перламутровых кружков. Обязательными были две крупные бляхи, прикрепленные симметрично с обеих сторон груди. Кораллами обводился пришивной воротник-ожерелье.
Длина нагрудников могла быть разной: доходить до пояса или же, напротив, едва прикрывать нагрудный вырез на платье (20 см в длину).
В оформлении башкирских нагрудников воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально.
Автор: Лилия Галяутдинова
Превью: Мария Брук, нагрудник из коллекции Историко-краеведческого музея в селе Большеустьикинском
Дюртюлинский историко-краеведческий музей
г. Дюртюли, ул. Р. Мусина, 64
Справки по тел.: 8-919-600-35-16, 2-27-87