Мы очень хорошо знаем, что П.П. Бажов и Д.Н. Мамин — Сибиряк – это уральские писатели! Но мало кто знает, что родился и провел детство  у нас еще один известный писатель и поэт – Степан Петрович Щипачев.  Те, кто был пионером, помнят его стих про пионерский галстук:

Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.

Детство Степана прошло в деревне Щипачи, около Богдановича, в бедной крестьянской семье. Рано умер отец и мать осталась одна с четырьмя детьми. Степан вспоминал, что когда мужики ладили гроб для отца, не хватило одной доски, которую решено было вынуть из пола в сенях. И заходить в избу стало неудобно.

 

фото с сайта музея: https://litmuseum.ukmpi.ru/index.php/login-module-example/berjozovyj-sok

Деревня была красивой, пейзаж дополняли две речки. Природные краски и  гармония повлияла на то, что Степан вырос писателем. Как он рассказывал, еще в церковно-приходской школе научили его понимать поэзию. Самым ярким произведением для маленького Степы оказалось «Бородино». После урока он подошел к учителю и спросил: «А есть ли сегодня поэты?». Он считал их небожителями и был удивлен, что такие люди живут среди нас.

Городом его юности  был Камышлов. Однажды он пришел в книжную лавку Лагуткиных и приобрел там за пятачек маленькую книжечку – календарь. Придя домой, увидел на одной из страниц ценник, оказалось, книжечка стоила дешевле. Тогда Степан пришел к продавцу и потребовал возврата денег, которые он переплатил. При этом разговоре присутствовал хозяин лавки, который пригласил юного Щипачёва на работу.  Несколько лет он работал у камышловского купца.

В 1917 году Степана Щипачёва призвали в Царскую армию, но началась
революция и он перебежал на сторону красных, писал пропагандистские стихи, которые разбрасывали над окопами белых. Затем обучение на курсах красных командиров и военно-педагогической школе в Москве, после чего был направлен в Крым, где
преподавал историю и обществознание. В 1923 году в Симферополе выходит его первая книга стихов «По курганам веков». Во время Великой Отечественной войны он работает  военным  журналистом. В такое тяжелое время солдаты хотели отвлечься от действительности, искали для чтения что-то легкое, романтичное, поэтому стихи о любви Степана Щипачева оказались популярными. Строчками из его произведений многие признавались в любви.  Вот, например, его трогательные строки из любовной лирики:

Две липы у окна.
Они родились вместе
под теплым ветерком,
и подымались вместе,
и старятся рядком —
и счастливы они!
Но разве знают липы,
как счастьем дорожить!
Скажи, ну как могли бы
мы друг без друга жить?
И в прошлое порой
мне страшно оглянуться:
росла ты далеко —
и в жизни так легко
могли мы разминуться.

В 60-е годы Степан Щипачёв возглавляет Московскую писательскую организацию. В неё входили С. Михалков, Б. Пастернак и многие другие.  Ниже можете посмотреть шарж на всех тех, с кем ему удалось взаимодействовать во время такой интересной работы.

Был он знаком и с Юрием  Гагариным. Космонавт даже называл  С. Щипачева любимым поэтом.

Интересным является еще один момент в жизни поэта. Он родился перед рождеством, а умер в новогоднюю ночь.  После праздничного ужина его супруга стала прибирать на кухне. Степан Петрович подошел к ней и сказал, что хочет попрощаться. Она не приняла это всерьез, отправила его спать. А позже ей показалось, что она осталась одна в квартире… Умер поэт Степан Щипачев во сне, наступал 1981 год.

Удивительные истории из жизни писателя можно узнать в Богдановиче, в музее С.П. Щипачева. Он создавался по инициативе жительницы города, Антонины Михайловны Хлыстиковой, которая однажды нашла в библиотеке книгу поэта с автографом.             В 1974 г.  Степан Петрович приезжал на Родину и всем школам города он подарил  свои книги. Но одна из книг «ждала» нужного человека и подходящего времени.

Антонина Хлыстикова в д. Щипачи

фото с сайта музея:

https://litmuseum.ukmpi.ru/index.php/login-module-example/berjozovyj-sok

Встречи с родственниками  писателя, его друзьями и коллегами помогли собрать необходимый материал. А также на основе различных экспедиций по местам жизни Степана Петровича  в 1994 г. был создан музей, директором которого стала Антонина Михайловна Хлыстикова. В создании музея помогала супруга писателя Валентина Николаевна Щипачёва.

Первым в Богданович  из Москвы прибыл дубовый письменный стол С.П. Щипачёва, который экспонировался в городском краеведческом музее до открытия музея поэта. Сегодня фонд Литературного музея Степана Щипачёва насчитывает около 7 000 экспонатов!

Хоть и было это 25 лет назад, музей выглядит современно. В холле художники воссоздали  деревья и крыльцо, как — будто  в тумане. Рядом скамейка «влюбленных», символизирующая романтические стихотворения писателя.

 

В центре главной экспозиции «Путь в поэзию» «растет» Дерево желаний. Можно смело загадывать…Обязательно  сбываются самые сокровенные мечты!

 

В холле на посетителей смотрит портрет писателя 1933 года, автор которого  был Василий Костяницын. Очень интересная история  его создания. В 1933 году художнику Василию Костяницыну, как и другим московским художникам к Первому Съезду членов союза писателей было поручено написать их портреты. По распределению. Щипачёв был направлен в Костяницыну.

И вот, только что вышедший в отставку преподаватель истории военного училища
Степан Петрович Щипачёв получает предписание явиться в мастерскую художника Костяницына. Военный человек, привыкший к дисциплине, без опозданий приходит в мастерскую. Картина, которая предстала перед Щипачёвым, привела его в замешательство: художник бы пьян и еле стоял на ногах. Костяницын предложил нашему поэту стул, дал в руки книгу и сделал несколько набросков. Сеанс длился не более пяти минут. Договорились о встрече на завтра. На другой день всё повторилось один к одному. Степан Щипачёв не мог скрыть своих чувств, и на портрете у нашего поэта несколько суровый и напряжённый взгляд. На втором сеансе художник снова работал недолго и заявил, что ему достаточно. Степан Петрович с облегчением  вздохнул и покинул мастерскую, навсегда забыв об этой встрече. В 1934 году, в дни работы съезда, портреты членов Союза писателей экспонировались в Манеже.
Впоследствии полотна, на которых были изображены самые известные литераторы были приобретены государством, а некоторые купили сами писатели. Степан Петрович о
портрете больше никогда не вспоминал, тем более, что купить он в те годы его бы не смог. В 70-е годы наследники художника Костяницына принесли этот портрет в комиссионный магазин. К тому времени Степан Щипачёв был уже известным поэтом, и кто-то из членов комиссии позвонил Ливию Щипачёву — старшему сыну поэта,
московскому художнику. Ливий Степанович купил этот портрет за 300 рублей, отреставрировал нижнюю часть холста, попорченную временем, и преподнёс отцу на день рождения. А Степан Петрович рассказал историю создания этого портрета в мастерской Костяницына.

Ливий Щипачев стал художником. В музее находится несколько его работ.  Одна из них: «Орфей из Щипачей».

Но у Ливия еще  был талант актера.   В детстве он снимался в фильме   “Тимур и его команда”, где играл самого Тимура.

Много интересного вам расскажут о Степане Петровиче Щипачеве и его жизни. Ведь он  был очень известен в СССР, а также его книги печатались в других странах. Например, в Чехии было издано 30 его сборников.

Перед поездкой в музей, среди экскурсантов был объявлен конкурс на самый интересный вопрос. В нем победил Ярослав Махлин, который спросил: «Выкладывал ли в чат Степан Петрович Щипачев свои заметки с фронта?». Победитель получил от портала «Наш Урал» путеводитель по Екатеринбургу! Теперь юный исследователь Урала будет знать столицу Урала еще лучше!!!

