Пока я думала, как начать эту историю, почему-то вспомнила последний фильм Балабанова – кинематографичное рассуждение о жизни и смерти – фильм называется «Я тоже хочу» и повествует о пяти героях в поисках Колокольни Счастья, которая забирает не всех. Не то чтобы наше путешествие напоминало трип в последний путь или глубоко в себя, но для меня любое прикосновение к любой религии – повод задуматься о вечном. Особенно когда вокруг тоже вечное.
Началось все прозаически – аккурат после шоу, когда срочно надо было чем-то восстановиться и на день сменить эфирное наполнение, в моей новостной ленте как давай вылазить фотографии ну всех кого только возможно с геолокацией в Качканаре, на вершине горы, где спрятался уральский буддийский храм. «Я тоже хочу» – подумала я, а дальше звезды сами сошлись, когда Katrine Bakhareva как раз позвала и как раз туда – а ее в свою очередь позвала Алена Нечаева, с которой мы уже года три не виделись и вот увиделись и сразу в путь))
А дальше я проспала. И на этом история воскресного дня могла бы закончиться, но Алена дала мне шанс в виде 10 минут вызванивания и выстукивания в дверь квартиры всей азбуки Морзе, и только чудом я проснулась сама, обнаружив выключенный телефон вместо сработавшего будильника.
Мое пробуждение на час позже нужного времени, видимо, случилось неспроста, потому что по приезду минута в минуту мы столкнулись на входе с Виктором Шумковым, который стал нам настоящим гидом в этот день. Сперва он указал нужную тропинку, обнаружив, что мы вполне прямолинейно и любознательно идем не туда. Потом провел мимо охраны, назвав родственницами (если соберетесь – помните, что на шлагбауме могут остановить, но слева от парковки, если смотреть в сторону цели, в лесу спрятан потайной обходной маршрут). А потом довел до самой вершины, задавая темп и рассказывая интересное про монастырь, буддизм и свое мировоззрение.
КРАТКАЯ ИНФА ПРО ГОРУ
Гора Качканар – одна из самых высоких гор Среднего Урала, 887,6 метров над уровнем моря. Поговаривают, что название горы произошло от тюркских слов «качка» («лысый») и «нар» («верблюд»). И правда, одна из вершин имеет подобное очертание, и, собственно, в 300 метрах от нее община буддистов Шад Тчуп Линг и расположена. На самом деле версий этимологии названия множество, но про верблюда мне нравится больше всех.
Давно-давно гора была сакральным местом для язычников манси. Со временем в монголо-ойратские степи пришел буддизм, и вот уже на вершине приносятся в жертву животные. Помимо манси, гору почитали и калмыки, считавшие Качканар некоторой защитой их в рискованных предприятиях.
Около горы проходит граница двух частей света – Европы и Азии, а также двух регионов – Свердловской области и Пермского края.
НУ И О САМОМ МОНАСТЫРЕ
В 1995 году на вершине горы Качканар был создан буддийский монастырь «Шад Тчуп Линг» (в переводе с тибетского – место практики и реализации). Основатель монастыря – Михаил Санников. Долгое время монастырь был маленькой тайной Качканара (на самом деле просто широкая общественность о нем в массе своей не знала), но вот не сильно давно в новостях уральских СМИ пронеслись вести, что монастырь, построенный руками энтузиастов, может быть снесен по настоянию ЕВРАЗ, которому принадлежит Качканарский ГОК «Ванадий». Основанием назывались «самовольно возведенные постройки». По факту же монастырь строился своими руками без применения техники, так как подогнать к вершине транспорт даже сегодня скорее нереально, чем реально. И вряд ли настоятельно ратующие за снос монастыря решатся разбирать его самостоятельно холеными руками – но все равно лучше сходить сейчас, в нестабильной стране живем.
Основной функцией монастыря является организация и обеспечение буддийского практического процесса: проведение ритуалов, служб, традиционных праздничных мероприятий, индивидуальных и коллективных практик – в целом, сохранение буддийского учения. Интересна и биография Ламы – в прошлом это потомственный военный, прошедший афганскую войну. Выйдя на пенсию в звании капитана, он несколько месяцев работал помощником патологоанатома, а зачем выучился в Нижнетагильском художественном училище. От бывшего наставника по кендо узнал о традиции буддизма у бурят, ну а в 1989 году принял монашеские обеты под именем Тензин Докшит.
При самом монастыре есть местная электростанция, баня, библиотека, канатная переправа для поднятия тяжестей, чайный домик, комнаты для проживания. Если соберетесь в гости – не будьте, как мы, позвоните в монастырь +7(965)5292708 и поинтересуйтесь, что монахам необходимо из продуктов. Обычно в гости на вершину идут с крупами, чаем, сахаром, каким-то провиантом. Можно привезти собачий корм и принадлежности – в монастырь часто попадают бездомные псы, и монахи за ними ухаживают. Еще вариант, если хочется идти налегке – помочь посильной денежкой уже на вершине. по традиции гостеприимства вам ни слова об этом не скажут, но напоят монастырским травяным чаем и расскажут о буддийско-уральской жизни на горе и особенностях учения, если будет интересно.
И, конечно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят, поэтому целесообразно да и просто вежливо проявить уважение к чужому жизненному выбору и вести себя адекватно. Хоть монастырь и принимает у себя даже на ночлег, но если вы бухой хиппи, лучше выбрать другое место для своей синей практики, буддизм все же не об этом.
КАК ДОЕХАТЬ
Автомобилем до Качканара, с главной площади города по улице Кирова в сторону автовокзала, далее к Западному карьеру. Справа от вас будет железная дорога, на которой я чуть было не получила премию Дарвина. Паркуемся на стоянке, смотрим лицом на шлагбаум и проходную и уходим влево — по тропинке обходим проходную, если не обзавелись пропуском предприятия, ага, далее дорога будет уходить на горнолыжную трассу и правее. Вам правее. Пройдете смотровую площадку с очумительным видом на карьер и идете по дороге, глядя на деревья — дорога к монастырю отмечена периодическими ленточками на деревьях, и если их нет – то вы сбились с пути, ура. Примерно за 2 километра до монастыря по пути вам встретится бочка под деревом в ленточках (или не встретится, если к тому моменту ее уже поднимут). Дорога будет разветвляться и уходить прямо, к озеру, и направо к монастырю.
В целом, подъем не крутой, примерно 8 километров от стоянки. Мы прошли бравым шагом за 75 минут, этот результат можно улучшить.
Виды здесь наикрасивейшие, художники, берите холсты, акварель/масло и идите, идите!
ЭПИЛОГ
Подробности о монастыре можно почитать непосредственно в группе, а также на портале Наш Урал, рекомендую к чтению, собственно, оттуда фактов и надергала. И, конечно, не сидите дома – исследуйте мир, наш Урал удивительно красив!