Надежда Худорожкова – педагог дополнительного образования и активная участница сухоложского Центра традиционной народной культуры. С супругом они пропагандируют народную культуру в городском округе и за его пределами. Ежегодно представляют Сухоложье на Дне народов Среднего Урала, участвуют в фестивалях русской культуры и традиций.
А еще Надежда Михайловна по эскизам и музейным экспонатам воссоздает русский народный костюм, увлекается лоскутным шитьем и изготовлением народных кукол. Перед Пасхой устраивает мастер-классы по расписыванию пасхальных яиц, интересуется старинными рецептами блюд и пробует себя в кулинарии. О таких людях, как наша мастерица, немецкий писатель Лион Фейхтвангер сказал: «Талантливый человек талантлив во всём».
Сегодня Надежда Михайловна согласилась поделиться секретами рукоделия, проведя для нас мастер-класс по вышивке набором, которая использовалась в русских народных костюмах.
Увлечение шитьем передалось по наследству
– Сколько себя помню, постоянно что-то шила, – рассказывает Надежда Худорожкова. – Сначала одежду для кукол, потом для себя. Выйдя замуж, стала обшивать супруга, детей. Прабабушка Марфа Сидоровна и бабушка Нина Петровна – знатные портнихи, вот и мне любовь к шитью передалась. А от меня – к дочерям. Я даже профессиональное образование получила: технолог швейного производства.
Народным костюмом увлеклась 10 лет назад. Смотрела выступление ансамбля «Воля» из Первоуральска, и меня поразили костюмы участников – настоящие, русские. Загорелась желанием создавать такие же. Съездила на семинар в Первоуральск, его проводила новосибирский этнограф и мастер по народному костюму Татьяна Куликова. Послушала лекцию, посмотрела образцы костюмов, которые шьет Татьяна Юрьевна, и приступила к созданию собственных.
В каждом костюме – история
– Создание народного костюма – процесс трудоемкий и увлекательный, – продолжает Надежда Худорожкова. – Я понимала, что одним швейным мастерством здесь не обойтись. Нужно еще и знание истории.
Раньше по одежде можно было определить возраст, социальный статус и семейное положение женщины. Например, девичьи сарафаны отличались от женских расцветкой и отделкой. У девушек преобладали яркие цвета: голубой, красный, обязательно присутствовала отделка лентами. Это делалось для того, чтобы быть более заметной и поскорее выйти замуж. Для женщин сарафаны шились из более спокойной ткани, без особых украшений. Но это касалось только повседневных сарафанов.
Праздничные одежды отличались богатым убранством. Для украшения часто брали жемчуг, бисерные понизы, дорогие атласные ленты. Один итальянский этнограф, побывавший в России в 1914 году, рассказывал друзьям, что русские крестьяне, судя по их одеждам, живут очень богато. Когда на рассвете они идут на службу в церковь, то в первых лучах солнца от женских нарядов идет такой блеск, что слепит глаза…
— Моя прабабушка рассказывала, что крестьянская девушка, выходя замуж, должна была иметь в приданом не менее 15 комплектов одежды и обязательно вышитые полоски ткани, которыми затем украшались рубахи мужа. А мы привыкли считать, что крестьяне в России жили бедно.
И для души, и для заработка
– Заказы на народные костюмы вам поступают? – интересуюсь у мастерицы.
– Я шью в основном для профессиональных выставок. Костюмы пользуются спросом, несмотря на высокую цену (народный костюм из качественного хлопка стоит порядка 12 тыс. рублей). Сейчас я нашла ткань подешевле, и цена на народный сарафан снизилась до 6 тысяч. Приобретают одежду участники фольклорных коллективов для выступлений на сцене. Случается, что покупают и обычные люди – просто потому, что наряд понравился, и им захотелось иметь такой в гардеробе.
Приступаем к обучению
Народные костюмы принято было украшать. Одно из таких украшений – это вышитая полоска ткани. Ее пришивали на мужскую рубаху или женскую сорочку, которую носили с сарафаном. Сейчас расшитыми полосками можно украсить, например, летнюю льняную сумку.
Для вышивки мастерицы использовали три основных вида шва: крестом, набором и тамбурный. Надежда Михайловна показывает нам вышивку набором, так как она более архаична.
1. Для работы понадобится лён-двунитка либо канва (на ткани должно быть четко видно переплетение). В народной вышивке преобладает красный цвет. Нить не должна быть сильно скрученной и линять (можно использовать мулине). Выбираем рисунок вышивки (мы взяли его из сборника «Традиционный орнамент. Текстиль», выпущенного Свердловским областным Домом фольклора). Образцы также можно найти в Интернете или придумать самим.
2. Счетная вышивка «набор» представляет собой орнаментальную полосу – бордюр, образованный определенным количеством рядов шва «вперед иголку». Узор получается благодаря последовательному чередованию лицевых и изнаночных стежков. Просчитываем по рисунку количество поперечных нитей между лицевыми стежками и начинаем шить.
3. Набор ведется по полотну, при этом натяжение рабочей нити должно быть чуть слабее нитей ткани, чтобы стежки лежали свободно и не стягивали полотно. Длина стежков не должна превышать 15 мм – так рисунок получится красивым, и стежки не будут путаться.
4. Каждый последующий ряд нужно выполнять в следующей клетке канвы, параллельно предыдущему. Длина вышивальной нити равна длине ряда. Замена нити допускается только в конце ряда, но не на протяжении узора. При этом концы нити следует прятать на изнаночной стороне ткани под стежками в конце полосы узора.
5. После того как узор на полосе вышит полностью, обрабатываем ее с краев, чтобы можно было нашить на готовое изделие.
Очень понравились работы Надежды Худорожковой. Давно интересуюсь народными костюмами, но терпения хватило только на головной убор. И , думаю, что она моя родственница, так как у меня дед Худорожков Степан Петрович, жил в Екатеринбурге