Февральские праздники на Урале начались с резкого похолодания. А что делает русский человек в самый холодный день зимы? Все что угодно, но только не сидит дома под мягким пледом с чашечкой теплого глинтвейна. Нет, это точно не про нас. Слишком скучно. Нет, конечно же в прорубь мы купаться не пошли — слишком экстремально, а вот почему бы скататься куда подальше и не залезть на очередную гору? Сказано — сделано.
Накануне бронируем квартиру в Горнозаводске Пермского края, чтобы не возвращаться в ночь. В пять утра 24 февраля завожу заранее заправленный автомобиль. Термометр в Subaru настойчиво начинает рождать сомнения об адекватности мероприятия — за бортом -16. Встречаемся со вторым экипажем на выезде из города, и по Серовскому тракту устремляемся в сторону Чусового.
За Нижним Тагилом уже — 25… Боковые стекла начинают затягиваться тонким слоем льда… За Верхней Турой сворачиваем в сторону Качканара. Здесь дорога немного заснежена и чуть похуже тракта по состоянию. Я с неуверенностью смотрю на показания бортового компьютера. А они перевалили уже за -30.
Утро неумолимо наступает, сменяя предрассветные серые сумерки оранжевым оттенком встающего солнца. Красный диск появляется из-за седых шапок леса, покрывающего Уральский хребет. Как же мы редко видим всю красоту просыпающейся от сна природы!
Своротка на Горнозаводск и через полчаса мы встречаемся с третьим экипажем, который накануне восходил на Качканар. Ничего, вскоре и наша очередь!
Между Горнозаводском и Усьвой
Между Горнозаводском и Усьвой есть великолепная смотровая площадка. Первая остановка для съемки. Жажда красоты заставляет меня выскочить без перчаток с фотоаппаратом из теплого салона машины. Мы словно в сказке — вокруг все напоминает замерзшие владения снежной королевы…
Морозная мгла скрывает от глаза горизонт. Даже солнце не способно развеять чары Пермского ледяного утра.
Каждая веточка покрыта неповторимым узором…
Руки на металлическом корпусе камеры перестают слушаться и пальцы начинает жечь. Скорее в тепло и больше без экспериментов!
Усьва
В Усьве подъезжаем к железнодорожному мосту. Отсюда начинается пеший маршрут к Чертовому пальцу. Утепляемся, берем термос и перекус. Впереди 5 километров заснеженного леса и подъем на каменную гряду.
Изначально тропа скрывается в лесочке на крутом склоне берега, но постепенно из-за деревьев начинает виднеться протекающая в попутном направлении Усьва.
По пути спускаемся к самой реке. У меня нет слов, чтобы описать все то спокойствие и звенящую тишину, что царит в этом месте.
Дальше тропа на какой-то миг превращается в тоннель, ведущий к яркому свету…
…а потом, петляя, перепрыгивая через вырубленные газовиками поляны, выводит к каменной стене…
Мороз уже не кажется беспощадным, и даже немного отпускает.
Скользкий подъем к гроту Столбовому окончательно бодрит организм, и на верху мы уже снимаем варежки. Объектив от дыхания покрывается изморозью и я остаюсь на какое то время без фотокамеры. Разве не лучший предлог посмотреть вокруг не через узкую амбразуру видоискателя?
Усьвинские столбы
Переводим дыхание. Горячий чай с имбирем и подъем на смотровую площадку над гротом. Вдали виднеется Уральский хребет, покрытый сединой инея…
… а справа виднеется Чертов палец — каменный массив отделившейся от основной массы каменной гряды.
Буквально через несколько минут нежный туман застилает весь пейзаж.
Мы уже подумали, что это положит конец съемке, но непогода отступает, давая нам возможность полюбоваться вдоволь открывающимся видом, и подойти к пальцу чуть ближе…
Чертов Палец, имея высоту 70 метров, как бы отделился от основного массива скалы, показывая свою независимость и неприступность.
Взглянув на бескрайнее море леса, спускаемся обратно…
Спускаясь вниз по заснеженному крутому склону, на встречу нам начинают попадаться многочисленные группы людей. Место на самом деле популярное. Нам повезло увидеть его до часа пик.
Между тем на улице заметно теплеет и уже неспешная ходьба вызывает небольшую испарину под рюкзаком. Удивительно как поменялся пейзаж. Прошло каких то два часа, а та уютная атмосфера реки куда то улетучилась. Теперь перед нами обычная уральская река и зимний лес…
Датчик температуры показывает комфортные -15 градусов. Небо радует глаз ярким ультрамарином. Отправляемся в сторону Шумихинского поворота. С удивлением отмечаю, что указатель на Каменный город продублирован на английском языке.
Каменный город (Чертово городище)
Через километр подъезжаем к тропе. Вдоль дороги стоят десяток автомобилей… Место исключительно популярное из-за своей доступности. Невольно вспоминается Аракульский Шихан, где мы отдыхали летом.
Небо вновь затягивает снежными тучами и мы спешим навстречу Чертовому Городищу. Вновь нас встречает сказочный зимний лес, утопающий в белизне пушистого снега.
Через километр оказываемся у указателя, описывающего происхождение каменных останцов, своим происхождением относящихся к далекому Пермскому периоду.
При входе в город у меня появились некие сомнения о том, что место переоценено и не представляет ничего особенного. Таких скальных массивов полно и в Свердловской области. Но по мере обхода я изменил свое мнение.
Петляя скальных трещинах, создается впечатление, что гуляешь по старой Праге.
Взглянешь вверх, а над тобой возвышается каменная стена готических построек…
Но наиболее приметные здания города находятся практически в самом центре. Черепаха и Пернатый страж смотрят вдаль, не замечая назойливых туристов ползающих по их скользки от льда спинам.
Тут даже есть вход, в жилище каменного гнома. Так я прозвал его сам по аналогии со сказками Толкиена.
Ну и высокие же в его жилище потолки…
А стены на входе украшены потоками замерзшей воды.
Любопытно выглядят останцы вблизи….
Начинало вечереть и щеки вновь стали ощущать покалывания Пермского морозца. На обратном пути посыпал мелкий снег. Температура опустилась вновь до -20 …
Путь обратно
Отправляемся в Горнозаводск ночевать и вновь прокручивать в голове, полученные впечатления.
Ночью было -32… На утро, впервые, Forester отказался запускаться… Но это уже совсем другая история…
«… я никому не поверю, что есть на нашей земле
места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху,
ни воображению, ни человеческой мысли. Только так, исследуя
какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша
и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику
и даже к робкому попискиванию лесной пичуги…»
К. Паустовский