От рынка с улицы Энгельса до реки можно дойти по улице Тобольской. Кстати, улица эта не меняла своего названия уже более сотни лет. Остановимся у дома №3.
Добротный бревенчатый дом на фундаменте с шатровой крышей. Четыре окна со старинными рамами и ставнями, наличниками со скромной резьбой смотрят на улицу. Утрачено крыльцо с козырьком, выходящее прямо на тротуар. В каком году построен дом, нам неизвестно, но зато мы знаем, что жил здесь Павел Павлович Бучельников со своей большой семьёй. Старожили знают это имя. Павел Бучельников – учитель пения.
Павел Павлович Бучельников
Среди музыкантов, живших в нашем городе, видное место занимал Павел Павлович Бучельников. Он удивлял людей своей страстной любовью к музыке, стремлением отдать всего себя искусству. И люди тянулись к нему, как тянется цветок к солнцу и свету.
Еще ребенком Павел Павлович полюбил музыку, раздольные русские песни, где слышались то удаль, то беспредельная тоска. Мальчиком он всегда слушал в дни знаменитой ирбитской ярмарки цыганский хор. Особенно его очаровывали звуки скрипки, она то плакала, то пела, выражая человеческие чувства. Юный Павел мечтал о том счастливом времени, когда сам возьмет в руки настоящую скрипку.
Еще в церковно-приходской школе его способности заметил приходский священник отец Иоанн. Павел в те годы уже пел в церковном хоре. Священник часто говорил, что ему нужно учиться дальше. Когда мальчик окончил городское училище, отец Иоанн написал прошение в Екатеринбургскую епархию, чтобы Павла Бучельникова отправили учиться на регента (руководителя церковного хора) за казенный счет. Его просьба была удовлетворена. И вот Бучельников едет в Москву, где заканчивает московские регентско-учительские курсы.
Затем он возвращается на Урал и получает назначение в Камышлов. С жаром молодого сердца отдается он любимому делу. Под его руководством церковный хор Покровского собора исполняет духовную музыку П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова и других русских композиторов. Сразу снискал он любовь жителей города. Многие специально ходили в Покровский собор, чтобы послушать церковный хор. В числе их была и моя покойная бабушка Екатерина Степановна. После возвращения из собора она говорила: «Я словно была на небесах и слышала ангельское пение».
Служа в соборе, Павел Павлович создает в городе народный хор. А вскоре Бучельников переходит работать преподавателем музыки в Камышловскую мужскую прогимназию. И здесь он сразу завоевывает любовь своих воспитанников. Вместе с учениками устраивает благотворительные концерты, сбор от которых идет на помощь малоимущим гимназистам.
…1918 год. Дан приказ всем учителям гимназии, служащим земства и городской управы отступать вместе с белыми войсками в Сибирь. Павел Павлович остается со своей семьей в городе. Продолжает служить в музее, хотя вокруг кипят страсти – Россия переживает сложное время. В 1919 году П.П. Бучельников отмечает знаменательную для себя дату – 25-летие регентской службы. В этот день он получил поздравительный адрес. На пластинке, прикрепленной к адресу, было выгравировано: «Глубокоуважаемому Павлу Павловичу Бучельникову, художнику-регенту, в день 25-летнего юбилея. 30 марта 1919 года». Адрес был написан в стихах. Начинался он так: «Учителю чистого искусства…».
Четверть века служит честно
«Сладким звукам», красоте,
И в искусстве, как художник,
Ты на должной высоте.
Званья чистого искусства
Впредь ты так же понесешь,
И в пути еще немало
Славных песен пропоешь.
С установлением советской власти Павел Павлович ведет уроки пения в школе 2-й ступени, одновременно руководит хором в красноармейском клубе. Благодаря его усилиям в Камышлове создан струнный ансамбль (трио) из учителей города, оркестранты выступали на всех крупных музыкальных мероприятиях. Сам Павел Павлович часто солировал на концертах, играя на скрипке.
В 1930 году в нашем городе открывается педагогическое училище, Бучельников был в нем бессменным учителем пения, под его руководством создается домровый оркестр. Он отдает все свои знания, воспитывая у студентов любовь к музыке. Сотни его учеников, окончив пед-училище, разъехались по городам России. Но никогда не забывали своего учителя. Об этом красноречиво говорят письма, которые получал Павел Павлович от бывших учеников.
За долгие годы жизни Камышлов стал для Бучельникова родным. Он полюбил наш сосновый бор, куда ходил за грибами и ягодами, любил Пышму.
Часто выезжая в Москву, в Ленинград, посещал музеи, ходил на концерты прославленных артистов, но все равно скучал по тихому Камышлову, стремясь скорей вернуться. Когда подъезжал к городу и видел родной Покровский собор, то на глазах выступали слезы радости, – он опять на родной земле.
Нужно заметить, что Павел Павлович был не только музыкантом, но и скульптором-самоучкой. Любил в часы отдыха лепить из гипса. Особенно ему удавались скульптуры на античную тему. В свое время его скульптуры неоднократно экспонировались в краеведческом музее (он в те годы помещался в Александровской церкви).
Павел Павлович с детских лет прививал любовь к музыке своей дочери Вере. Маленькой она засыпала под чудесные звуки рояля или скрипки. Еще девочкой аккомпанировала хору отца. В 1924 году по путевке профсоюза работников просвещения Вера едет учиться в Свердловское музыкальное училище. После поступает в Ленинградский музыкально-педагогический институт. По окончании его работает педагогом по классу фортепиано, концертмейстером и руководителем детского хора. В.П. Головина так же, как отец, посвятила себя служению музыке. Она была организатором детской музыкальной школы №2 в Свердловске, ее первым директором. Затем ее семья переезжает в Москву, где Вера Павловна много лет работает директором детской музыкальной школы имени Стасова.
Одаренной оказалась и внучка Павла Павловича Изабелла Сергеевна. Она окончила Московскую консерваторию по классу скрипки и аспирантуру при этой же консерватории. Неоднократно выступала в городах Германии, Франции, Норвегии, Румынии, где ее тепло встречали зрители.
Мы, камышловцы, можем гордиться, что в нашем городе жил замечательный педагог-музыкант Павел Павлович Бучельников (он умер в 1968 году).