На сайте музея вы найдете много интересной информации:

https://litmuseum.ukmpi.ru/index.php

https://vk.com/museumschipacheva

адрес музея: Свердловская обл., г. Богданович, ул.Ленина, 14, 8 (34376) 5-61-07

отзывы о поездке от наших туристов:

Если вы еще сомневаетесь ехать ли в музей, то читайте отзыв наших туристов:

Вот что пишет о поездке Татьяна Андреева:

«Маленький уютненький музей: холл с деревьями и с лавочкой для влюбленных, зал с экспозициями, кабинет Степана Щипачева, обставленный мебелью, привезенной с дачи писателя, литературная гостинная. Приятные работники музея, которых можно слушать и слушать. Теплая атмосфера.
Побывала в музее впервые в жизни. И впервые в жизни, к стыду своему как филологу, узнала об этом писателе и поэте. Просмотрела конспекты университетские — не нашла информации о творчестве этого писателя. Может на спецкурсах кафедры литературы ХХ века и изучали его творчество, но в общем курсе такого не было.
Теперь о писателе знаю не только я, но и мои дети. После прочтения автобиографической повести «Березовый сок», рассказывающей о детстве писателя, обязательно поездку в Богданович повторим. А может и в сами Щипачи съездим».

https://m.facebook.com/story.php?tory_fbid=2371228579627814&id=100002220851535

А вот еще один отзыв нашего экскурсанта, Татьяны Федотовской:

