От села Тирлян мы прошли пешком 20 км вдоль разбитой лесовозно-забросочной дороги, вброд перешли два раза речку, миновали кордон Миселя и нашли стоянку у ручья.
Наутро отправились с лёгкими рюкзаками на Зубчатки – еще 4 км по дороге и потом вверх, к живописным останцам, к Горному цирку – так называют самый эффектный кусок этой гряды. Там обычно и заканчивается маршрут.
По пути мой спутник В. нашел нераспакованную шоколадку «Кофе с молоком». Лёгкое подозрение, что на эту сласть уже кто-то строит виды, шевельнулось у меня на грани подсознания. Однако шоколадку мы забрали.
Отправились дальше по малозаметной тропе, потом ее потеряли, вновь нашли и решили сварить чаю на газовом примусе в уютном продуваемом месте – было жарко. Испив чаю, оставили рюкзаки, сложив документы, ключ от машины и бутылочку воды в маленький тряпичный рюкзачок, и отправились еще дальше – час туда, час обратно (думали). Добрались до некоей естественной обзорной площадки, откуда видны обе долины – и Тирляна, и Инзера. Чудесное зрелище природы без всяких признаков человека!
В. долго колдовал над навигацией, поставил там конечную точку, и мы отправились обратно. И вдруг глаза у В., опытнейшего туриста, стали какие-то стеклянные, и он ломанулся вниз по склону, не обращая внимания на мой писк о том, что мы тут не шли, что тропы нет, что я так быстро не могу. Ободрала ногу о камень – спасибо, не сломала. Внизу, в зарослях травы в рост человека, мы очертя голову двинули куда-то без всяких намеков на тропу, по камням и бурелому.
Только моя паника и требование остановиться и подумать заставило его сосредоточиться, поставить еще точку и понять, что мы идем вдаль и не по инзерской долине – как следовало, а по тирлянской. Я сразу поняла, что местные духи гор (шуралэ, надо думать, раз дело в Башкирии) обиделись за отнятую шоколадку и решили как следует отвести нам глаза. На Алтае мы постоянно имели дело с тамошними тенгри, всегда угощали их коньяком и горя не знали, а кто не угощал – постоянно получал то в ребра, то в голову, то палец вывихивал.
Ну ушли на несколько километров не туда, да и ладно, сейчас повернем и дойдем куда нужно. Опасность состояла в обезвоживании: в этих бешеных зарослях не было ни капли воды. Вроде болотная трава, а сухо. Под курумом журчит ручеек, а не добраться. Пот льет ручьем, пить хочется адски, а воды осталось три глотка. Поняли, что обратно на гору не забраться, пошли по навигации к роднику напролом. Даже не сообразила сфотать эти буйные и совершенно сухие заросли. Через несколько часов на последнем глотке воды добрались-таки до родника. Вот тут понимаешь, что же значит ВОДА! Как жутко без воды! Напившись, вышли к стоянкам и спокойно пришли к палатке.
За рюкзаками отправились на следующее утро, без проблем их нашли. На обратном пути, отдыхая в Горном Цирке, услышали детские голоса, а потом увидели престранную процессию: люди в серьезных противомоскитных сетках на шляпах, в дождевиках до полу (и комаров, и дождика было совсем чуть-чуть), с посохами выше их роста шли и шли в нашу сторону. Вышли к кострищу. Разговорились с ними: оказалось, это группа из Саудовской Аравии!
Несколько русскоязычных, неотличимых от башкир, и – самые закутанные – настоящие арабы. С очень тёмной кожей, маленького роста и явно в офигении от всего окружающего. У них, оказывается, восьмидневный круговой маршрут, на зубчатки – радиальная вылазка. В группе были и женщины, в хиджабах под москитками. Удивительная компания! Но никакой опасности или агрессии от них не исходило, просто туристы да и всё. А может паломники? Про исламские святыни в этих краях мы ничего не слыхивали, но вдруг.
…Шоколадку «Кофе с молоком» духам отдали обратно.