Долгие проводы — лишние слезы

Вообще — эта поездка не должна была никогда состояться в моей жизни. Да, да, именно так. Я много раньше слышал о плато Кваркуш, но картинки стоящих в каком-то странном поле внедорожников меня на подвиги не вдохновляли, как и видео небольших водопадов, каких у нас в крае можно пересчитать на раз-два.

Мимо меня на трассе в сторону Кваркуша проходили кавалькады боевых УАЗиков; мой товарищ по внедорожным приключениям Сергей до хрипоты рубился с незнакомыми тогда нам MPS-никами за то, что он поднимется на плато на своем туареге; на Жигаланские водопады съездил даже «Доступный Урал». Рука моя была тверда, лик светел — «Что я там забыл?».

Зачем ехать?

Но вода камень точит — сточили водопады и мои убеждения. На почве исчерпания доступных достопримечательностей в Пермском крае пошли креативные самоповторы поездок (на рассвете, на закате, зимой, летом, осенью) — по большому счету, если не считать не интересных мне пещер, неизведанным в родной сторонке остался лишь Вишерский заподведник, Басеги, гора Ослянка, Кваркуш и Жигаланские водопады.

Многие возразят — «Это ведь совсем не мало!». Да, согласен — территориально это все огромные локации требующие как хорошей подготовки, так и больших временных затрат. Но по моему скромному мнению, сходив в пешку по Вишерскому заповеднику, можно смело закрыть менее впечатляющие и схожие Басеги и Ослянку. Правда, как я уже говорил — альтернативы Жигаланским водопадам у нас в крае нет. Водопад Плакун назвать водопадом может только человек, который ничего больше крана в ванной не видел.

Последней каплей было мнение экскурсовода со сплава по Вишере. Мы долго с ней играли в игру — «кто где был в Пермском крае», но на мой вопрос о том, какую природную достопримечательность в Пермском крае она считает «самой-самой» — тетушка, всю жизнь проведшая в походах, с уверенностью сказала: «Жигаланские водопады». Это конечно, частное мнение, но не прислушаться к нему я не мог. Ок, убедили.

Сборы

Так как июль оказался весьма загруженным на мероприятия, то разумно было перенести эту поездку на август. Ну а поскольку, к стандартным двум дням выходных, на поездку требовался дополнительный третий день (позже я объясню почему), то очень напрашивался повторный визит на Конжак — он был по пути. Ну и вишенкой на торте, виделся заезд в Верхотурье.

Начался сбор команды — из-за наличия довольно глубокого брода и в целом, не совсем ясной по трудностям дороги до Жигалана, мне не хотелось ехать в один экипаж. Сергей с темы благополучно съехал, зато, по-боевому, был настроен другой пермский туареговод — Игорь. Правда у него, как и у меня, вопрос готовности машины к дате отправления был под вопросом — получалось все очень впритык.

В итоге, по разным причинам, поездка со вторых выходных августа плавно перенеслась на субботу третьей недели. Машина Игоря уже была на ходу, а вот у меня продолжала чудить система охлаждения — после эпического подрыва расширительного бачка, болид непрогнозируемо раз в несколько дней стал выдавливать через дренаж антифриз. Сервис дополнительно диагностировал ошибку по дополнительному моторчику системы охлаждения и негерметичность одного из фланцев. К пятнице из Перми в Соликамск мне летит депеша — болид готов к бою!

И тут пошла одна накладка за другой. Сначала, уже в пятницу, отказались от поездки два камрада из экипажа Игоря — начались активные поиски на замену. В течение дня очень оперативно откликнулись два Димы — один с Drive2, второй мой однокурсник. Они вдвоем грузятся в машину Игоря, а мне на борт должны упасть Тимур с Оксаной. Игорь же также едет в паре — со своей девушкой Аней. Всего получается семь человек на два экипажа.

Параллельно, в течении дня, все в более неблагоприятную сторону меняется прогноз погоды на выходные — изначально ясный без облаков, он к вечеру уже превращается в дожди с редкими пояснениями. Несмотря на ропот в рядах держу намеченную линию партии — откладывать дальше еще рискованней, надо ехать сейчас, прогнозы скорее всего не совпадут с реальностью.

