Посёлок с говорящим названием «Пудлинговый» расположен в Красноуфимском районе Свердловской области. Известен своим потрясающим виадуком, построенным в первой четверти 20 века и железнодорожным тоннелем длиной 2 км, который является самым длинным в Свердловской области. Но не только это меня удивило. Обо всём по порядку. Поехали…

1. Название посёлка

Пудлингование (англ. puddling, от puddle — месить), пудлинговый передел — металлургический процесс передела чугуна в мягкое малоуглеродистое (пудлинговое) железо, получающееся в тестообразном состоянии (в виде крицы) на поду пламенной отражательной (пудлинговой) печи. Пудлингование было изобретено в 1784 г. Кортом в Англии. К началу XIX в. в промышленных странах оно заменило кричный передел чугуна. На Урале пудлингование появилось позднее, в частности на Северском чугуноплавильном и железоделательном заводе в 80х годах 19 века и вскоре было заменено мартеновскими печами.

В посёлке Пудлинговый не было металлургического завода, а значит и пудлингования. От куда же название?

В 2019 году посёлок отметил 100 — летие, датой основания считается 1919 год, когда были построены первые срубленые дома для тех, кто остался жить в этом месте для обслуживание участка железной дороги Казань — Екатеринбург. Правда поселение тогда называлось Долгий мост. Ну а мост этот начинали строить пленные австрийцы и крестьяне окрестных деревень в 1914 г, а запустили его в 1916 году. Это и есть тот самый знаменитый виадук. Название посёлку вероятно дали инженеры железной дороги, пудлингование было развито на Верхнесаранском металлургическом заводе, который был расположен неподалёку. А рядом с Пудлинговым были обжиговые печи — «томилки», в которых изготавливали уголь для пудлинговых печей.

2. Виадук

При строительстве виадука в Пудлинговом впервые в практике железнодорожного мостостроения был использован железобетон. Авторами проекта были инженеры П.В. Щусев, О.А. Моддерсон и М.Ф. Клочанов. Начали строить в 1914, закончили в 1916. Здесь же была устроена ж/д станция. Старожилы говорили, что для транспортировки стройматериалов использовалась река Уфа.

Виадук удивителен, а в сочетании с прекрасной местностью напоминает просторы Швейцарии. Сейчас рядом с виадуком строится новый мост, но строительство в начале пути, вы еще успеете сделать удивительные фотографии старого виадука, которому не мешает новый).

3. Железнодорожный тоннель, длина 2км.

Всего на линии Казань — Екатеринбург было построено пять однопутных тоннелей. В строительстве этих сооружений принимали участие рабочие деревень, а после 1915 года пленные венгры, австрийцы, немцы. А обкладку, говорят, делали китайцы. Пудлинговый тоннель бился с 4 сторон, в середине него есть штольня.  Сфотографировать один из входов можно легко, он расположен недалеко от въезда в посёлок.

4. Удивительная природа.

Пожалуй давно я так не впечатлялась от красоты увиденного. Чистейший еловый лес! Ели вековые, могучие, в окружении зелёных лугов с краснокнижными растениями. Воздух словами не передать!

5. Посёлок

Не газифицирован, видимо этим объясняется небольшое количество жителей при столь удивительной и живописной местности. Есть школа (ей уже больше 50 лет) и современный детский сад построенный в 2015 году. И даже оздоровителтный комплекс. Однако много пустующих старых деревянных домов.

6. Как доехать

Пермский тракт. Всё просто если по навигатору. Главное — через Красноуфимск, далее Сарана, далее Пудлинговый. От Красноуфимска — 25 км.  Очень много фур на трассе, будьте осторожны. Дорога к посёлку хорошая, на любой машине проедите, но не асфальтированная, гравий. В самом посёлке есть участки просто с глиной. Время в пути от Екб до места назначения — 3,5 часа. С собой — еда, вода.

Автор статьи: Анна Трепалова

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar
сначала новые старые популярные
Василий
Гость
Василий

Больно смотреть как красоты севера умирают

Андрей
Гость
Андрей

Автор, а Саранск это где? Нет в округе такого населённого пункта, есть посёлок Сарана, да есть, впечатление что Вы и не бывали там никогда