Современное уральское камнерезное искусство имеет долгую историю развития. Несмотря на различные ситуации в стране, резьба по камню всегда интересовала мастеров. Один факт того, что в 1946 году, в первый послевоенный год, в Свердловске открылось профессионально-техническое училище №42 (сейчас это техникум «Рифей»), в котором готовили в том числе и камнерезов, уже о многом говорит.
Лишь в 60–70-х годах прошлого века авторское, самобытное искусство отошло на второй план, уступив место массовому. Но в середине 80-х годов интерес к самобытным работам вновь вернулся, и в 90-е годы, вопреки общей неразберихе в стране, в России стали активно проводиться выставки, на которых уральские мастера демонстрировали свои работы.
У истоков нового периода в развитии уральского камнерезного искусства стоял и Анатолий Жуков — мастер, владеющий всеми секретами камнерезного дела. Кстати, впервые с камнем мастер познакомился еще ребенком, впечатлившись коллекцией школьного музея геологии и камнерезной мастерской. За тридцать лет «дружбы с камнем» он полностью освоил палитру жанров и направлений работы с самоцветами: горки, объемную мозаику, камеи, инталии, круглую скульптуру.
Как пишет в своих исследованиях искусствовед Валентин Скурлов, «мало равных Анатолию Жукову в работе с горным хрусталём, капризным материалом, требующим бережного отношения, но выигрышного при создании серии портретных бюстиков, которых мастер изваял более трёх десятков. Анатолий Жуков — мастер новой формации, унаследовал традиции как Фаберже, так и Денисова-Уральского. Он исполняет бюсты не только людей, но и собак».
Интерес к творческому наследию русских камнерезов конца XIX —начала XX века подтолкнул Анатолия Жукова и к освоению объемной мозаики — технически сложного вида камнерезного искусства. Каждый фрагмент такой работы необходимо не только точно подогнать к остальным деталям, но и подобрать для него камень, наиболее верно передающий цвет и рисунок. Анатолий Жуков является членом Союза художников. Его произведения украшают экспозиции десятков музеев, галерей и частных коллекций России, Украины, Израиля, Италии, США, Норвегии, Японии.