Центр Уфы можно рассматривать как музей под открытым небом. Здесь на каждом шагу встречаются мозаики, стрит-арт и мемориальные ансамбли, рассказывающие о культуре Башкортостана и о тех, кто прославил Уфу на весь мир. Среди десятков арт-объектов особенно выделяются работы, посвящённые знаменитым уфимцам, чьи имена вписаны в историю литературы, музыки, балета и современного искусства.
В этой статье мы расскажем о трёх местах из авторского маршрута Рушаны Ибраевой, которые стоит обязательно посетить: Арка искусств на Ленина, 20, «Двор Довлатова» и барельеф Рудольфа Нуреева.
Двор Довлатова
«Двор Довлатова» — пожалуй, один из самых масштабных и атмосферных арт-пространств Уфы. Его превратили в памятное место уфимские стрит-арт художники: Олег Кайбышев, Артур Лукманов, unrealskaska и другие энтузиасты. Они оформили двор дома на Гоголя, 56, где родился Сергей Довлатов, инсценировав его внутренний мир и культурный контекст периода. Рисунки, цитаты и инсталляции отражают и творчество писателя, и атмосферу эпохи.
Последние доработки, завершённые летом, освежили и расширили пространство. Арка и телефонная будка теперь позволяют буквально «услышать» голоса Довлатова, Бродского, Высоцкого, Нуреева, Бэллы Ахмадуллиной.
В Уфу родители и бабушка Сергея Довлатова были эвакуированы из Ленинграда в июле 1941 года. Они жили в доме сотрудников НКВД по улице Гоголя, 56 до 1942 года, а затем были эвакуированы в Новосибирск. В сентябре 1941 года в семье родился Сергей. Хотя писатель провёл в Уфе совсем немного времени, город чтит своего знаменитого уроженца. Именно здесь Довлатов получил «литературный импульс» от классика русской литературы Андрея Платонова. Была ли эта встреча или придумал её Довлатов — неизвестно, но сам писатель её точно считал реальной.
Первое, что встречает на пути во двор — арка, расписанная цитатами Довлатова. Здесь стоит задержаться и прочитать каждую. У входа во двор находятся два портрета — Довлатова и Бродского, которые ведут свой диалог.
На крыше — аист с младенцем «Довлатовым», во дворе — арт-объект в виде раскрытой книги. Обязательно позвоните в прошлое из советской телефонной будки и рассмотрите рисунки на стене двухэтажного дома.
Рядом, по адресу Гоголя, 58, находится Башкирская государственная филармония им. Х. Ахметова. У него интересная история: ранее здесь находилась синагога. Кирпичная синагога была построена в 1902 году. В 1930 году ее закрыли, здание передали НКВД и перестроили под клуб.
В 1939 году здесь разместился Русский драматический театр, а затем — Башкирская государственная филармония.
Арка искусств на Ленина, 20
Арка на улице Ленина стала одной из популярных арт-точек Уфы с момента своего появления в 2020 году. Центральное место занимает портрет Юрия Шевчука: он учился в здании Худграфа, где расположена арка, и даже изобразил её в дипломной работе. Работали над проектом Рушания Бадретдинова, Павел Знак, Олег Кайбышев и куратор Артем Шарафутдинов.
На фоне «культурного космоса» изображены образы самых значимых феноменов и представителей культуры Башкортостана. Здесь можно увидеть рисунки наскальной живописи из Каповой пещеры, изображения мировых звезд культуры, таких как Спиваков, братья Абдразаковы и уже знакомый нам Сергей Довлатов. Есть метафорическое изображение Нуриева в виде кометы, а также отсылки к работе художника Лутфуллина «Три женщины» и эскизу картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Кстати, Нестеров родился и провёл детство в доме, который стоял почти на месте этой арки.
В центре пространства расположены необычные часы, рядом — «точка, где можно настроиться на творчество».
Напротив Ленина, 20 можно увидеть фонтан “Семь девушек”. Свое название поющий фонтан получил благодаря скульптурной композиции из группы девушек в национальных костюмах, посвящённой одноимённому башкирскому эпосу и танцу.
