До сих пор жители восточного региона Свердловской области помнят прославленную чету летчиков, Марию Ивановну и Виктора Александровича Тесловых и их небольшие самолеты У-2, бороздившие бескрайние небесные просторы восточного Зауралья во времена становления в регионе уголовно-исполнительной системы.
В Тавдинском, Гаринском и Сосьвинском районах Свердловской области, начиная с 1942 года, в таежной глуши располагались особые лагерные пункты, лишенные автомобильного и железнодорожного сообщения. Для надежной связи с «большой землей», патрулирования лесных массивов, доставки почты, иногда и пассажиров в Учреждение И-299, которое дислоцировалось в городе Тавде, было создано авиационное звено в количестве двух самолетов. Командиром авиационного звена была назначена старший лейтенант Мария Ивановна Теслова.
В 1941 году Мария окончила Пензенскую летную школу Осоавиахима, в которой выпуском ранее обучались известные на всю страну летчицы Валентина Гризодубова и Антонина Адаева. Мария — третья из пензенских женщин, которая подняла самолет над родным городом. С тех пор небо стало для нее вторым домом.
После года учебы в Пензе Марию направили в Тамбовскую объединенную школу гражданской авиации. Здесь она училась вместе со своим будущим мужем, Виктором Александровичем Тесловым. В двадцать лет Мария получила звание пилота и вскоре сама учила летать курсантов на самолетах У-1,У-2, К-5. После Тамбова чету летчиков направили в Свердловск, где Тесловы стали служить в авиации, относящейся к системе МВД. Сначала летали в Ивделе, затем, начиная с 1948 года, Тесловы бороздили небо над тавдинской землей. В Учреждении И-299 они проработали до выхода на пенсию.
Мария Теслова была сильным, энергичным, коммуникабельным человеком, она пользовалась непререкаемым авторитетом в Управлении, ее уважали за чуткость, открытое сердце и любовь к людям. А жители населенных пунктов, куда она летала, ее просто обожали. Невысокого роста, она всегда была очень женственной, но в то же время сильной, собранной и в любую минуту готовой выполнить любое задание, доставить секретную почту в самые отдаленные места, где располагались лагерные пункты. А таких мест на Среднем Урале всегда было предостаточно.
Марии часто приходилось летать на север и северо-восток области. Не раз ей приходилось сажать самолет на первую попавшуюся площадку, а то и вовсе лесную поляну, чтобы доставить в затерянную в болотах деревню врача к тяжелобольному или вывезти больного ребенка на «большую землю». Приходилось совершать рейсы в сорокоградусные морозы и в непогоду, когда внезапно надвигались летняя гроза или осенняя буря.
Самолеты того времени не имели раций и точных приборов, приходилось вести машину по известным летчикам ориентирам, случались и вынужденные посадки. Однажды во время полета на север Таборинского района у самолета отказал двигатель. Пришлось делать вынужденную посадку. Марии все же удалось посадить машину в болото. Через несколько суток прибыла поисковая команда, Мария в это время пыталась отремонтировать поломанный двигатель. Самолет вытащили, очистили от болотной грязи, и через несколько часов летчица была снова в воздухе — нужно было срочно доставить в отдаленный лагерный пункт секретную почту.
Марии Ивановне доверяли самые сложные задания, которые она выполняла наравне с мужчинами. В кругу пилотов ее прозвали бесстрашной. Но в семье она была кроткой, любящей мужа женщиной. Жизнь летчиков была подчинена строгому ритму, поэтому только в короткие часы досуга семья собиралась вместе. Родители любили своих дочек, но и работу свою любили до самозабвения. Отдавались ей без остатка. Несмотря на то, что у Виктора Александровича начались проблемы с сердцем, он продолжал летать еще семь лет. Пилот умер от сердечного приступа накануне очередного вылета. Отважного летчика похоронили со всеми воинскими почестями, а на памятнике установили пропеллер с его самолета. За могилой в настоящее время ухаживают сотрудники исправительных колоний и ветераны учреждения И-299.
После смерти мужа Мария Ивановна стала командиром звена из трех опытных экипажей. Летала еще несколько лет, но когда ей исполнилось 43 года, врачи настояли на своем — надо уйти из авиации для того, чтобы сохранить здоровье. Последний раз послушный У-2 взмыл в воздух, приземлился в Таборах. Местные жители, узнав, что любимая летчица больше к ним не прилетит, не могли сдержать слез. До сих пор старожилы села помнят бесстрашную женщину-пилота. Оставив авиацию, Мария Ивановна не сразу ушла на заслуженный отдых, работала заведующей делопроизводством канцелярии Управления «ВостУралспецлес». В 1957 году окончательно вышла на пенсию и возвратилась в город Пензу. Ее не стало в 2000 году.
Мария Теслова оставила после себя добрую память, а семья бережно хранит ее многочисленные правительственные награды. Самой главной и значимой из них для Марии Ивановны был почетный знак пилота «За налет 1 млн. километров». И весь этот долгий путь в небе она проделала на маленьком самолете-трудяге У-2.