Многие из моих читателей наверняка предпринимали восхождения в большие горы — для них высоты в 4–5 тысяч метров не кажутся чем-то сверхъестественным, а для кого-то это просто обыденность.
Однако значительно меньшее количество людей могут сказать, что они спускались хотя бы на сотню метров под землю. Между тем есть категория людей, которые совершают этот подвиг ежедневно и рутинно. Да, я сейчас о горняках — людях, значительную часть своей жизни отделенных от обывателей сотнями метров и миллионами тонн бездушной породы. Этих людей на нулевой отметке можно узнать по характерным ударениям в словах «рУдник» и «дОбыча». Для этих людей шахта — это не черная холодная яма, а дом родной, в котором всегда одна и та же погода.
Верхнекамское калийное месторождение
Пермский край весьма щедр на полезные ископаемые — более 500 их наименований в портфолио региона тому в подтверждение. Одной из крупнейших жемчужин недр Перми Великой является Верхнекамское калийное месторождение — огромная соляная линза площадью около 8,1 тысячи квадратных метров, образовавшаяся за десятки миллионов лет до появления первых динозавров.
Первую соль в Прикамье стали получать еще в XV веке из соляного рассола, но вскрытие коренного калийного целика произошло только в начале XX века при проходке Людмилинской скважины в Соликамске. Промышленная же разработка Верхнекамского калийного месторождения началась в 1934 году созданием Соликамского калийного комбината, из которого впоследствии образовались «Уралкалий» (Березники) и «Сильвинит» (Соликамск). В 2011 году эти компании снова объединились в одно целое после присоединения «Сильвинита» к «Уралкалию». На текущий момент объединенное предприятие занимает 18 % мирового рынка калийных удобрений, производя более 11,5 млн тонн калийных продуктов с выручкой более 2,2 млрд долларов в год.
Калийная шахта «Уралкалия»
Пять лет назад мне уже доводилось спускаться в калийную шахту «Уралкалия», и вот шанс повторить экскурсию выпал снова. Инструктаж, облачение в спецодежду, фонарь на каску и «самоспасатель» через плечо — в таком виде я готов к спуску в недра планеты.
Клеть ствола БКПРУ-4 за несколько минут опустила нас на глубину минус 430 метров уровня моря — у выхода уже ждал дизельный «Крот» с вагончиком для перевозки людей. В прошлый спуск я был весьма удивлен наличию под землей уазика-козла, который в течение 20 минут несся по темным штольням до места подработки. На этот раз подработка была поближе — путь под землей занял не больше 15 минут.
Чтобы вы понимали величину подземного горного города — расстояние между Березниками и Соликамском составляет порядка 30 километров по поверхности земли, которое на легковой машине покрывается за 15–20 минут. Фактически же все это пространство, а равно как и части Березников с Соликамском находятся над подземной выработкой и это рождает известную проблему провалов.
Несмотря на довольно просторные тоннели, маневрировать по ним на нашем «паровозике» не так-то и просто. Чтобы развернуться, водителю приходится доезжать до больших камер, рядом с которыми, как правило, есть выходы к конвейерным лентам. Возле конвейера шумно — помимо его самого в какофонию звуков лепту вносит и вентиляция, которая гонит воздух с поверхности.
Небольшая прогулка до места выработки, и вот перед нами железное чудовище, которое круглосуточно сражается с упрямой породой, — калийный проходческо-очистной комбайн.
Весит этот зверь в зависимости от модели 90–110 тонн с потреблением порядка 0,5–0,7 мВт. При первой экскурсии во время его запуска я едва в голос не заорал — «Наконец-то ты вернулся, Оптимус Прайм!». В этот раз я уже был готов вторжению инопланетной расы.
Машина в работе поднимает клубы соляной пыли — губы лучше не облизывать, а в носу устойчивое ощущение морской ингаляции.
Напоследок еще небольшая прогулка по шахте — отдельные камеры очень объемные, это целые подземные залы!
На этом все. Слава роботам.
«Верхнекамское калийное месторождение — огромная соляная линза площадью около 8,1 тысяч квадратных метров». Маловато будет!