Согласно легенде, из одного башкирского племени похищают семь прекрасных девушек и увозят в чужие края. Чтобы они не смогли сбежать, в их пятки вбивают конские волосы. Но гордые башкирки, спасая честь, всё же уходят из плена. Прячась от погони, девушки погибают на дне озера, сохранив достоинство и верность родной земле.
Эта легенда нашла отражение в народной песне, а в 1941 году хореограф Файзи Гаскаров поставил танец “Семь девушек”, ставший визитной карточкой Башкортостана.
Фонтан сопровождается музыкой, а вечером добавляется световая иллюминация. Световое шоу и потоки воды создают эффект танцующих девушек. Рекомендуется посмотреть в интернете видео башкирского танца «Семь девушек», чтобы прочувствовать атмосферу этого легендарного эпоса.
Район, в котором расположена арка, отличается самой высокой в Уфе плотностью памятников, посвящённых искусству. Рядом, вплотную к зданию Дворянского собрания, ныне Институту Искусств, расположен мемориальный ансамбль с мраморной скульптурой великого русского баса Фёдора Шаляпина.
Хотя он жил в Уфе совсем недолго, именно здесь 17-летний Шаляпин впервые исполнил сольную партию в опере, увидел своё имя на афишах и поверил в мечту.
Барельеф Нуреева
Барельеф великого танцовщика Рудольфа Нуреева украшает фасад Башкирского театра оперы и балета с 1998 года. Его автор — скульптор Владимир Лобанов.
В Уфе прошли детские и юношеские годы будущей легенды мирового балета.
«В Новый год первого года моей учёбы в школе я впервые увидел настоящий балет, — писал он в автобиографии. — Я до сегодняшнего дня очень живо помню, как был тогда ослеплён, зачарован и взволнован всем, что увидел».
Юный Рудольф занимался в балетном кружке Дома пионеров, а также в кружках Дома учителя и в клубе паровозоремонтного завода. В 1953 году его пригласили в балетную студию при Башкирском театре. Там, на уфимской сцене, он исполнил сольный номер — танец джигита с шестом в «Журавлиной песне», — который привлёк внимание столичных мастеров. Вскоре талантливого юношу направили учиться в Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой.
После выпуска Нуреева приняли в труппу Кировского театра. Во время гастролей в Париже в 1961 году он остался во Франции, начав путь, который превратил его в звезду мирового масштаба. В Уфу он вернулся лишь однажды — в 1987 году, получив визу на 72 часа, чтобы проститься с умирающей матерью. Он успел сказать последнее «прости», но она уже не узнала сына.
Сегодня имя Рудольфа Нуреева носят хореографическое училище и улица в Уфе, в городе проходят Нуреевские балетные фестивали, а к барельефу на стене театра поклонники его таланта приносят цветы.
Здание театра, на котором установлен барельеф Рудольфу Нурееву, само по себе заслуживает отдельного рассказа. Решение о возведении Аксаковского народного дома приняли в 1909 году — к 50-летию со дня смерти писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, знаменитого уроженца Уфы.
Сбор средств на строительство вёлся по всей Уфимской губернии и даже за её пределами, по всей России. В том же 1909 году состоялась торжественная закладка здания. К 1914 году завершили кирпичную кладку и приступили к отделочным работам. В готовой части разместилась библиотека. Полностью строительство завершили в 1920 году.
Архитектура здания объединила два стиля: со стороны улицы Ленина преобладает русский классицизм, а со стороны улицы Пушкина — мусульманский восточный стиль, который особенно подчёркивают удлинённые оконные проёмы, придающие фасаду оригинальный облик.
После революции 1917 года здание использовалось по-разному: здесь располагался госпиталь, в подвале — Драматический театр, театр кукол и Театр юного зрителя. С 1928 года в нём работал Дворец Труда, а в 1938 году оно было передано Башкирскому государственному театру оперы и балета.
Маршрут «Уфа. История города через стрит-арт» уже доступен в бесплатном мобильном приложении «КУДА». Скачивайте приложение в любом магазине приложений — Google Play Market, Rustore, AppStore, AppGallery.