Затяжная сухая осень на Урале последние несколько лет — это норма, хотя мне в конце октября уже хочется белого и пушистого снега и, если можно, то как можно больше. До путешествия к «Жигаланам» я и представить не мог, что нужно всего лишь пару сотен километров проехать от Екатеринбурга, чтобы оказаться в зимней сказке, где мне удалось побывать в эти ноябрьские праздники.
Желание ароматного чая, приготовленного на костре из листьев смородины, мяты и шиповника с водой из горного ручья, в начале предпраздничной недели заставило меня искать место для путешествия. В этих поисках была найдена команда ребят, собиравшихся посетить Кваркуш — горный хребет, находящийся на севере Свердловской области, протяженностью 60 км с высшей точкой «Вогульский камень» (1066 метров).
Как добраться
Выезд из города был запланирован на 5 утра – это оптимальное время, потому что дорога до Кваркуша из Екатеринбурга занимает 8 часов. 430 км вам предстоит проехать по хорошей дороге федерального значения, с ровным асфальтом и множеством придорожных заведений, а оставшиеся 60 км — по дороге, если это можно назвать таковой, разбитой лесовозами.
По пути вы можете посетить культовое место — кафе «Милано», которое находится на 170 километре Серовского тракта, и отведать их знаменитые десерты – здесь каждый путник найдет для себя свою сладость. Советую вам плотно пообедать в кафе по дороге, если собираетесь повторить наш маршрут.
Проехав 5 часов по хорошему асфальту, вы попадете в город Североуральск. После того, как пересечете мост через реку на въезде в город, сверните налево и двигайтесь до указателя «деревня Баяновка». Дорога будет уходить в лес, здесь заканчивается отдых для водителя и начинаются приключения и испытания: от поворота на Баяновку до базы отдыха «Звезда», где можно комфортно оставить автомобили, путь лежит по бездорожью.
Этот участок можно пройти по-разному, предлагаю рассмотреть два варианта прохождения этого маршрута:
- если у вас полноприводный автомобиль с высоким клиренсом, то вы можете проехать по дороге от Баяновки до базы отдыха самостоятельно, примерное время в пути — 3 часа.
- необходимо заранее договориться с персоналом базы и попросить встретить вас в Баяновке, тогда вы доберетесь до базы на полноприводном Урале. В этом случае вы оставите автомобиль в деревне и прокатитесь на аттракционе «русские горки», время в пути — часа 2.
Мы добирались до базы на автомобилях, по пути заехав на Еловый перевал. Там мы перекусили заранее приготовленными бутербродами.
Главный Уральский Хребет и наша стоянка
В выходные было облачно, и Главный Уральский Хребет не открылся нам, возможно, вам повезет больше. Ориентировочно в 14.00 мы добрались до базы отдыха «Звезда». Оставив свои авто на парковке, мы выдвинулись в лес в поисках места для лагеря.
После того, как отличная поляна для кемпинга была найдена, мы принесли на место стоянки все наши вещи и начали обустраивать лагерь, который был полностью готов к 18.00. В итоге, весь первый день ушел на дорогу и обустройство лагеря. Конечно, можно остановиться на базе отдыха — это сэкономит несколько часов, но нам хотелось романтики.
Наше место стоянки находилось рядом с Главным Уральским хребетом (высшая точка 1410 метров). Путь до вершины лежит через базу отдыха «Звезда», его спокойно можно пройти пешком, а обратно съехать на лыжах или сноуборде. Зимой на базе есть снегоходчики, которые за отдельную плату завезут вас наверх. ГУХ является популярным местом для любителей фрирайда.
Жигаланские водопады и Кваркуш
Утром следующего дня мы запланировали посетить Жигаланские водопады и Кваркуш. Проснувшись в 8.00 и плотно позавтракав, мы пошли к месту стоянки, где нас ждала «вахтовка», с которой мы договорились на заброску накануне. От «Звезды» до первой ступени водопадов — около 30 км, в одном месте понадобилось пересечь реку Улс вброд. Сделать это может только подготовленный автомобиль или «вахтовка», которая доставит туда всех желающих от базы отдыха.
Вахтовка — это бортовой вездеход на базе УРАЛа, он предназначен для перевозки людей, имеет тентованный борт с деревянными скамейками, расположенными по бокам, металлической печкой «буржуйкой» и небольшим окном. В ней достаточно тепло и комфортно, но советую взять с собой туристические коврики, на них удобнее сидеть, а также пустой пакет, если вы плохо переносите качку.
Проведя два часа в дороге, мы прибыли на место. Водитель обозначил нам время, когда он нас заберет, и мы пошли гулять. На прогулку у нас было 4 часа, с собой мы взяли все только самое необходимое: чай, перекус, фонарик и спички.
Поднявшись по реке, первую ступень водопада мы увидели уже метров через 200. Дорога на Кваркуш идет по лесной зоне, это узкая тропинка в снегу, иногда нужно перебираться через ручьи и карабкаться по каменному курумнику, для этого необходимо иметь непромокаемую обувь, ее лучше использовать с бахилами.
Жигалан – настоящая горная река. Она особенно прекрасна весной, когда тают снега, и она становится бурной, а также поздней осенью, когда ее берега подсыпало первым снегом, но мороз еще не сковал ее бурного нрава в свой цепкие ледяные лапы. Местами уже появляется тонкий лед, который переливается, играет, блестит на солнце разными цветами и завораживает своей причудливой формой.
Река Жигалан берет свое начало на плато Кваркуш. Мы направились вдоль нее к вершине. Нам нужно преодолеть, набрав около 600 метров высоты, 8 км. Так как мы были ограничены по времени, пришлось торопиться.
Путь проходит по ущелью невероятной красоты, я никогда ранее не видел ничего подобного на Урале, словно кто-то перенес меня из Екатеринбурга в сказочную страну, куда-то в высокогорье, в зимнюю сказку.
Поднявшись на 1000 метров над уровнем моря, мы насладились видом и горячим чаем. Несмотря на пасмурную погоду, густые серые облака только дополняли картину сурового и прекрасного Северного Урала с характером, который не каждому открывает свою красоту.
Дорога домой
Получив кучу положительных эмоций и запечатлев всю картинку в голове, мы отправились обратно в лагерь на «вахтовке», которая ждала нас на месте высадки.
Впереди был еще один вечер, а на утро нужно было готовиться к дороге домой и новой рабочей неделе, чтобы через неделю открыть для себя еще одно место, заряженное позитивом и силой уральского характера!
Автор пишет: «Вахтовка — это бортовой вездеход на базе ЗИЛа»
На фотографиях — Урал 4320…