«Я буду спокойно ходить по залам; я буду разговаривать тихо; я могу аккуратно трогать руками предметы в музее», — ученики Екатеринбургской школы № 5 увлеченно изучают буклеты, которые получили перед входом в музей Бориса Ельцина.
У витрины с подарками президенту ребята встречают экскурсовода и получают первое задание:
— Давайте попробуем понять, какая из этих вещей принадлежала жене президента?
После недолгой паузы самые смелые начинают перечислять варианты. Монеты? Музыкальный инструмент? Национальный костюм? А может ружье? Оказалось – шкатулка, но не для украшений, а для семян.
В школе № 5 учатся дети с ментальной инвалидностью. Поэтому экскурсия в Ельцин Центре для них адаптирована. Помимо буклета каждый получил в руки карандаш. Задача ребят проста — выполнять задания на протяжении всей экспозиции. Например, посидеть в кресле на месте политика, зайти в троллейбус и порулить, посмотреть телевизор, поднять телефонную трубку и послушать виниловые пластинки.
Выполнил задание – поставь галочку! Весь период правления Ельцина условно разделен в музее на «7 дней». И в каждом зале ожидает несколько новых заданий. Полное погружение в Советский Союз.
Ребята очень активно включились в игру: смотрели, слушали, читали, искали определенные предметы и без стеснения задавали вопросы экскурсоводу.
Впечатлениями поделилась педагог юных экскурсантов Алена Журова:
– Очень понравился формат экскурсии. Дети были вовлечены в процесс от начала до конца, и даже после еще сидят и делают заметки в своих книжечках.
Путеводитель с заданиями можно взять бесплатно на ресепшене возле входа в музей. Такой интерактивный формат экскурсии подойдет не только людям с особенностями развития, но и семьям с маленькими детьми.
Группа из школы № 5 посетила музей в рамках проекта «Особый тур», который реализуется АНО «Особые люди» при поддержке Фонда президентских грантов и Благотворительного фонда «Линия добра «Линлайн».
Но в Ельцин Центре рады всем. Здание имеет архитектурную доступность для комфортного передвижения на инвалидной коляске: пандусы, лифты, доступные туалеты. Несколько раз в месяц в музее и арт-галерее проводят экскурсии с переводом на жестовый язык, а также с тифлокомментированием для незрячих.
Методист отдела музейной педагогики Яна Костарева рассказала о принципах, которыми она пользуется при проведении экскурсий.
Дружелюбие и открытость
— Я рада, что к нам приходят самые разные ребята, и быть человеком, который откроет для них экспозицию – это дорогого стоит, и я максимально стараюсь это показать своими словами, взглядом, жестами.
Уважение и вежливость
— С каждым участником экскурсии, в независимости от инвалидности, возраста, опыта, я стараюсь общаться на равных. Это располагает к продолжению диалога.
Вовлечение каждого участника группы
— Каждого я стараюсь о чем-то спросить, давать возможность высказаться или почувствовать себя ведущим. Если в конце вовлекаются даже те, кто в начале молчал – это значит, что как минимум что-то в своей экскурсии я сделала правильно.
Ознакомиться с графиком проведения инклюзивных экскурсий и других мероприятий Ельцин Центра можно на сайте https://yeltsin.ru/inclusion/posetitelyam-s-invalidnostyu