Первый день нашего путешествия начался рано, будильник прозвенел в субботу ровно в 4:00 AM. Но вставать в такую рань для того, чтобы скорей отправиться в путь совсем не трудно. И вот в 5:00 AM мы уже выехали на маршрут. Сегодня нам предстоял малоинтересный первый день доездинга, но без этого унылого времяпрепровождения не бывает и интересных локаций.
В Пермский край из Ярославля
В такую рань выезжать нас заставило не только стремление проехать побольше в первый день, но и костромской мост через Волгу, который капитально ремонтируют в этом году. Стоять в пробках и терять драгоценное время в наш план не входило, поэтому мы планировали преспокойно проехать по ремонтируемому мосту до того, как проснутся костромские дачники.
План сработал — мост проехали, даже не притормаживая ни разу. Дальше был унылый перегон в сторону Пермского края, через Кировскую область. Прямее и короче дороги из Ярославля в Пермь нет, но о некоторых участках этой дороги ходят легенды. Да, участок дороги от Костромы в сторону Мантурово и Шарьи оставляет желать лучшего, но работы над его качеством ведутся. Какие-то особо проблемные в прошлом участки, уже отремонтированы, но все равно еще полно мест, где действует безотказно правило — «больше скорость, меньше ям». К слову, на этой дороге от нас убежала одна колесная гайка. Я считаю, что это показатель. Конечно, это было следствие, а не причина, но тем не менее.
План «хорошо» на первый день заключался в доезде до Вятки в окрестностях Омутнинска, а план «отлично» — до Камы у Афанасьево. Киров мы проехали около 2 часов после полудня, то не видели причин и не пойти на «отлично».
Тут же мгновенно и начались приключения.
Уже не помню, какой я логикой пользовался в момент составления маршрута, но в маршрутном листе были обозначены координаты: 58.871074, 53.213935. Спокойно заезжаем через деревню Трактовые и едем вниз к Каме. Дорога, если честно, даже в деревне была так себе, а как только пошла вниз и вовсе испортилась. Появилась глина, боковой крен, но было довольно сухо. Следующее препятствие выглядело несколько сложнее — это была заваленная отходами местной лесопилки огромная глиняная лужа. Наваленный сверху лес как-то вызывал доверие и даже внушал оптимизм. Как думаете, что было дальше? Минут через 10 я уже шел обратно в Трактовые за трактором.
Наша Нива колесами сломала горбыль и уселась задним мостом и всем передом на эти наваленные доски. Колеса же просто висели в воздухе, точнее в глиняной водичке и безуспешно пытались за нее зацепиться.
Иду значит обратно в деревню, вижу старенький синий трактор у одного из домов. Достучался, вышел хозяин, которого явно заинтересовало мое предложение вызволить беспомощную Ниву, но он с тоской в голосе (а был вечер субботы) сообщил, что не сможет завести трактор, так как отдал магнето приятелю. И я сейчас не про комиксы… :) Счастье было близко, но, увы.
В итоге побрел до лесопилки, но особых надежд не питал — по-прежнему вечер субботы. Но лесопилка работала, во дворе стояли трактора, погрузчики и шнива. Трактористов не оказалось, а вот хозяин шнивы отозвался на мою просьбу, и мы отправились на спасение. Не буду подробно описывать, как одна шнива вытаскивала другую шниву, но это было не просто.
Во-первых, рядом с нашей машиной не было твердого грунта, чтобы было сцепление колес у буксира. Во-вторых, я до сих пор езжу с обычным буксировочным тросом, который оказался не только просто буксировочным, но еще и немного «гниловат». Наш трос работал только в сложенном пополам состоянии, наличие нормальной веревки у буксира сильно упростило задачу. Но даже после того, как мой трос перестал рваться, а суммарной длины хватало, сдернуть хорошенько сидящую шниву шнивой задача не простая. Парнишка сказал, что не может с нами весь вечер тут развлекаться и ему надо идти работать. Мол, последняя попытка и пора работать. Я уже мысленно думал, где поставим палатку, но именно последняя попытка оказалась самой эффективной и мы снова стояли всеми четырьмя колесами на земле. Отблагодарил парнишку, в том числе материально. Он отправился дорабатывать смену, а мы начали корректировать план на первую ночевку.
Однозначно решили, что нужно выбираться на асфальт и искать другой способ попасть к Каме. Снова проезжаем по деревне Трактовые и у того самого трактора замечаем уже хорошую такую тусовку мужиков и еще один трактор, который явно приехал не просто так.
Вы, наверное, спросите меня, расстроились ли мужики, увидев нас? Да, очень расстроились!
Я спросил у них, где здесь можно подъехать к реке. Ответ был получен предельно простой и понятный: перед мостом направо, а дальше после моста налево.
Начало смеркаться. На все грязевые процедуры было потрачено примерно 1,5 часа, а к долгожданному берегу Камы-реки мы добрались уже в сумерках, которые предательски оказались раньше, чем себе это представляли. В 7 часов здесь уже темнело. Если разобраться, то логично, но для нас это было неожиданно. Хотя буквально, через 50 километров начинался часовой пояс +2 часа к московскому времени. Но это будет завтра, а сегодня вечером мы ставим палатку на берегу Камы.
Поставили палатку, наскоро поужинали и завалились спать. Завтра нас ждал второй день доездинга. Только мы забрались в палатку, как началась гроза. Гроза эта кружила над нами практически всю ночь, периодически проверяя водостойкость тента и дна палатки. Спалось под дождем невероятно спокойно и уютно. Палатка натиск стихии с легкостью выдержала, хотя было пару моментов, где я всерьез за это переживал.
Собственно, Кама-река на следующее утро.
Утро было пасмурным, но без дождя. Это радовало. Рано вставать в наши планы не входило, но и во время встать, тоже не удалось. В итоге встали позже намеченного, а выехать удалось и вовсе в 10:30, которые через 50 км получили автоматом +2 часа.
Просто дом недалеко от трассы Киров — Пермь.
Вообще, знакомство с часовыми поясами у нас случилось впервые. И все это на протяжении двух недель нам причиняло неудобства по утрам. Я думал, что мы сможем адаптироваться, но на не все оказалось гораздо труднее.
Чем ближе к Перми, тем интереснее становился пейзаж. Но сама Пермь нас не интересовала, наш план был подобраться как можно ближе к Красновишерску.
Добравшись до трассы Р242, которая Екатеринбург — Пермь, мы встали в пробку по случаю ремонта этой Р242. Участок пути от перекрестка Кировской дороги и до Краснокамска мы ехали 1,5 часа.
И если до этого у нас проскакивали мысли посмотреть на знаменитое «Счастье», то из-за ремонтов пришлось отказаться от этой идеи и Пермь мы проехали по левому берегу, заодно взглянули на КамГЭС. Вообще, изначально я думал объехать Пермь от Кудымкара до Усолья, но потом сильно засомневался в качестве этой дороги и наличии асфальта, и все-таки доверился навигатору.
Поздний выезд, смена часового пояса, а также пробки перед Пермью и мы решительно не успеваем добраться до Красновишерска. При этом добраться же это половина дела, нам нужно найти подходящее место для лагеря и все это неплохо сделать до того, как начнет темнеть. Но такой сценарий мной был предусмотрен и я заблаговременно узнал возможные места для лагеря. Отличное место на берегу реки Язьва подсказал камрад с D2 nagualart.
Это был высокий берег с преобладанием хвойных пород деревьев. Само по себе место было легкодоступным и совсем не далеко от дороги, но был воскресный вечер, и место было абсолютно свободно. С удовольствием здесь заночевали. Омрачало только полное отсутствие связи. Но потом мы к этому привыкли, т.к. связи практически не было нигде…
Начался третий день нашего путешествия. До Красновишерска порядка 30 км, погода с самого утра стояла прекрасная, было тепло и ясно. День будет теплый, а может даже жаркий. Прежде, чем отправиться на первую основную точку маршрута мы решили искупаться в Язьве. То, что вода будет холодной — не было никаких сомнений, а вода, да, была холодной.
Вид на реку Язьва с высокого берега, где мы ночевали.
Помяненный камень
А первой видовой точкой в нашем путешествии был Помяненный камень.
Доехали до Красновишерска, дальше наш путь лежал по грейдеру на восток. Еще 30 км в сторону Вая и сворачиваем с грейдера на лесную дорогу. У меня до сих пор нет ответа, правильно ли мы ехали на Помяненный камень или же была какая-то другая дорога.
В самом начале выбранной нами дороги стояла пара легковых машин, но по дороге было видно, что по ней ездят. Решили ехать до упора, а там думать. В итоге довольно успешно преодолевали неглубокие броды, развалившуюся гать (она запомнилась больше всего), грязевые препятствия разной сложности и выбрались на лесной перекресток. Вправо и влево отходила позаросшая просека, а вперед, т.е. вверх уходила уже не проходимая Нивой дорога. Решили оставить машину на этом перекрестке, а дальше отправиться пешком.
Начало подъема вверх было пологим, но не проходимая Нивой дорога была сырой и грязной. Чем выше мы поднимались по ней, тем непроходимее она становилась. То и дело попадались следы адового рубилова, вырубленные пятаки для разворота. В итоге дорога эта плавно перешла в тропу, т.е. ехать ее не было никакого смысла в принципе. И в этот момент меня и посетила мысль, что добирались мы как-то неправильно. В чужих отчетах я не видел таких трудностей.
Пешая тропа была тоже очень сырой и грязной, все-таки лето было очень капризным.
Спустя какое-то время, а нам показалось оно крайне продолжительным, мы добрались до небольшого скалистого скопления. Первая мысль была: Ура! Вот он Помяненный камень!
Но практически моментально стало все на свои места — до желанной горы еще идти и идти. Радовало лишь припекающее солнце, которое грело, но при этом портило наши фотоснимки. Вообще, отправиться на Северный Урал и попасть там на лето, было очень приятно. Все-таки нашли мы немного лета для себя.
Посмотрели на «динозавра» издалека и пошли тропой навстречу камню.
Довольно быстро мы добрались до склона. Набор высоты уже чувствовался, а вокруг было зеленое море тайги.
Причудливые сосенки, которые оказались сибирским кедром, росли непосредственно на кварцевом песчанике, что выглядело крайне любопытно.
Ближе к вершине появляется курумник, а также горизонтально-слоистые останцы, которые и придают Помяненному камню неповторимый облик.
На горе мы оказались не одни. Встретили наверху компанию молодых ребят, которых слышно было еще на подъеме.
Наверху было очень ветрено и холодно. Дарья нашла защиту от ветра за огромным валуном, а я решил побродить по окрестностям и немного полазать по курумнику.
С горы отлично видно отработанное алмазное месторождение. Очень был удивлен, когда узнал, что в этих краях добывают алмазы. Слева хорошо видно небольшие скалы, это те самые скалы, с которых мы впервые увидели Помяненный камень.
А теперь давайте посмотрим на фрагменты этой горы.
Не знаю, принято ли на Урале называть такие причудливые камни сейдами, но моя первая ассоциация была именно такая.
Помяненный камень также имеет и другое название — Колчимский камень.
Про Помяненный камень есть красивая легенда, в которой сказывается про богатырей Полюда и Ветлана, а также красавицу Вишеру. Я не буду ее сюда копировать, если интересно — очень легко найти.
На меня больше впечатления произвела сама гора, чем виды с нее.
Интересные формы и слоистая структура.
Но ходить по курумнику оказался не так просто, как я себе это представлял. Когда мы немного побродили по курумнику Ловозерских тундр в районе перевала Геологов, я этого не смог осознать, но здесь сполна насладился шатающимися камнями под ногами.
На этом прогулку на Помяненный камень заканчиваем. Все-таки нужно еще возвращаться обратно к машине, а также преодолевать непростой путь до грейдера на Красновишерск.
Берега Вишеры
К счастью, обратная дорога далась даже проще, т.к. все засадные места мы уже разведали. Но все равно развалившаяся гать дала о себе знать. Если по дороге туда мы просто внезапно плюхнулись с бревен в глубокую лужу, в которой беспорядочно валялись бревна. Волна тогда скрыла капот. На обратной же дороге было не просто из лужи забраться по скользкому бревну вверх. Но все получилось.
Ночевать мы планировали на берегу Вишеры под другим легендарным Уральским камнем — Ветланом. Много негативного был наслышан об этом месте, поэтому ехали туда без каких либо ожиданий.
На берегу было людно. Кто-то просто приехал одним днем, а кто-то стоял лагерем. Мы решили проехать чуть дальше от скопления людей в надежде найти уединенное местечко. Дорога стала стремительно портиться, а нам это только на руку, т.к. на легковых машинах сюда уже было не доехать. Стоило буквально отъехать метров 200, как мы нашли отличное место на самом берегу Вишеры.
Единогласно решили ставить палатку у самой воды, предварительно убедившись, что от проносящихся моторок волна не доходит до палатки.
Дарья наблюдает камень Полюд за туманной рекой. В это путешествие к Полюду решили не идти, лишь полюбовались издали.
Вечерело, туман над рекой сгущался, но было по-прежнему тепло. Туда-сюда сновали моторки по реке. Шум моторных лодок нам напомнил о первой поездке на Кенозеро.
Этим туманным снимком Вишеры и Полюда я закончу рассказ. Надо разводить костер и заниматься бытом.