Потом, добравшись до сервиса уже к его закрытию, я неожиданно для себя и ИТР этого сервиса, обнаруживаю защиту ДВС по-прежнему лежащей на заднем сидении машины (накануне снимал ее и не стал устанавливать обратно). В сервисе уже только «говорящие головы», руками работать некому, а мне в пять утра уже выезжать…

По результатам судорожного брейн-сторма, великодушно откликается владелец мастерской Николай — благо до его сервиса ехать минут пять. К девяти вечера навешиваем защиту на место и я плавно перемещаюсь в свой гараж — нужно еще вытащить и навесить бокс на крышку. Возня с боксом происходит уже в потемках — в одиннадцать вечера наконец-то отбываю в сторону дома.

Начало поездки

В половину пятого утра я уже гружу Тимура с Оксаной — в пять утра у нас по плану встреча с другим экипажем. Машина забивается просто под завязку — даже на свободном пассажирском сидении до потолка шмурдяка. Выезжаем на объездную с облегчением и предвкушением дальней дороги и тут…БАМС! — загорается лампочка нехватки антифриза. (censored)! (censored)! (censored)! Опять давит через дренаж ((( Возвращаемся обратно и задействуем резервный вариант — перекидываем барахло в Prado Тимура. И вот, в шесть утра уже проезжаем в обновленном составе Чусовской мост.

На подъеме от моста видим печальную картину — малиновый Prado на полном ходу врезался в попутный Урал. Рама грузовика прошла практически до задних сидений внедорожника — шансов выжить у людей в нем не было, рядом с местом аварии лежит укрытое тело водителя. Примерно спустя час на телефон Тимура приходит печальное известие — погибший был его бывшим коллегой. По всей видимости, после бессонной ночи за рулем, человек уснул, а машина так и шла в горку на круиз-контроле, пока не догнала медленно идущий «буровой» Урал.

Погода тоже нас не радует — в подтверждении худших прогнозов пессимистов, в районе Горнозаводска нас накрывает моросящим дождиком. Несмотря на изначально боевой настрой, часть команды явно не в лучшем расположении духа… Упорно поднимаем настроение запасами Sauza и, наконец-то!, на подъезде к Североуральску тучи раздувает и проглядывает солнце!

Как добраться из Перми?

До плато Кваркуша и Жигаланских водопадов из Перми можно добраться двумя путями: первый лежит через север Пермского края минуя Красновишерск и поселок Золотанку — от них до Кваркуша всего 120 километров. Однако этот маршрут годится только для очень хорошо подготовленных машин — по этому пути вас ждут грязевые колеи от «уралов», глубокие броды, верховые болота и другие милые радости тру-джиперов. Нам он не подходит и мы идем в обход — через Свердловскую область.

Сначала по трассе нам от Перми надо пролететь 520 км до Североуральска, затем свернуть в сторону деревни Баяновка (16 км) и немного не доезжая нее на T-образном перекрестке (GPS — координаты 60.152916, 59.743733) повернуть налево (Баяновка будет направо). MeMaps нас изначально повел через саму Баяновку — сразу после нее начались глубокие грязевые лужи и приличное бездорожье. Благо встречноидущий УАЗик нас быстро поправил и вывел на верный маршрут.

От развилки возле Баяновки до Жигаланских водопадов 80 км в большей части приличной грунтовой дороги, правда местами встречаются неровности и лужи, поэтому ритм езды получается очень неровный — разгон-торможение. Примерно в середине этого маршрута мы снова заезжаем в Пермский край и весь дальнейший путь идет именно по родному краю. На эту часть пути мы потратили от 4.5 до 3.5 часов (правда с довольно долгими остановками).

Из проблемных мест можно выделить только три — два брода и большая сточная труба уже при подъезде к водопадам. Первый брод в самом начале маршрута совсем мелкий и проходится на любом седане. Второй брод через речку Улс уже посерьезней, но на конец августа опасений он не оправдал — в самом глубоком месте уровень воды не доставал даже до фар.

Жигаланские водопады и плато Кваркуш
Купание черного коня

Альтернативно Улс можно пройти через обветшалый мост, но мы посчитали более безопасным и простым брод. Преодоление речки в обе стороны также можно увидеть на видео.

Жигаланские водопады и плато Кваркуш
Текущее состояние моста через речку Улс

После речки Улс до Жигалана еще 10-15 км прямого каменистого участка дороги. Сточная труба хоть и выглядит весьма угрожающе, но с учетом наваленных камней и бревен, проблем для наших машин не создала.