«Любовью дорожить умейте,
С годами дорожить вдвойне.
Любовь не вздохи на скамейке
и не прогулки при луне.
Всё будет: слякоть и пороша,
Ведь надо вместе жизнь прожить.
Любовь с хорошей песней схожа,
А песню нелегко сложить.
Это стихотворение, написанное Степаном Щипачевым еще в 1939 году, мы, семнадцати-восемнадцатилетние девчонки середины восьмидесятых, переписывали в свои поэтические тетрадочки наряду с балладами Э.Асадова и лирикой Н. Заболоцкого.
А еще раньше, в годы пионерской активной жизни, было:
Как повяжешь галстук,
Береги его:
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
А под этим знаменем
В бой идут бойцы,
За отчизну бьются
Братья и отцы.
И все эти замечательные стихи жили со мной. И при первых звучащих строчках память откликалась: да, знаю, помню! А кто автор? – спрашивала я у памяти. А вот этого не помню – ответствовала мне память. Помню-не помню… Чушь какая-то. А автор-то наш, уральский. Но до поездки в Богданович, в Литературный музей Степана Щипачева, для меня эти стихи (как для многих из нас, когда важно само произведение, а не автор) были как бы народной поэзией. То есть, конечно, понимаешь, что есть автор, но он не важен. Это как «В лесу родилась елочка…». Все знают, а кто сочинил? – да, неважно.
И вот открылся для меня Степан Щипачев как личность, как автор «тихой» лирики, такой немодной в годы Великой Отечественной войны и послевоенных лет строительства коммунизма. Он и сам писал в 1962 году: «Порой мне кажется: тихи в наш громкий век мои стихи. Но были б громче – вдвое, втрое – перекричишь ли грохот строек?», или такое: «Не громок, не бросок мой стих, но я не желаю иного. От влюбчивых строчек моих душой молодею снова».
Но, думаю, не стать бы Степану Петровичу руководителем Московской писательской организации, если бы не партийное сознание и искренняя вера в коммунистическое счастливое будущее: «Мы строим коммунизм. Что в мире краше, чем этот труд! Где доблести предел? Предела нет! А кто сказал, что наша любовь должна быть мельче наших дел?».
И все же лирика Щипачева – это не ура-патриотизм. Это воспоминание о своем нищенском детстве (вдовий сын, у которого еще пять братьев и сестер, он немало хлебнул нищеты и безденежья), причем теплое воспоминание; это воспевание своего родного зауралья; это, конечно же, песнь честной, чистой и верной любви: «Любовь пронёс я через все разлуки. И счастлив тем, что от тебя вдали её не расхватали воровски чужие руки, чужие губы по ветру не разнесли».
Не буду излагать содержание экскурсии по музею, тем более, что и без меня это замечательно сделала Екатерина Иванова на портале #НашУрал. Хочу лишь сказать спасибо обаятельной Крутаковой Ксении Юрьевне, директору музея (хотя, глядя на ее обворожительную улыбку, ее хочется называть Ксюшей), за содержательный рассказ, за неравнодушное отношение к своей работе, за с такой любовью подхваченное важное дело, начатое ее мамой, Антониной Михайловной, которая является создателем этого музея.
От лирики стихотворной после посещения музея мы обратились к лирике суровой зауральской природы. Продолжить экскурсию нам предложила Ксения, великодушно согласившись стать нашим проводником по природным достопримечательностям окрестностей г. Богдановича.
В 15 минутах езды от центра города находится живописное место, называемое Кашинское городище на реке Кунара. Свое название оно получило по близости расположения к деревне Кашино (еще одно открытие: оказывается, Кашино есть не только в Сысерти, но и в Богдановиче), в храме которой венчался Павел Петрович Бажов (вот так клубок!), но об этом чуть позже. А сейчас о Двуликом Молчальнике. Это такой утес, на вершине которого археологи нашли древние захоронения животных, а также предметы быта (черепки всякие), датированные четвертым веком первого тысячелетия н.э. Считается, что вершина горы служила отправлением культовых обрядов древнего человека, т.к. захоронений людей не найдено.
Почему такое интересное народное название? Если посмотреть на гору, что называется, «в профиль», можно разглядеть очертания двух лиц: так постаралась природа и высекла выдуванием ветров нос, рот, ухо, глаз, подбородок…И так два раза. Потому и Двуликий Молчальник. Давно бы пора сочинить какую-нибудь легенду о том, что жил великан-урод, с двумя лицами и нежной и ранимой душой. И влюбился он в красавицу-Кунару. Но заносчивая была Кунара, не ответила она взаимностью великану. И тогда великан топнул с горя ногой и провалился под землю по самый подбородок. А Кунара, зная, какой нежной и щедрой души был этот великан, почувствовала свою вину перед ним и превратилась в реку. И с тех пор торчит из-под земли голова Двуликого Молчальника, ласкаемая водами красавицы Кунары. Вот такой вам хеппи-энд. Эк, меня понесло. В общем, дарю краеведам и экскурсоводам.
Ну, и напоследок о неожиданном следе П.П. Бажова в Богдановичском районе. В 1911 году П.П. Бажов сочетался браком со своей ученицей, выпускницей Екатеринбургского епархиального женского училища, Валентиной Александровной Иваницкой. Обвенчалась пара, по настоянию супруги, на ее малой родине в деревне Кашинское (ныне Кашино) в церкви Святителя Николая, в которой ее и крестили. Остов этой церкви сохранился и доныне, но сегодня ничего не напоминает о первоначальном культовом назначении этого здания, т.к. закрыта церковь была в 1935 году и отдана под сельский клуб, который тоже пришел в упадок. При въезде в деревню, на высоком берегу р. Кунара, по инициативе работников Литературного музея Степана Щипачева в 2004 году установлен памятный камень о событии более чем вековой давности, но очень значимом для местных жителей. В начале июля, в ближайшие выходные к празднику Любви, семьи и верности (8 июля), здесь проходит этнографический фестиваль «Кашинский хоровод».
Насыщенный, однако, получился у меня маршрут выходного дня в последний день уходящего лета. Еще раз спасибо за идею #НашУрал и организацию экскурсии Светлане Силе.
А еще на таких экскурсиях обязательно появляются новые друзья. Сегодня это была Татьяна Андреева».

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.1784285585035734&type=3

 

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments