Национальный природный парк Таганай находится рядом с городом Златоуст (Челябинская область).

По территории проходят несколько пешеходных маршрутов, помеченные метками на деревьях — три полоски: белая-голубая-белая. На развилках встречаются информационные таблички указывающие направление до природных объектов.

В переводе с башкирского Таганай означает «Подставка луны», потому что ночью можно увидеть, что луна как будто стоит на подставке…

Таганай состоит из трех хребтов. Общая их протяженность превышает 20 километров. Западный хребет называется Большой Таганай,

средний — Средний Таганай,

восточный, самый ближний к городу, — Малый Таганай.

Расстояние от Златоуста до Малого Таганая — 5-8 километров, до Среднего Таганая — 8-12, до начала Большого Таганая — 8 километров.

В свою очередь хребет Большой Таганай состоит из отдельных вершин. Ближайшая из них к Златоусту — Двуглавая Сопка, или Ближний Таганай — находится в 8 — 10 километрах от города.

Дальше, за седловиной — Откликной Гребень (в 12 — 15 километрах от Златоуста),

а затем Круглица (в 17 — 19 километрах)

и Дальний Таганай (в 25-30 километрах). Высшей точкой Таганая считается вершина горы Круглица — 1178 метров над уровнем моря. Мы поднимались на ближайшую вершину — Двуглавую сопку (высота южной вершины 1034 м).

Она находится рядом с приютом «Белый ключ». Белый ключ – самый известный высокогорный источник Таганайского горного узла. Расположен на высоте 690 м на юго-восточном склоне Двуглавой сопки. Его вода очень прозрачная и вкусная. Среди лета температура воды 3-4 градуса, мягкость которой выше, чем у талого снега. Своё название получил из-за белых кварцитовых глыб, которыми природа сложила таганайские вершины. Дно источника, покрыто осколками кварцита.Одно из бытовавших ранее названий Белого ключа – Святой ключ. В прошлом веке здесь даже стоял крест с навесом.

От приюта идет металлическая лестница (100 метров, 201 ступенька), потом крутой подъем по меткам и хорошо натоптанной тропе минут 40. Пока поднимались, то уже рассматривали красоту всех далей, которые было видно все лучше и лучше. Одна из голов горы Двуглавая Сопка носит название «Перья», потому что похожа на крыло летящей птицы,

а другая — «Бараньи Лбы».

С вершины Двуглавой Сопки очень хорошо видно город Златоуст.

С Двуглавой сопки можно увидеть Большую Каменную реку, которая тянется на протяжении около 6 км и достигает в ширину, в среднем, до 100-200 м.

Состоит из каменных глыб объёмом от 0,2 до 30 кубометров и весом 9-10 тонн. На 100 кв. метрах располагается до 300 глыб, в глубину они залегают не меньше чем на 4- 6 м , т.е. в 3-4 слоя. К самой Каменной реке ведет «нижняя» тропа из Златоуста — та, которая пересекает Большую Тесьму по нижнему мосту,

а затем выходит к Белому ключу. Еще одна, Курумная Река, начинается из-под Дальнего Таганая и «течет» вдоль Большого Киалима. Состоит в основном из авантюрина – разновидности кварцита. Глыбы авантюрина различных расцветок с рисунками из лишайников на них. Река в настоящее время практически неподвижна, т.к. уклон здесь не превышает 2,5 градуса. Это уникальное месторождение является национальным достоянием, тем более, что подобное ему по размерам и красоте камней известно только в Индии и нигде более на земном шаре.

Если от Белого Ключа идти дальше по тропе, то на пути будет следующий приют — «Приют Гремучий ключ», слева от тропы первый домик приюта — баня. Еще через 150 — 200 м тропа приводит к дому лесника (приют Гремучий ключ).

За свою красоту эти места часто сравнивали со знаменитыми альпийскими ландшафтами, называя их «Русской Швейцарией» и «Уральским Тиролем».

Малый Таганай (1033 м) – восточный хребет горного массива. Общая длина около 11 км. На западных склонах – курумники. Центральная часть – высокогорное плато, поросшее еловым и берёзовым лесом. В верхней трети хребта – альпийские луга, заросли горца альпийского. С вершин Малого Таганая открывается широкая панорама Таганайского горного массива. Хребет Малый Таганай — расположен параллельно Большому Таганаю несколько восточнее его, но сильно короче и заканчивается примерно напротив Двуглавой горы. Южная вершина — гора Шабаш (859), скальные останцы среди криволесья и отдельных участков лугов. Северная вершина — гора Монблан (1034), скалы необычной формы. С Монблана открывается замечательная панорама всех основных вершин Большого Таганая.

Гидрографической особенностью парка «Таганай» является то, что по его территории проходит граница водораздела между двумя крупнейшими речными бассейнами России — Волжско-Камским и Обь-Иртышским. Речная сеть национального парка питает своими водами Каспийское море на юге и Северный Ледовитый океан на севере. При этом только один горный водный поток — Большой Киалим — несет свои воды в арктическое Карское море. Зато Каспий собирает с Таганая целый веер вод.

Как доехать на автомобиле?

Челябинская область, г. Златоуст, пос. Пушкинский. Из Екатеринбурга по Челябинскому тракту по указателям Трасса М5, либо через Тюбук, Кыштым, Касли, Карабаш, Миасс, Златоуст. При въезде в г. Миасс ехать прямо по главной дороге. На одном из перекрестков одна дорога уходит левее, другая правее. Едем правее, и метров через 100 будет прямой выезд из этой части города, видно лес. Перед лесом светофор. Проехать через лес и далее в городе все время выбирать главную дорогу, общее время пути через город составит минут 25. Выехать из города по указателю Златоуст направо на трассу М5.

Если у светофора перед лесом при выезде из Миасса свернуть на перекрестке направо, затем на следующем перекрестке по указателю Златоуст налево, то можно тоже проехать в Златоуст по указателям. Заезжаем в Златоуст и едем по главной дороге до перекрестка (в горку), на котором главная дорога будет уходить налево, а направо указатель «Магнитка». Нужно ехать направо на Магнитку. Далее по этому же указателю проехать железнодорожный вокзал, дорога повернет налево в горку на конечную остановку маршрутных такси и автобусов. Слева будет магазин «Белый ключ». Данный район называется пос. Пушкинский. Нужно повернуть направо мимо гаражей, далее на шоссе, ведущее в поселок Магнитка. Через 300 м слева будет поклонный крест,

справа указатель «Двуглавая сопка» и «Лесничество», сворачиваем с шоссе направо. Здесь в домике с надписью «Регистрация туристов» отметиться в журнале. Перед входом в парк также находятся информационные стенды. Расстояние от Екатеринбурга — примерно 270 км, от Челябинска — примерно 150 км.