Жигаланские водопады и плато КваркушВ самом конце маршрута дорога упирается в речку Жигалан. В этом месте речка довольно спокойная — о ее крутом нраве свидетельствует лишь далекий рокот из глубины леса.

Жигаланские водопады и плато КваркушТут же прямо вдоль русла расположены несколько площадок, где можно разместиться на машине. Но значительно более комфортно и суше встать лагерем на больших полянах немного не доезжая до речки — мы насчитали подобных мест не менее пяти. Еще более комфортные стоянки есть прямо вдоль русла Жигалана, но до них необходимо на себе нести весь свой скарб.

GPS-координаты начала пути по Жигаланским водопадам: 60.194678, 58.848953

Вечер у костра

Одну из таких полян заняли и мы — в наследство от предыдущих туристов нам остался навес и костровище. Установили палатки, разобрали скабр и вот уже совсем скоро все собрались вокруг костра на ужин. Шашлык, немного горячительных напитков, веселая компания и расслабляющий лаунж — вот нехитрый рецепт запоминающихся посиделок под светом звезд и полной луны.

Поскольку у нас были планы следующую ночевку провести на Иовском плато у подножия Конжака, то с учетом временных затрат на подъем к Кваркушу и дорогу обратно, было понятно, что вставать надо пораньше.

Поднял я лагерь в шесть утра — погода была облачная, но сухая. С реки тянулись нити тумана и звуки российской эстрады от акустики другой компании, которая похоже так и не ложилась спать…

Завтрак, сбор лагеря и погрузка вещей в машины — чтобы не тратить драгоценное время по возвращению. Вышли на маршрут ровно в восемь утра.

Жигаланские водопады

Речка Жигалан совсем небольшая — ее общая протяженность около 8 километров. Начало она берет в снежниках плато Кваркуш и до впадения в речку Улс, снижается в русле на 650 метров по высоте. Бежит она сначала по курумнику Кваркуша, а на границе 600 метров скрывается среди густого леса. Именно в этой части и находятся те самые 5 ступеней водопадов, самая большая из которых достигает 15 метров.

Прогулка по нахоженной тропе вдоль Жигалана совсем не сложная — большую опасность представляют сырые камни вокруг реки. Вставать на них надо очень осторожно — камни покрыты сырыми мхами и лишайниками, сцепления с поверхностью отсутствует полностью.

Реальная встреча с водопадами очень быстро сняла все сомнения в целесообразности поездки до них — она действительно стоит того! Водопады действительно весьма впечатляющие — мощь падающей воды ощущается всеми органами чувств, вплоть до вибрации всего тела! Водяная пыль смешивается с терпким запахом смолы пихт и кедров, а над этим над всем стоит ровный гул несущегося вниз потока…

Жигаланские водопады и плато Кваркуш

Жигаланские водопады и плато Кваркуш
За миллионы лет вода пробила в камне причудливые гроты и омуты
Жигаланские водопады и плато Кваркуш
Будьте крайне осторожны в хождении возле воды — камни нереально скользкие!
Жигаланские водопады и плато Кваркуш Жигаланские водопады и плато Кваркуш
Жигаланские водопады и плато Кваркуш Жигаланские водопады и плато Кваркуш
Жигаланские водопады и плато Кваркуш
На протяжении маршрута встречаются несколько эпического вида деревьев. У одного надо постоять на голове, а вот что делать у этого? — я так и не узнал…Жигаланские водопады и плато КваркушГде-то через час прогулки вдоль водопадов мы вышли на начало курумника Кваркуша. Дальше маршрут становится сложнее и круче! Готовьтесь морально к тяжелой работе!

Жигаланские водопады действительно одна из самых ярких страниц географии Пермского края, а трудности пути лишь усиливают радость от их посещения.

Плато Кваркуш

Плато Кваркуш уникальное место — огромные, по сути равнинные, пространства когда-то были выдавлены тектоническими плитами на высоту более 1 километра. Впечатляет и протяженность Кваркуша — 60 километров в длину и до 15 километров в ширину.

С востока Кваркуш «прикрыт» хребтом Уральских гор, который задерживает сибирские антициклоны — в связи с этим, на просторах плато преобладают альпийские луга, на которых манси традиционно пасли своих оленей.

Жигаланские водопады и плато Кваркуш
В просвете облаков главный друг и защитник Кваркуша — хребет Уральских гор. Боюсь наврать, но с большой долей вероятности виднеющийся пик горы — это Казанский камень

Посещая Кваркуш турист встретит все типы северно-уральских ландшафтов — густые хвойные леса, зону криволесья и папоротников, ну и, наконец, — настоящую тундру с мхами и лишайниками.

Жигаланские водопады и плато Кваркуш
С восточной стороны к Кваркушу подступают сизые просторы еловых лесов

Несмотря на вышеупомянутую заботу «старшего брата» — Уральского хребта, условия на Кваркуше по-настоящему суровые. Сильные ветра вжимают всю растительность буквально в россыпи курумника — из-за этого на плато еловая растительность напоминает больше лианы, чем деревья. Поэтому неудивительно, что странное название Кваркуш произошло от коми-язьвинского «голый, безлесый Урал».

Жигаланские водопады и плато КваркушНа заросших лишайником курумниках встречаются и яркие пятна — в августе горстями можно собирать чернику и другие ягоды (пожалуй, перед их употреблением последних следует все-же уточнить их съедобность).

Жигаланские водопады и плато Кваркуш Жигаланские водопады и плато КваркушА на запад по плато уже простирается настоящая тундра — мхи и лишайники, низкая растительность, альпийские луга. Чуть левее от центра кадра на горизонте виднеется небольшой выступ — это останцы Три брата (их вообще-то пять, но три выделяются по вышине на фоне оставшихся двух).

Жигаланские водопады и плато КваркушПросторы Кваркуша действительно впечатляют! На широком угле объектива (правая часть кадра) даже самая высокая вершина КваркушаВогульский камень (1066 метров) выглядит не столь внушительно.

Жигаланские водопады и плато Кваркуш
Бойцы на привале: два Дмитрия и один Игорь

Поскольку нас довольно сильно поджимало время из-за необходимости достижения Иовского плато до темноты, мы не стали делать больших марш-бросков по плато в направлении Трех братьев или Вогульского камня — для этого нам бы потребовался практически весь световой день. Выйдя из лагеря в восемь, в одиннадцать мы уже более чем напрыгались по курумникам плато на высоте чуть более 900 метров (к слову — выше в Пермском края я еще не был!) и начали спуск к машинам.

Советы, что взять с собой

Кваркуш не оставит равнодушным даже бывалого туриста и он явно достоин для отдельного пешего путешествия. Готовится для подъема по нему следует основательно: ботинки с развитым протектором, толстой подошвой и фиксацией лодыжки — настоятельно рекомендуются. Кроме того, берите ботинки минимум на 1 размер больше — это позволит как использовать более теплые носки, так и сбережет ваши пальцы. Если обувь будет впритык, то спуск по курумнику однозначно обеспечит «синие» ногти на больших пальцах. Также не забудьте про туристические палки — лишние две точки опоры на шатких камнях курумника лишними не будут!

Даже летом не забудьте про подходящую одежду — штаны из ткани типа «виндстопер», синтетическое термобелье и флисовую кофту и мембранную куртку. На восхождении в любом случае вы будете активно потеть, а взобравшись на плато на вас обрушатся сильные ветра. Ну и конечно же на голове должна быть флисовая шапка или бафф, а на глазах в ясную погоду — солнцезащитные очки.

Итоги поездки

Наша прогулка по Жигаланским водопадам и плато Кваркуш заняла около пяти часов. За это время мы поднялись чуть выше 900 метров над уровнем моря, преодолели 9.8 км пути с перепадом высот в 600 метров. Из неприятностей — у одного из Дмитриев на курумнике погнуло палку, а Оксана подвернула лодыжку — обычные городские кроссовки неподходящая обувь для такого маршрута!

Впереди нас ждал Конжак, но даже сейчас я видел как горят глаза у ребят — впечатления их просто захлестывали!

Видео

В завершение небольшая видеозарисовка об этом приключении.

Продолжение следует…

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

2 комментариев
старые
сначала новые популярные
Inline Feedbacks
View all comments
6 лет назад

Посмотрел-почитал с удовольствием.Место, действительно, уникальное. Но! Стремительно растущая в последние годы его популярность, как обычно, имеет оборотную — весьма неприглядную — сторону. Небольшая по площади территория в месте пересечения Жигалана дорогой подвергается воздействию огромного количества людей. В 2009 году, попав сюда после 10-летнего перерыва, мы были поражены, насколько оказался загажен, в прямом смысле слова, лес вокруг. Поэтому, кроме советов по снаряжению, необходим еще один: ведите себя в Храме природы подобающе.