Проспав всего несколько часов в Вижае, мы собрались у ворот турбазы, в которой оставили прицеп. Здесь, сделав несколько фото всей команды и машин, продолжили нашу экспедицию на плато Маньпупунер через перевал Дятлова. Следующая точка, которую мы должны достичь – перевал Дятлова.
Первое препятствие на нашем пути – брод через реку Вижай. Местные сказали, что еще неделю назад шли проливные дожди, но последние два дня перед нашим приездом были солнечными. Этих дней хватило, чтобы уровень воды в реках опустился, поэтому мы достаточно легко проходили этот и все остальные броды. Максимальная высота брода в паре ям была около полуметра, но на 33-36” колесах и шноркелями даже они были легко проходимы.
Брод через Вижай прошли в два этапа, вначале по перекату переехали на другой берег, потом пересекли небольшой участок вверх по течению вдоль берега. И вновь выехали на дорогу.
После брода идет обычная грунтовка с многочисленными ямами, лужами, ручьями, пересекающими дорогу и бревнами в них. Вдоль дороги разнообразные кустарники, а забравшись чуть выше, мы увидели болото с сухими или сгоревшими деревьями. Несколько лет назад здесь был пожар. Но всю эту картину украшает цветущий в большом количестве Иван-чай.
Где-то здесь встретили подготовленный Hilux, остановились, пообщались. Оказывается, ребята съездили на двух машинах – Hilux и Land Cruiser 80, на плато Маньпупунер. На границе Печоро-Илычского заповедника их развернули, так как не было пропусков. На обратном пути, недалеко от горы Отортен, у 80-ки что-то сломалось в переднем мосту. Я точно не запомнил – или цапфа, или подшипники. И теперь Hilux гонит обратно, чтобы отправить спасательную экспедицию из джипперов с запчастями. Кстати, как потом выяснилось, у Hilux тоже были поломки.
Кроме брода через Вижай, были броды через реки Саума, Северная Тошемка, Тосамья, но самый интересный – через реку Ушма. Он так же, как и брод через Вижай, проходится в два этапа. Вначале по протоке переезжаем реку и остров посреди неё. Дальше с этого острова – на другой берег, туда, где дорога уходит в лес.
Из реки идет подъем чуть больше 100 метров, поднявшись, дорога уходит вправо и через полтора километра упирается в практически заброшенный поселок Ушма. Подъезжая к нему, среди деревьев есть красивый указатель, сделанный из дерева. В советское время Ушма входил в систему колоний ГУЛАГ, сейчас здесь хотят построить новый национальный поселок для манси.
На Т-образном перекрестке сворачиваем налево и вновь ветки деревьев, лужи и броды.
Последний брод через реку Ауспия, здесь останавливаемся перекусить. Здесь же стоит подготовленный грузовик, который должен увести пеших туристов. Пообщались с ними. Пешие рассказали, что сходили на перевал Дятлова и теперь собираются ехать обратно, но ждут отставших товарищей.
От брода через Ауспию дорога стала хуже, лужи глубже, колея. В паре мест думали, что 33” колес УАЗа не хватит, но он все прошел сам. Примерно через 7,5 км по этой дороге мы добрались до еще одной точки нашего маршрута – базы Ильича.
Находится она на берегу реки Лозьва. На поляне стоит дом, различная техника. Наша дорога идет дальше в объезд, но мы, само собой, заезжаем, общаемся с двумя местными работниками. Заодно залезли на технику пофотографироваться. Местные говорят, что теперь здесь будет предприятие по добыче золота китайцами, поэтому технику нагонят еще. Работать будут местные. Лично меня это ввело в некоторый ступор, с одной стороны – на территорию заказника запрещают заезжать всем, поэтому за нас Минспорта Республики Башкортостан просила у Минприроды Свердловской области пропустить нас на перевал Дятлова в рамках спортивного автопохода. А с другой – здесь будет золотодобыча и свободно ездит строительная техника. А что будет с природой при добыче золота, мы с Региной знаем не понаслышке, проезжали многочисленные отвалы и загрязненные реки Колымы с разлохмоченными руслами во время нашей экспедиции в Магадан. Получается, Минприроды Свердловской области ругается на джипперов, которые ездят по одному и тому же маршруту, но допускает более крупное уничтожение природы в угоду капиталу.
Посмотрели, поудивлялись и поехали дальше. От базы Ильича дорога начинает уходить вверх и превращается в узкую колею между деревьями и чем дальше, тем больше появляется кедров. Под колесами текут ручьи, часто встречается жирный чернозем. Но все это не беда, так как под ними жесткий грунт. Машины медленно ползут вверх. Крузаки довольно неплохо забираются на иногда очень высокие ступеньки из камней и корней деревьев. А иногда ходом берут засадные места из грязи. Единственное, очень тяжело ехать УАЗ Патриоту. Это единственная машина с механической коробкой передач, российской машине тяжело крутить большие для неё 33” колеса. Не спасает и пониженный ряд раздатки. Тут бы, конечно, помогли заниженные главные пары, но в тот момент поздно думать, что нужно было доработать в машине для этого автопохода. И так много сил и финансов вложено в неё. Начинает пахнуть паленым сцеплением, Артему, чтобы не заглохнуть, приходиться перегазовывать. Все это сопровождается звонким звуком, как от бензопилы – это лопасти вентилятора охлаждения задевают диффузор из-за крутого угла подъем.
И вот мы добрались до избушки в кедровнике.
Небольшая изба стоит в кедровом бору, чуть в стороне от дороги. Недалеко течет ручей. В избе есть лежаки, стол, кое-какие продукты, оставленные туристами на обратном пути, плакаты, наклейки, надписи на стенах и в журнале, оставленные героями, прошедшими этот путь до нас.
Около избы в кедровнике – костровище, а рядом с кедром стоит механизм для того, чтобы из кедровых шишек доставать орешки. Судя по всему, им активно пользуются, так как рядом высится гора шишечной шелухи.
Несмотря на белые ночи, в лесу все же начинает темнеть, поэтому двинулись дальше.
От избушки в кедровнике уклон вырос, как и препятствия на дороге от них, появились большие боковые крены у машин. Мы начинаем подниматься на хребет Чарканур.
УАЗу становится все сложнее. Уже два раза повалил дым, это начало гореть сцепление. Каждый раз ждем, пока остынет. Чтобы облегчить УАЗу жизнь, выгружаем 5 канистр с бензином – 100 литров. Делаем закладку, ставим точку и едем дальше.
Где-то здесь нас догнал мужик и попросил подбросить его. Зовут Валерой. Говорит, давно за нами бежит по другой тропе, от самой базы Ильича. Оказывается, его УАЗик стоит за кедровником, недалеко от начала болот. У него проблемы с передним мостом, поэтому он пешком ходил на базу Ильича варить цапфу. Жалко мужика, посадили его на крышу и сказали, чтобы держался крепче. Так он и ехал, единственное – замерз, ну мы его немного подкармливали. На обратном пути под дворниками сломанного и оставленного в лесу Патриота получили от Валеры записку со словами благодарности за шоколадку :)
И вот мы добрались до верхней точки перевала через хребет Чарканур. Ничего особо не изменилось, только исчез подъем, он сменился легкий спуском.
В этот момент по рации меня вызывает Артем и говорит, что машина застряла и не едет. Идем к нему, смотрим, а он уперся в небольшой корень дерева. Из-за него машина ну никак не может застрять. Пробуем помочь машине, подтолкнув ее, но она просто не едет. Т.е. движок ревет, а колеса не крутятся. Вот и первая серьезная поломка, в лесу ночью.
Радис начинает разбираться, первым делом подозрение конечно на сцепление, слишком много и часто оно горело. Я пробую сесть за руль УАЗа, скорости переключаются, так что может и не сцепление. А что тогда? Появилось предположение, что дело в раздатке, а точнее в шайбе, которая переключает скорости. Крутим ее, никакого эффекта.
Тут я слегка удивился, как на машине, позиционирующейся как внедорожник, можно ставить такое переключение. Вместо механического рычага всем управляет электрический моторчик. Вот на него мы и подумали. Само собой, запасного моторчика не было. А ехать дальше надо.
Цепляем Патриот к моей 80-ке и на тросе тащим его дальше. Периодически Артем сигналит, чтобы я тормознул. Так как из-за крутых поворотов его машину тащит на деревья. До какого-то момента все это продолжалось, но когда вновь начался подъем, груженный крузак уже не мог тащить себя и вторую груженную машину в гору, при этом тормозя перед каждым препятствием. Принимаю решение вставать на ночевку.
УАЗик лебедкой вытащили из колеи и поставили между деревьев, тоже самое сделали с моей 80-кой. Два других крузака встали примерно в километре от нас.
Валере напоследок дали шоколадку и он пошел к УАЗу, как оказалось уже недалеко ему осталось идти.
Быстро поставили палатки и легли спать, утро вечера мудренее.
За день прошли 85 километров.
Ото сна нас разбудил будильник. Пришло время принимать решение, что делать с УАЗом. Самое простое, что с ним может быть – это поломка сцепления, у Артема с собой есть полный комплект, но на его замену идут сутки. А это – сутки хода в сухую погоду. Еще до начала экспедиции я всех предупредил, что в случае серьезной неисправности автомобиля, мы пересаживаем экипаж и перекладываем вещи по другим машинам. Поэтому, даже несмотря на большое нежелание Артема оставлять машину, я решил, что Артем и Оля пересаживаются в два других крузака, в мой крузак перекладываем их вещи и общие продукты, которых в УАЗе было много. Такое решение обосновано еще несколькими факторами, во-первых, даже при замены сцепления УАЗ не поедет лучше, чем ехал до этого, а дальше будет еще больше препятствий. Во-вторых, у этого экипажа не было опытного штурмана, а как потом показала практика, без него никуда.
Все вещи само собой не помещаются ко мне в машину, поэтому пришлось от многого отказаться, в частности, наш экипаж оставил всю теплую одежду в УАЗе. