Саракташ. Посёлок в Оренбургской области. До момента въезда в посёлок ничего не знал о его существовании. Многое иногда может скрываться за странным названием. Вообще-то я ехал вдоль южного подножья Уральских гор, сходящих здесь на нет. Удивительно красивое и впечатляющее зрелище. Хребет, протяженность в две тысячи километров, местами суровый и дикий, лежит покорно у ваших ног — выдохся, ослаб, ушёл в степь.
После Медногорска, особенно после Кувандыка и его окрестностей, уже ничего особенного не ждал, двигаясь в районный центр Шарлык через Оренбург. Объезжая довольно большой посёлок (в нем порядка 20 тысяч жителей), наткнулся сначала на оживленный центр, затем на целый ряд безукоризненно чистых и ухоженных улиц. По мере движение нарастало чувство какого несоответствия: где ты? В городе, в образцово-показательном селении?
Обитель
И тут очередной поворот улицы открыл перед нами вид, от которого захватило дух: играющие солнцем купола храмов, уходящие на целый городской квартал кирпичные стены построек… Оторопь от увиденного и от незнания! Что это? Последующие три с половиной часа мы осматривали это архитектурное чудо. Так много на одном месте я, кажется, не снимал! 400 кадров! По ходу мы поняли, что волей случая приехали в Свято-Троицкую обитель милосердия. Думаю, вы, не в пример мне, наслышаны о ней.
Впрочем, у прихода, на месте которого и выстроена и продолжает строиться обитель, история сравнительно небольшая. Это, как иногда называют, новострой. Имеет ли это значение для паломников и прихожан? Скорее нет. Они видят перед собой воплощённую любовь к вере. Воплощение равное любви. Мне показалось, в облике комплекса зданий, образующих обитель, много деталей, которые как раз говорят о чувстве созидателей. Употреблю ещё раз это слово – всё сделано с любовью. Именно этим словом можно оценить то, что сделано мастерком и строительным раствором.
Будучи православным, я являю собой дитя советской эпохи. Я ещё не забыл атеистические книги, лекции, фильмы, статьи в газетах. Может именно поэтому открываю для себя неведомое, удивляюсь и таращу глаза. Не знаю. Но красота – великая сила. Красивое не для себя, а Ему придает особый смысл мыслям и поступкам.
Мне бы хотелось показать всё, что я увидел. Предлагаю посмотреть на обитель снаружи, такой, какой она предстает взору всякого проезжающего возле неё.
В Обители
Полной неожиданностью для нас стала встреча со скульптурной композицией, повествующей о святом Симеоне Верхотурском. Как-то мы привыкли, что он «наш», свердловский. И что места, связанные с его именем, — это север нашей области. Да и то, каким мы его себе представляли, не ложилось на увиденное в Саракташе.
На одном из православных сайтов я встретил строки о нем: «маленький святой для маленьких людей». Здесь же перед нами предстал могучий симпатичный мужчина, поглощённый чтением святой книги. Благообразное чело, могучая шея, ладная и праздничная одежда, обут, если судить по рисунку, в лапти, но по виду – в туфли. Всё это не вязалось с образом тщедушного доброго человечика, сидевшего некогда на камне на берегу реки Туры и удившего рыбу.
И если на встречавшихся ранее изображениях я видел его с удочкой, то здесь он был уже с рыбой. Собственно, я не против и такого образа святого. Я говорю о том, что вовсе не был готов встретить с ним. Не узнал. И если бы не рыба в кадушке, и не соответствующая надпись на камне, то я бы не признал его. Но это приятная и можно сказать забавная неожиданность.
Всё дело в том, что полное название Обители такое: Свято-Троицкая Симеонова Обитель поселка Саракташ. Приход носит имя святого с 1950 года.
Не вижу необходимости описывать остальное. Фотографии дорисуют внутренний двор Обители.
У стен Обители на вечном приколе танк, как элемент воспитания молодежи и напутствие защищать свою веру и землю. Я был в Обители перед самым Днем Победы и поэтому на память сфотографировался.
Кружево
Назначение этого здания я не смог установить. На схемах оно тоже не отражено. Но ещё не было случая, чтобы я прошёл мимо дома из дерева. Нравится мне витиеватая роспись, о чем-то повествующая вязь, янтарный цвет прогретого солнцем бревна.
Теплом веет от таких домов и озорной мыслью повторить это у себя в усадьбе. Долго ходил я вокруг дома, а он как бы подначивает меня: а вот сюда глянь! А этакое видел? А ещё вот…