До сих пор жители восточного региона Свердловской области помнят прославленную чету летчиков, Марию Ивановну и Виктора Александровича Тесловых и их небольшие самолеты У-2, бороздившие бескрайние небесные просторы восточного Зауралья во времена становления в регионе уголовно-исполнительной системы.

Мария Теслова на аэродроме п.Таборы 1955 год
Мария Теслова на аэродроме п.Таборы 1955 год

В Тавдинском, Гаринском и Сосьвинском районах Свердловской области, начиная с 1942 года, в таежной глуши располагались особые лагерные пункты, лишенные автомобильного и железнодорожного сообщения. Для надежной связи с «большой землей», патрулирования лесных массивов, доставки почты, иногда и пассажиров в Учреждение И-299, которое дислоцировалось в городе Тавде, было создано авиационное звено в количестве двух самолетов. Командиром авиационного звена была назначена старший лейтенант Мария Ивановна Теслова.

В 1941 году Мария окончила Пензенскую летную школу Осоавиахима, в которой выпуском ранее обучались известные на всю страну летчицы Валентина Гризодубова и Антонина Адаева. Мария — третья из пензенских женщин, которая подняла самолет над родным городом. С тех пор небо стало для нее вторым домом.

После года учебы в Пензе Марию направили в Тамбовскую объединенную школу гражданской авиации. Здесь она училась вместе со своим будущим мужем, Виктором Александровичем Тесловым. В двадцать лет Мария получила звание пилота и вскоре сама учила летать курсантов на самолетах У-1,У-2, К-5. После Тамбова чету летчиков направили в Свердловск, где Тесловы стали служить в авиации, относящейся к системе МВД. Сначала летали в Ивделе, затем, начиная с 1948 года, Тесловы бороздили небо над тавдинской землей. В Учреждении И-299 они проработали до выхода на пенсию.

Семейное фото Тесловых 1948 год
Семейное фото Тесловых 1948 год

Мария Теслова была сильным, энергичным, коммуникабельным человеком, она пользовалась непререкаемым авторитетом в Управлении, ее уважали за чуткость, открытое сердце и любовь к людям. А жители населенных пунктов, куда она летала, ее просто обожали. Невысокого роста, она всегда была очень женственной, но в то же время сильной, собранной и в любую минуту готовой выполнить любое задание, доставить секретную почту в самые отдаленные места, где располагались лагерные пункты. А таких мест на Среднем Урале всегда было предостаточно.

Марии часто приходилось летать на север и северо-восток области. Не раз ей приходилось сажать самолет на первую попавшуюся площадку, а то и вовсе лесную поляну, чтобы доставить в затерянную в болотах деревню врача к тяжелобольному или вывезти больного ребенка на «большую землю». Приходилось совершать рейсы в сорокоградусные морозы и в непогоду, когда внезапно надвигались летняя гроза или осенняя буря.

Тесловы перед вылетом на север области 1952 год
Тесловы перед вылетом на север области 1952 год

Самолеты того времени не имели раций и точных приборов, приходилось вести машину по известным летчикам ориентирам, случались и вынужденные посадки. Однажды во время полета на север Таборинского района у самолета отказал двигатель. Пришлось делать вынужденную посадку. Марии все же удалось посадить машину в болото. Через несколько суток прибыла поисковая команда, Мария в это время пыталась отремонтировать поломанный двигатель. Самолет вытащили, очистили от болотной грязи, и через несколько часов летчица была снова в воздухе — нужно было срочно доставить в отдаленный лагерный пункт секретную почту.

Марии Ивановне доверяли самые сложные задания, которые она выполняла наравне с мужчинами. В кругу пилотов ее прозвали бесстрашной. Но в семье она была кроткой, любящей мужа женщиной. Жизнь летчиков была подчинена строгому ритму, поэтому только в короткие часы досуга семья собиралась вместе. Родители любили своих дочек, но и работу свою любили до самозабвения. Отдавались ей без остатка. Несмотря на то, что у Виктора Александровича начались проблемы с сердцем, он продолжал летать еще семь лет. Пилот умер от сердечного приступа накануне очередного вылета. Отважного летчика похоронили со всеми воинскими почестями, а на памятнике установили пропеллер с его самолета. За могилой в настоящее время ухаживают сотрудники исправительных колоний и ветераны учреждения И-299.

В отдаленном лагерном пункте 1950 год
В отдаленном лагерном пункте 1950 год

После смерти мужа Мария Ивановна стала командиром звена из трех опытных экипажей. Летала еще несколько лет, но когда ей исполнилось 43 года, врачи настояли на своем — надо уйти из авиации для того, чтобы сохранить здоровье. Последний раз послушный У-2 взмыл в воздух, приземлился в Таборах. Местные жители, узнав, что любимая летчица больше к ним не прилетит, не могли сдержать слез. До сих пор старожилы села помнят бесстрашную женщину-пилота. Оставив авиацию, Мария Ивановна не сразу ушла на заслуженный отдых, работала заведующей делопроизводством канцелярии Управления «ВостУралспецлес». В 1957 году окончательно вышла на пенсию и возвратилась в город Пензу. Ее не стало в 2000 году.

Мария Теслова оставила после себя добрую память, а семья бережно хранит ее многочисленные правительственные награды. Самой главной и значимой из них для Марии Ивановны был почетный знак пилота «За налет 1 млн. километров». И весь этот долгий путь в небе она проделала на маленьком самолете-трудяге У-2.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments