Камнерезное искусство Урала имеет историю в пару веков и давно стало визитной карточкой края. Кладовые Урала раскрылись в XVIII веке, когда началось строительство Санкт-Петербурга. Для возведения новой столицы нужен был строительный, поделочный и декоративный камень. Для разработки богатых месторождений Урала и Алтая были созданы государственные предприятия. В 1720 году царь Пётр I назначил Василия Татищева первым горным начальником уральских и сибирских заводов. Среди ремёсел, которые Василий Никитич взял под свой патронаж, оказалось камнерезное и гранильное дело. В это время были обнаружены месторождения изумрудов, александритов, рубинов, топазов, аметистов, турмалинов. Драгоценные камни, найденные на уральских приисках, поступали в Екатеринбург, и к 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика выросла в мощное предприятие по переработке самоцветов.

Огранка камня — знаменитая уральская грань — до сих пор ценится во всем мире. Из малахита, змеевика, яшм мастера камнерезного искусства создавали и простенькие бусы для крестьянок, и уникальные вазы для украшения дворцов. Произведениями уральских мастеров украшали дома знатных особ и интерьеры царских резиденций. В начале XX века Урал еще раз напомнил о себе миру работами Алексея Денисова-Уральского.

oyka-ner-kamnerezy03

Его украшения из камней, минералогические горки, в которых соединялись уральские самоцветы, экспонировались на крупнейших выставках Европы. Успех был грандиозный и обеспечил художнику выгодное сотрудничество с легендарной парижской фирмой Cartier. Современные художники достойно продолжают дело, начатое на Екатеринбургской гранильной фабрике.

oyka-ner-kamnerezy08

Галерея камнерезного искусства «Ойка Нёр» создана в 2013 году предпринимателем Владимиром Черных и художником-камнерезом Сергеем Бусыгиным. Главная задача галереи — поддерживать уральскую школу художественной обработки камня.

oyka-ner-kamnerezy02

Название мастерской выбрано не случайно. Ойка Нёр на языке манси буквально означает «Старик Камень». Так северный народ называл Уральские горы, которые, по их мнению, охраняют миропорядок. Мастера галереи верят, что Ойка Нёр помогает им в работе и позволяет сохранять и развивать уральскую школу художественной обработки камня.

Здесь представлены работы Е. Францева, А. Кузнецова, С. Забудченко, С. Бусыгина.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments