У истоков иконописной школы Невьянска стояли староверы, бежавшие в XVII веке из центра России от церковных реформ. Особый вклад в развитие направления внесли династии старообрядцев Богатыревых, Чернобровиных, Романовых, Филатовых, Малыгановых, Заверткиных.Уральская иконопись. Возрождение невьянской школы Урал

Традиции, заложенные старообрядцами, связаны, прежде всего, с написанием «плоских», аскетичных ликов, удлиненных фигур, утонченных поз. В работах присутствуют некоторые приемы, характерные для эпохи Возрождения: травные орнаменты, прорисовка самых мель-чайших деталей. Встречаются и элементы стиля барокко: пышные картуши, вычурные завитки, тяжеловесные узорчатые драпировки. Художники активно используют золото в своих работах — им прорисовывается одеяние святых, оформляется поверхность иконы, им же создается фон для написания ликов. Золото играло особую роль в написании икон: оно символизировало Христа, божественный свет, солнце, власть, чистоту помыслов, добро. Невьянские иконы отличаются также цветовой палитрой. Оттенки красного варьируются в одном произведении и даже в отдельно взятой фигуре. Богата палитра зеленого и синего с нюансами голубовато-зеленых тонов. Уральские иконописцы использовали кармин, киноварь, краплак и бакан. Их сложными сочетаниями и объясняется богатая и радостная невьянская цветовая гамма.Уральская иконопись. Возрождение невьянской школы Урал

С начала XIX века в невьянской иконописи появляются черты классицизма. Мастера начинают изображать на иконах архитектурные постройки и детали в трехмерном пространстве, что делает их более реалистичными. Лики святых пишутся очень тщательно: детально прорисовываются глаза, формы губ, подбородка, носа и щек.Уральская иконопись. Возрождение невьянской школы Урал

Говорят, в XX веке традиции невьянской иконописи были утеряны. Старые мастера умерли, в связи с гонениями на церковь передать мастерство было некому. Но за последние 20 лет в Невьянске появились новые мастера. Под одной крышей в «Доме Невьянской иконы» иконописцев собрал Петр Савкин, председатель правления фонда «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов». Сегодня работа мастеров организована так, что и традиции соблюдаются, и новые формы развиваются. К старинным технологиям изготовления икон добавились современные: берестяная икона – очень теплая, душевная, родная, ее приятно держать в руках, медная – одухотворенная, тонкая, изысканная, богато украшенная каменьями. Икона — традиционный подарок в России.Уральская иконопись. Возрождение невьянской школы Урал

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments