В Нижнем Тагиле Свердловской области расположено головное предприятие Акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского».

   Где остановиться в Нижнем Тагиле?

Уралвагонзавод ведет свою историю с 1931 года, когда началось его строительство в системе Урало-Кузбасского военно-промышленного центра. Кстати, со строительством завода связана судьбы ни одной семьи, но в том числе и Булата Окуджавы… Но, это насколько другая история…

11 октября 1936 года с конвейера сошли первые большегрузные вагоны. Только за предвоенный период Уралвагонзавод изготовил 35 400 платформ, полувагонов (гондол), крытых вагонов. Это в два раза больше, чем выпустили все вагоностроительные предприятия СССР за годы первой и второй пятилеток.

В августе 1941 г. по решению Государственного комитета обороны на базе Уралвагонзавода и 12 эвакуированных предприятий был создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна. Всего за 2 месяца производство было перестроено на выпуск военной продукции. Практически каждый третий танк, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера Уральского танкового завода. Всего за годы войны на площадях УТЗ было собрано 25 тысяч боевых машин. Это больше, чем на всех заводах Германии (23 тыс. танков), вместе взятых.

Cегодня УВЗ – многопрофильное машиностроительное объединение, выпускающее около 200 видов продукции.

Музей бронетанковой техники, являющийся составной частью Выставочного комплекса Уралвагонзавода, представляет историю конструкторской мысли, процесс эволюции средних и основных танков. Построен в 1986 году по приказу генерального директора В.К. Сотникова к 50-летию создания Уралвагонзавода.

В экспозиции музея восемь историко-хронологических и тематических разделов, охватывающих историю создания бронетанковой техники с конца 1920-х гг. прошлого века по настоящее время. В них представлено более 1000 экспонатов: образцы танковой брони, снаряды, узлы машин, приборы наблюдения и системы управления огнем, редкие книги, фильмы, картины и многое другое. Довоенный раздел экспозиции посвящен деятельности танкового КБ Харьковского паровозостроительного завода, а с осени 1941 года, после эвакуации предприятия на Урал, — истории проектирования боевых машин на Уралвагонзаводе, правопреемнике украинских танкостроителей.

Туристам Проекта «Самоцветное кольцо Урала» никто не рассказывает о других частях Выставочного комплекса Уралвагонзавода, видимо, потому, что основные достижения и гордость этого предприятия — военная продукция. Конечно, для путешественника она более запоминающаяся, чем вагоны и строительная техника, но уверен, что и в гражданской технике, как и в полной версии истории, Корпорации есть чем похвалиться…

Экспозиция Музея бронетанковой техники поделена условно на две части.

Первая рассказывает о становлении и развитии танкостроения, о роли УВЗ в создании и выпуске современного вооружения, в этой части широко представлены архивные документы и артефакты различных эпох, используются видеозаписи, позволяющие увидеть не только хроникальные кадры, но и принять участие в испытаниях боевых машин, понять принципы работы различных систем…

Вторая часть представляет собой крытый ангар, где выставлены образцы боевой техники. По двум из них можно не только полазить, но и побывать внутри… Конечно, это один из первых промышленно выпускаемых танков и легендарный Т-34.

Музей и Выставочный комплекс не представлены самостоятельным сайтом, имеется только раздел на сайте Корпорации. С удивлением обнаружил, что этот музейный комплекс никак не отражен на портале Культура.РФ. Видимо, портал не считает рассказ о техническом развитии вооружений и вагоностроения частью технической культуры России. А как иначе тогда понять, что он умалчивает о музее государственной корпорации?

Музей бронетанковой техники УВЗ на карте: