«Аленький цветочек» рода Аксаковых, любимая внучка известного писателя Ольга Григорьевна Аксакова родилась в Симбирске 26 декабря 1848 года (по старому стилю). Она является представителем уфимско-самарской ветви рода Аксаковых. Белебеевцы чтут память этой удивительной женщины, посвятившей жизнь служению семье и людям.
Ольгу Григорьевну знают и любят ничуть не меньше, чем ее знаменитого дедушку, Сергея Тимофеевича Аксакова, автора книг «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника», «Семейной хроники» и прочих. Родилась девочка в семье симбирского губернского прокурора Григория Сергеевича Аксакова, сына писателя, и Софьи Александровны Шишковой, дочери адмирала, министра народного просвещения и литератора (имеются другие версии ее происхождения). Дочку назвали Ольгой в честь бабушки Ольги Семеновны.
Маленькая Муза
Первая внучка – дорогой подарок судьбы для стареющего писателя! После ее рождения Сергей Тимофеевич уверенной рукой озаглавил рукопись автобиографической повести, замысел которой вынашивал несколько лет – «Дедушкины рассказы».
«Я пишу историю моего детства с 3-х летнего возраста до 9-го года, пишу ее для детского чтения», – писал другу счастливый дедушка. «Тайна в том, — записал он в своей рабочей тетради, — что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых…» И так же, по-взрослому, пишет на титульном листе посвящение шестилетнему ребенку: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой».
Рано дед проснулся,
Крякнул, потянулся,
Давши мыслям волю,
Вспомнил внучку Олю.
Семь часов пробило;
Затопили печку,
Темно очень было,
И зажег он свечку.
И дедушка хилый
К внучке своей милой
Пишет поздравленье
С днем ее рожденья.
Пишет понемногу,
Часто отдыхая,
Сам молится Богу,
Олю вспоминая…
Если Бог даст силы,
Ровно через год
Оле, внучке милой,
Дедушка пришлет
Книжку небольшую
И расскажет в ней:
Про весну младую,
Про цветы полей…
Про лесного Мишку,
Про грибочек белый —
И читать день целый
Станет Оля книжку.
Эти стихи являлись предвестниками автобиографической повести «Детские годы Багрова-внука». Но книгу дедушка не успел дописать в обещанный срок – она вышла в свет, когда любимой внучке исполнилось 10 лет.
Оленька была самым внимательным слушателем. Чтобы заинтересовать детей – будущих читателей, – Аксаков придерживается не чопорного художественного стиля, а исключительно разговорно-сказительного, шаг за шагом разворачивая картину быта, природы, семейных моментов. Язык аксаковской повести стал впоследствии жанром классической русской прозы. Сказка ключницы Пелагеи «Аленький цветочек», которую Аксаков называл «Оленькиным цветочком», вспоминалась и была изложена исключительно для любимицы. Насколько хорошо удавалась книга, писатель судил по реакции внучки: дитя внимательно слушает не из вежливости, а из интереса! И маленькая Оля все более вдохновляла дедушку на творческий труд, который он успел завершить.
К сожалению, они расстались до встречи в вечности, когда Оле шел 11-й год…
Хранительница наследия
«…среди потомков писателя ей принадлежит особая роль, прежде всего потому, что она, собрав богатейший архив талантливых представителей рода Аксаковых, сохранила его, частично опубликовав, и остальное передала на хранение».
В молодости Ольга Григорьевна переживает драму всей ее жизни. К ней, восемнадцатилетней красавице, посватался статный шляхтич (его имя не сохранилось в истории). Отправившись в Польшу за родительским благословением, жених так и не вернулся, если верить слухам, он был отравлен. Безутешная Ольга осталась верна своему возлюбленному. Замуж она так и не вышла, но посвятила жизнь служению родным и окружающим ее людям.
Именно она бережно собирала, хранила, описывала и систематизировала семейные архивы, письма, рукописи. Кроме документов деда, она бережно сохраняла архивы Державиных и Тютчевых (последний достался ей от дяди Ивана Сергеевича Аксакова, женатого на дочери поэта, Анне Тютчевой).
До 1867 года Ольга Григорьевна проживает с отцом, занимающим пост губернатора, в Уфе. С 1867-го живут в Самарской губернии. В 1872-м году Григорий Сергеевич выходит в отставку и уезжает вместе с супругой в село Страхово под Самарой.
Во владение селом Надеждино (Куроедово) Белебеевского уезда, переданного ей отцом, Ольга Григорьевна вступает в 80-е годы, проживая под Самарой. В это время благодаря рекомендации известного писателя Владимира Даля тысячи больных ехали в восточные районы, в том числе в Башкирию, чтобы испытать на себе чудодейственное средство от легочных заболеваний, в числе коих был туберкулез.
В 1889 году вместе с самарским врачом В.Ф. Благовидовым она начинает строительство кумысолечебницы недалеко от села (ныне – санаторий им. С.Т. Аксакова), второй лечебной колонии в России, не уступающей по эффективности кумысолечебнице Н.В. Постникова. Два года стучали плотницкие топоры в девственном густом бору, где проходила постройка домов лечебницы. Двадцать два жилых дома, восемь квартир и шесть комнат при курзале и еще шесть комнат в корпусах вмещали до 150 человек!
Так как на кумысолечение съезжались со всех уголков России, особое внимание уделялось качеству «лекарства», то есть собственно кумыса: напиток разливали трижды в день, и на каждой бутылочке крепилась этикетка с указанием времени приготовления и степени крепости. Нужно ли упоминать, что сам воздух, солнце, аромат лесной хвои и климат являлись целебной добавкой! Продукты в лечебницу поставлялись из Надеждина, которое слыло образцовым хозяйством.
Наряду со строительством, Ольга Григорьевна не переставала заниматься семейными архивами. Она сохранила и выпустила в свет дневник дочери писателя Веры Аксаковой, представляющий интерес для историков и литераторов. В 1889 году она подготовила к публикации третий том писем Ивана Сергеевича Аксакова к родственникам.
Потеряв отца, Ольга Григорьевна в качестве наследницы вновь возвращается в самарское имение матери Языково, соседствующее с родительским Страховым, где и прошла ее жизнь.
«Сияла ночь, луной был полон сад…»
Старинное поместье Языково Бузулукского уезда Могутовской волости (сегодня – Борского района Самарской области) раскинулось на берегу левого притока реки Большой Кинель, реке Кутулук. Доходное село в 400 десятин земли давало хорошую прибыль: в хозяйстве содержалось около 100 коров, велось молочное хозяйство. После потери части поголовья скота во время эпидемии владелица занялась вспашкой земли. Согласно переписи 1887 года, в распоряжении помещицы были скотный двор (10 лошадей, 10 овец, 25 коров), водяная мельница на берегу Кутулука, постоялый двор с номерами для проезжающих и ряд торговых лавок, сдающихся в аренду на ярмарочной площади.
Возле барского дома в два этажа из камня и дерева, с русской печью, камином и голландкой, были выстроены флигели и амбары. В доме находилась обширная библиотека, где хранились архивы. Ольга Григорьевна часто выезжала в Бузулук и Бугуруслан навестить родственников и знакомых. Усадьбу часто посещали люди творческих профессий. Ольга Григорьевна устраивала у себя музыкальные вечера с выступлениями известных в Самарской губернии музыкантов и певцов, состояла в дружбе с самарской пианисткой Анной Щегловой. В Языкове была организована хоровая школа для певчих, которой руководила вдова композитора А.Н. Серова, Валентина Семеновна Серова. Ставили даже фрагменты оперы Бородина «Князь Игорь», спектакли имели большой успех. Местные газеты и члены различных обществ не обходили вниманием такие события, провозгласив Языково центром культурной жизни Бузулукского уезда.
Летом гости плескались в купальнях на пруду, а зимой катались на санях. Племянник Сергей Сергеевич Аксаков описывал: «Она была очень доброй, очень демократично настроена, ненавидела пышность, балы, светскую суету и прочее. По железной дороге ездила всегда в третьем классе, очень любила музыку и сама неплохо играла на рояле».
Облик помещицы остался в воспоминаниях старожилов села. Она была среднего роста, плотная. Русые волосы вились локонами. Предпочитала длинные платья со шлейфом и широкие, «во все плечи», шали черного или белого цветов. Ездила в тарантасе на резиновом ходу, запряженном парой вороных коней, за тарантасом бежали борзые. В старости Ольга Григорьевна опиралась при ходьбе на батожок.
В 1909 году в газете «Вестник Уфы» было опубликовано интервью с Ольгой Григорьевной по случаю 50-летия со дня смерти писателя. Часть архива и подшивки газет была передана ею в дом Самарского дворянства в Самару. К сожалению, случившийся в 1914 году пожар уничтожил большой дом, и хозяйка переселилась жить во флигель. От бушующего огня ей удалось спасти самое ценное – архивы.
«Барский дом представляет собой маленький флигилек в четыре комнаты с кухней. Внутри сохранившийся домик поражает простотой и даже бедностью убранства – старая мебель, копии картин на стенах, два шкапа с французскими и английскими романами», – так писал историк М.Н. Тихомиров, занимавшийся спасением наследия после смерти Ольги Григорьевны. Наши современники, жители села, в краеведческом музее села открыли комнаты, посвященные жизни и быту Ольги Аксаковой. Нехитрые предметы быта, резная мебель и непременный кабинетный рояль – все овеяно романтикой, покоем и легкой тоской по минувшему веку.
На линии невидимого фронта…
В годы, когда разгорались революция, гражданская война и Советская власть уже диктовала свои законы, Ольга Григорьевна проживала в фактически конфискованном имении. Она не раз защищала крестьян и не переставала заниматься их просвещением. Да и они крайне уважительно относились к ней. После отмены в школах Закона Божия, под влиянием агитации многие крестьяне перестали пускать детей учиться. Собрав родителей, Ольга Григорьевна убедила их в неразумности такого отношения, и дети снова стали посещать уроки.
Весной 1919 года имение оказалось на нейтральной полосе между колчаковцами и чапаевцами. Ворвавшиеся в село белогвардейцы искали повода для стычек с теми, кто поддерживает Советскую власть. Однако доносчиков не нашлось. Тогда колчаковцы обвинили крестьян в том, что они «обижают барыню». Узнав об этом, Ольга Григорьевна публично опровергла это обвинение, избавив крестьян от беды.
Она всегда принимала сторону Советов, говоря, что от интервентов-чужеземцев «нельзя ждать ничего хорошего для русского народа». В беседах с молодежью говорила о том, что наш народ преодолеет разруху в стране и добьется небывалых успехов.
Крестьяне с уважением относились к внучке писателя и старались, чем могли, услужить и помочь ей в эти тяжкие годы. Однако академик Тихомиров имел свою версию: усадьба была невелика и не представляла интереса для «разгрома», а Советская власть считала усадьбу и наследие писателя своей собственностью, потому члены местного управления оказывали ей всяческое внимание.
В 1921 году Ольгу Григорьевну назначили научным сотрудником Общества археологии, истории и этнографии при Самарском университете. По ходатайству Общества ей была назначена единовременная выплата и пенсия. Забота о ценностях и усадьбе оказались «показухой»: местная власть, несмотря на протесты Ольги Григорьевны, начала расхищать собрание под предлогом сохранности. Комиссия и представители Могутинского волостного исполкома произвели весной обыск и изъяли альбомы, рисунки, печатный экземпляр «Записок охотника» с автографом Ивана Тургенева, некоторые предметы мебели и лампу. Явившийся милиционер Семягин, вторично производивший обыск, грубо толкнул пожилую женщину локтем в грудь…
Спустя месяц престарелая и одинокая, поддерживаемая в тяжелое время голода только своими сельчанами Ольга Григорьевна покинула бренную землю. Это случилось 7 апреля. Ей было 72 года…
Наследство потомкам – память
Место захоронения внучки писателя Аксакова установлено относительно недавно. Ее прах покоится в общей могиле, где хоронили умерших от голода крестьян. Усадьба была снесена, а библиотека и все имущество расхищено – кроме того, что успел вывезти академик Тихомиров. Архивы уцелели благодаря Хионии Семеновне Лихачевой, верной служанке, которая до конца дней барыни была рядом с ней, а после ее смерти привлекла внимание органов губернии к ценностям усадьбы. До 1929 года документы, бумаги и рисунки хранились в Самаре, затем были направлены в Институт русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук и музей-усадьбу «Абрамцево», где и хранятся до сих пор.
…На месте барского дома, где зимой собирались у камина с книгами, а весной звенел рояль у открытой террасы, сейчас пустырь. Густые кусты сирени плотными рядами окружают его. Сейчас здесь высится лишь поклонный крест, напоминающий о некогда безбедной, кипучей духовной жизни, посвященной любви и наполнявшей всю Россию силой заветных слов.
Цитаты
Павел Анатольевич Коровин, председатель Аксаковского комитета Самарской области (АКСО):
– Музей Ольги Григорьевны Аксаковой в селе Языково был создан по моей подсказке учительницей русского языка и литературы Натальей Анатольевной Зепновой, которую поддержал председатель языковского колхоза Анатолий Иванович Беляков. Музей был очень скромный и находился в маленькой комнате, пока на помощь не пришла администрация Борского района. Музей разросся до трех комнат, тогда-то и появился там кабинетный рояль. Большую роль в сохранении памяти Ольги Григорьевны сыграл глава района Эдуард Викторович Ардабьев. Создатели музея – замглавы по соцвопросам (сейчас директор школы в селе Петровка) Ирина Александровна Панарина, начальник отдела культуры Алексей Васильевич Репин, директор Борского краеведческого музея Любовь Васильевна Требунских. Все трое неоднократно в качестве почетных гостей участвовали в Международных Аксаковских праздниках в Башкортостане. Ирина Панарина, Алексей Репин и Любовь Требунских стали главными инициаторами и организаторами Аксаковского движения на территории Борского района. Именно им принадлежит идея и организация ежегодных «Аксаковских дней на земле Борской», присвоение имени С.Т.Аксакова детской межпоселенческой библиотеке в Борском. Директор библиотеки Ирина Анатольевна Храпунова тоже активно включилась в работу, и в мае месяце этого года был заложен Аксаковский сквер при библиотеке.
Галина Владимировна Гайнуллина, заведующая музеем семьи Аксаковых в селе Надеждино:
– Один из залов музея – Зеленая гостиная – посвящен Ольге Григорьевне Аксаковой. Благодаря ей до нас дошла история рода Аксаковых, сохранилось село Надеждино – бывшее имение, а санаторий-кумысолечебница сделал Белебеевский район известным всей России. Старожилы вспоминали рассказы бабушек о том, как помещица приезжала на праздничные богослужения в церковь. Прослыша об этом, возле храма собирались толпы бедных людей. «Добрая барыня» щедро одаривала милостыней всех нуждающихся.
Вот уже более десяти лет в Зеленой гостиной горожане и сельчане собираются на музыкальные и литературные вечера, как это было заведено при жизни Ольги Григорьевны. Звучат произведения русских и зарубежных классиков для скрипки и фортепиано, романсы, читаются стихи маститых российских поэтов и тех, кто только пробует перо. Такие творческие встречи стали доброй традицией, завещанной Аксаковыми.