Уральский фотограф Сергей Васильев был широко известен в мире еще во времена Советского Союза. У него потрясающе добрые и честные фотографии, и поэтому я особенно горжусь своим личным знакомством с Сергеем.
фотографа Сергея Васильева есть 5 призов «Золотой глаз» Всемирного конкурса журналистской фотографии УОРЛД Пресс-фото, престижного настолько, что его можно считать фотографическим Оскаром. В Амстердам, город, где эти призы вручают, фотограф попал в первый раз только в 2013 г., но очень удачно, как раз на выставку работ лауреатов УОРЛД Пресс-фото из России, где были представлены и васильевские снимки разных лет, в том числе и на афише, и в каталоге выставки.
«Я родился в чувашской деревне, в 80 км от Казани, в крестьянской семье, мой отец был конюхом в колхозе. Когда началась Великая Отечественная, отец сел на свою единственную лошадь и поехал на войну. Его провожала вся деревня. Он погиб осенью 1941, хотя моя мама до конца войны верила, что он вернется. Нас было четверо у мамы: старший брат, старшая сестра, и младшая сестра, которую мама оставляла на нас, когда уходила на работу. У маленькой была краснуха, она простыла и осенью умерла. Рядом с нашим домом росла красивая яблоня, и однажды прямо на нее упал самолет. Мы все время ждали, когда же закончится война».
льше жизнь Сергея Васильева шла также как и у многих в Советском Союзе: школа, 3 года службы в армии, где Сергей вступил в коммунистическую партию. После армии – в Челябинск, на трубопрокатный завод, по комсомольской путевке откуда – в милицию, заочно — юридический институт.
В 1968 г. Сергея переводят во вновь организованную газету «Челябинский рабочий», и очень вовремя: с его мягким чувашским характером ему было тяжело работать в милиции. Сергея интересовала фотография еще во время учебы институте, но в челябинский фотоклуб, председателем которого он является и сейчас, его привели красивые фотографии из чешского журнала, привезенного из Праги.
«Моя первая выставка избранных работ состоялась в 1974 г. в Челябинске, но я не очень люблю выставки в России. Мне жалко времени, которое я трачу на их организацию здесь. Другое дело – за границей, там все делают за меня. Я отправлял свои фотографии и в центральную прессу. Мне даже предлагали стать фотокорреспондентом в газете «Известия», в г. Москве. Это же было особое российское счастье: из глубокой провинции переехать в г. Москву. Но я отказался, мне и в Челябинске хорошо».
Судьба Сергея Васильева, как фотографа, удивительно успешна: ему посчастливилось сфотографировать многих великих людей своего времени: от Брежнего до Ельцина, выставки его фоторабот проводились и проводятся до сих пор в Италии, в Германии, Англии, Болгарии, Испании, Бельгии, Финляндии и т.д. Его камера, его руки, его глаза, его сердце, это те инструменты, что сделали из него фотохудожника мирового уровня. «У всех есть глаза, но мало кто видит», — говорит Сергей Васильев.
Фотоискусство Сергея Васильева описать не так-то просто. Несомненно, как и другие знаменитые фотографы он самоуверенно препарирует реальность с различных ракурсов, не оставаясь безучастным наблюдателем. Как человек, родившийся и выросший в СССР, с биографией, похожей на биографии советских людей, он был советским человеком и советским фотографом, фиксирующим советскую действительность, но его творчество находит признание не только в Советском Союзе, но и почти во всех странах Европы.
Несомненно, эстетика социалистического реализма определяет границы допустимого фотокорреспонденту ежедневной газеты Челябинска, крупного центра тяжелой промышленности, но его камера и его мастерство легко перешагивают эти границы. Он не товарищ и не член партии в своих работах, он сочувствующий современник.
«Я фотографирую сердцем», и в этих словах заключается самая сокровенная тайна его творчества. Свой первый «Золотой глаз» в 1978 г. Сергей Васильев получил за серию черно-белых снимков «Человек родился», сделанную в челябинском роддоме.
Сергей Васильев симпатизирует всем героям своих фотографий, независимо от того, в какой ситуации, повседневной или чрезвычайной, находится тот или иной человек. Тема «Люди в «зоне», т.е. люди в местах лишения свободы, стала главной темой его творчества во времена перестройки. Впервые в современной истории России языком фотографий было рассказано о жизни заключенных в тюрьмах и колониях на Урале. Черно-белые фотографии Васильева показывают, насколько мало изменились унизительные условия содержания заключенных в России со времен Федора Достоевского и его «Записок из Мертвого дома».
Страна, через фоторепортажи Васильева, опубликованные в популярных журналах, таких как «Огонек», показывала готовность к реформам. Человек, который сам себя характеризует как «мягкий характер моего чувашского народа», проводит мощную просветительскую работу. Его фотографии дают людям лицо, они возвращают человеку человеческое достоинство, в теле, полностью покрытом татуировками, обнаруживается душа, заключенная в этом теле и в этой исправительной колонии.
Очень трудно объяснить, почему такой успешный фотограф, как Васильев, коммунист, отправляется в зоны, чтобы долгие годы фотографировать людей в тюрьмах и исправительных колониях? Что движет им, что заставляет его уговаривать чиновников и охранников, чтобы выполнить свою миссию? Правда, после его съемок на женской зоне «Мисс зона», публикаций его фотографий, демонстрирующих бунт заключенных, терпение чиновников в Москве лопнуло. Васильеву сказали: «После Ваших фотосессий в колониях начинается бунт. После Вас никто больше не зайдет в тюрьму с фотоаппаратом».
«На зоне мне встречались хорошие, талантливые, интересные люди. Они попали туда не по своему собственному желанию. Так распорядилась жизнь. Я не пропагандирую темные, негативные вещи, как некоторые фотографы. Жизнь иногда жестокая и несправедливая вещь. Но это тоже часть нашей жизни».
Откуда этот поиск и стремление правдиво показать существующую реальность? Делать работу, которая не вознаграждается финансово? Ради славы? Но Васильев журналист и знает, что слава быстротечна, заголовки одних новостей неотвратимо заменяются заголовками новых в средствах массовой информации.
Сергей Васильев, как художник, как личность постоянно в поиске новой реальности. Для человека с фотоаппаратом это парадоксальная ситуация. Что может быть проще, чем нажать на затвор фотоаппарата и зафиксировать происходящее?. Но то, что дается так легко, возможно, вовсе не реальность, а исключительное отражение образа?
Сергей Васильев конструирует собственную картину мира. Он заменяет, по-видимому, первоначальную реальность иллюзией реальности, перемешивает как человек с глазами-калейдоскопами осколки образа, и, если нам повезет, возникает реальность Васильева в форме фотографии.
Слово «калейдоскоп» в переводе с древнегреческого языка, означает: «наблюдать красивые картинки». Благодаря искусству творческих людей мы видим красоту, которую творит сердце Сергея Васильева и других людей, родных ему по духу.
Магическая игра, как у Beatles и их девушки Люси с «глазами-калейдоскопами» на музыкальном бриллиантовом небосводе. На бриллиантовом небосводе Васильева сияют пока что пять «золотых глаз», высшее признание в мире фотографирующих волшебников, создающих новую реальность.