С точки зрения обывателей творения Тимофея Ради – чистой воды хулиганство. Люди творческие называют это явление «street art». По научному звучит так: «Произведения уличных художников творчески преображают городскую среду и вступают в коммуникации с горожанами». Рассказывать словами о стрит-арте бессмысленно: надо хотя бы один раз увидеть. Самый скандально известный стрит-артист в мире – английский андерграундный художник граффити, политический активист, работающий под псевдонимом «Бэнкси». Российские журналисты без особых фантазий называют «екатеринбургским Бэнкси» уральского стрит-артиста Тимофея Радю.
«Я не умею рисовать и открыто об этом заявляю. У меня нет ничего нарисованного мною…», — наверное, художник никогда таких слов не скажет, но для акциониста академическая художественная подготовка вроде необязательна. Хотя у Тимы фундаментальное образование есть — окончил философский факультет Уральского университета. На последних курсах он увлекся уличным искусством: «Мы с друзьями делали небольшие трафареты и наносили рисунки на стены. Первая волна активности случилась где-то в середине нулевых. Трафареты становились сложнее, захотелось чего-то большего. Я понял, как можно создавать арт-объекты самому.»
Своим первым крупным проектом Тима называет «Первые полосы» (2010 г), плакаты, склеенные из газет 1961 года и посвященные Дню космонавтики. «Когда люди имеют дело с реальным, физическим миром — с океаном или космосом – это ведь очень сложно. Я не представляю, как можно было придумать эту машину, которая полетела в космос, вернулась, а внутри был еще и человек. И все это они делали, когда не было компьютеров. Сейчас, конечно, от того проекта остались только фотографии и надпись «Спасибо, Юра! Космос наш!», на крыше одного из домов в центре (надпись видна со смотровой площадки высотки)».
Многие работы художника политически злободневны, но это выражение позиции самого художника: «Мои темы – это только то, что мне интересно и важно сегодня. Я не могу сделать что-то на злобу дня, если меня самого это не трогает. Можно, конечно, соврать, но зачем мне это нужно? Мне не интересен политический заказ». Для того, чтобы увидеть работы Тимофея Ради не нужно идти в музей: все его проекты доступны круглосуточно в городской среде. «В стрит-арте выпадает звено между зрителем и художником. Художник узнает много интересного про себя и свои произведения, если выходит на улицу». Действительно, сложно остаться равнодушным, увидев надпись «Соберись» на разрушенной стене, плавающие на поверхности реки книги или кроваво — красный прямоугольник на белом снегу на месте снесенного памятника архитектуры.
Увы: большинство произведений стрит-арта недолговечны: их быстро заклеивают, закрашивают, выбрасывают. Но это одна из особенностей стрит-арта, и все принимают правила игры: «Мне иногда кажется, что если бы какой-нибудь художник из прошлых веков увидел, как выглядит его картина сейчас в на стене музея, он бы незамедлительно ее уничтожил. Картина со временем темнеет, стареет, ее покрывают лаком, берегут, и со временем она перестает быть арт-объектом, она становится материальной ценностью. Лично для меня честнее делать что-то живое. Пусть оно провисит не сто лет, а один месяц или даже один день. Меня абсолютно не волнует, что мои работы быстро исчезают: если исчезнет – значит, что-то изменилось, существует в реальной жизни, и не пытается изображать из себя вечную ценность».
«Художник, который играет с огнем. Российский художник создал серию удивительных портретов героев войны, используя коктейль Молотова, — пишет Daily Mail о его проекте «Вечный огонь». С точки зрения технической реализации это был один из самых сложных проектов: вместе с командой единомышленников Радя с помощью «коктейля Молотова» создавал портреты сражавшихся в боях Великой Отечественной войны уральцев. Работы разместили на фасаде заброшенной больницы, которая в годы войны была госпиталем, а сегодня постепенно разрушается. Эта акция подняла большой шум в городе. Собственник здания сначала решил портреты демонтировать. Но Тимофей написал ему письмо, в котором подробно объяснил свой замысел. Помогло: вот уже год горожане могут видеть «Вечный огонь». Проект посвящен победе советского народа над фашистской Германией, а также разрушительным войнам сегодняшнего дня. «Огонь также символизирует то, что из памяти людей быстро стирается, как эти войны начинались», — сказал Тимофей Радя. — Лица тех, кто воевал и тех, кто терпел бедствия во время войн, пожирает огонь. Но, можно сказать, что своими работами мы возвращаем их, они возрождаются из пепла, как птица феникс».
В «Trespass», одном из самых заметных мировых каталогов уличного искусства, единственная русская работа — монументальный «Твой ход» Тимофея Ради. «Он выкрасил опоры моста в костяшки домино, рисовал с помощью «коктейля Молотова», обливал кровавой краской погибающие памятники архитектуры», — сообщают издатели. Стрит-арт для Ради – всегда риск: могут арестовать за порчу чужого имущества, за нарушение общественного порядка. Ребята работают в основном ночью, чтобы утром удивить горожан, и такая деятельность вызывает вопросы у полицейских, охранников и сторожей. У Тимофея свой подход: он подробно рассказывает о своем замысле, показывает эскизы, разговаривает – и договаривается. Еще художник осторожно подходит к выбору носителя арт-объекта: «Что хорошего, если кому-то другому придется расплачиваться за мои работы». Риск для здоровья тоже присутствует: работая над проектом «Бродский», он по пояс входил в реку Исеть – в марте.
Следить за работами Тимы Ради легко: он регулярно выкладывает в своем блоге фото- и видеоотчеты новых работ. Следить за работами Тимофея Ради захватывающе: его работы так оригинальны и неожиданны: игра со словами в проекте «без лишних слов», надувной макет баллистической ракеты «Сатана» на берегу Исети, ковер на трамвайной остановке, птицы, свившие гнездо за ночь, джинсы и рубашки над городом…«Самое главное в этом всем то, что люди, которые обычно только в пол смотрят, останавливаются, удивляются, задают вопросы. Жизнь становиться менее размеренной, заставляет человека действовать, собраться,» — так объясняет художник свою миссию.
Тимофей сегодня востребован: его работы можно увидеть в Екатеринбурге, Перми и Владикавказе, в Киеве, в Хельсинки, он читает лекции в разных городах… Но работать в родном городе Екатеринбурге ему пока важнее: «Людям необходимо, чтобы в городе было интересно жить. Не работать, не покупать, а именно находиться, жить. Пока наш город, к сожалению, далек от идеала, но для развития у него есть все возможности. Самое прекрасное – это люди, которые здесь есть. Город Екатеринбург словно притягивает интересных, творческих людей, которые умеют делать нечто новое во всех сферах – от инженеров до преподавателей и художников».
Последней стрит-арт-акцией Ради была баллистическая ракета «Сатана» — призванная напомнить людям, что ядерное оружие — это, на самом деле, очень страшно, одной такой ракеты хватит для того, чтобы уничтожить Екатеринбург.