На сегодняшний день лучшие образцы каслинского литья можно увидеть достаточно редко. Одна из самых больших коллекций, доступных для простого обывателя, находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Именно там можно увидеть шедевр уральских мастеров — каслинский чугунный павильон, зарегистрированный в каталоге ЮНЕСКО как феномен промышленного искусства. Также уникальную экспозицию можно посмо-треть в городе Касли, в местном музее. Своими корнями «тяжеловесное» искусство уходит в ХVIII век, когда в Каслях был построен чугунолитейный завод. Период с конца ХIХ и до середины XX века считается «золотым периодом» развития каслинского литья. Именно тогда был сделан чугунный павильон, получивший Гран-при Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже, и ряд других изделий, завоевавших медали и награды разного уровня.

Сохраняют традиции каслинских умельцев и современные мастера, но, к сожалению, таких осталось немного. По словам руководителя магазина каслинского литья «Уральский антиквариат» Владимира Шеремета, настоящих мастеров своего дела можно пересчитать по пальцам, и все они живут в Каслях. Такие формовщики учатся как минимум 15 лет и в качестве собственной работы уверены настолько, что ставят свое клеймо. Но при этом очень многое в чугунном литье сейчас поставлено на деньги, и мастера своего дела стремятся к количеству, не сильно заботясь о качестве, так как простой покупатель плохо разбирается в чугунном ремесле и не знает, как отличить хорошее изделие от откровенного брака. В результате появляется много плохих и некачественных скульптур, а также подделок, на которые формовщики ставят клейма, не соответствующие действительности.

kasli-chugun-litie02

«Сегодня рынок изделий каслинского литья советского и дореволюционного периода очень востребован. А  поскольку крайне сложно достичь такого же уровня мастерства — знаний и опыта недостаточно, работы подделывают, чтобы быстро заработать. Профессиональный, опытный эксперт, которых в стране так же немного, как и хороших мастеров, сможет отличить подлинник от подделки по нескольким параметрам. Все перечислять не буду. Во-первых, размер — оригинальная работа всегда больше. Во-вторых, использованные технологии — технологический процесс изготовления здорово изменился», — говорит Владимир Шеремет, считающийся одним из немногих специалистов в России, способных разобраться в тонкостях каслинского литья. Покупатель, однажды увидев и поняв разницу между оригиналом и подделкой, убеждается в том, что подлинное каслинское литье ничто не может превзойти и дарить китайские сувениры чуждой нам культуры на фоне существующих чугунных шедевров уже как-то и неприлично, низкий уровень. Конечно, скульптуры каслинского литья отличает мастерство исполнения, но ключевое отличие кроется в том, что только в подлинных работах есть истинная художественная и историческая ценность. В работах каслинских и кусинских мастеров можно увидеть сюжеты, близкие и важные современным людям. Обратите внимание: через скульптуры вышивающей девушки или Данилы-мастера, создающего каменный цветок, зрителю доносится важность трудолюбия и созидания. Через скульптуру мальчика, кормящего голубей, мальчика, кормящего олененка, или девочки, поливающей только что проклюнувшийся росток из земли, — ценность доброты и заботы.

kasli-chugun-litie03

Очень важно помнить своих героических предков, поэтому популярны скульптуры на исторические сюжеты, символизирующие мужество, стойкость духа, отвагу. Но завораживают скульптуры не только своей образностью. Все работы «живые», в них чувствуется динамика, постоянное движение, что добавляет легкости и подвижности, казалось бы, тяжелой чугунной скульптуре. Но почему такие работы сегодня большая редкость и купить их можно лишь в специализированных магазинах?

«Если говорить о дореволюционном времени, то чугунным литьем тогда занимались необразованные крестьяне, они были несвободны, и за любой промах в работе управляющий запросто мог отправить работать на рудники. Труд там был крайне тяжелый, и выживали далеко не многие. Поэтому, чтобы сохранить свою жизнь и хоть как-то прокормить свою большую семью, мастера работали очень усердно и внимательно, чтобы изделие обязательно понравилось приказчикам и управляющему», — поясняет Владимир Шеремет. На сегодняшний день стартовая цена большой скульптуры дореволюционного каслинского или кусинского изделия начинается от нескольких сотен тысяч рублей. Работы же современных мастеров в среднем стоят от 30 до 70 тысяч рублей. По разнице в цене видно, что, продавая подделки по цене оригинала неопытному покупателю, заработать можно хорошо. Но это разовый обман покупателя, мы идем в продаже по другому пути. Экспертные заключения и строгая отбраковка поддельных скульптур от антикварных подлинников дает уверенность нашим клиентам, они становятся постоянными покупателями. Именно поэтому новый покупатель уверен в подлинности покупаемых шедевров. Современная кабинетная скульптура выполнена на самом достойном уровне и соответствует качеству изделий 1950–60-х годов.

Контакты каслинских мастеровых:

ur_logo Шеремет Владимир Викторович

  • Адрес магазина: г. Озерск, пр. Ленина, 64
  • Телефон: +7 (35130) 2-57-90, +7 922 63 19 431
  • Электронная почта: ural-antik@yandex.ru
  • Сайт: www.ural-antik.ru

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments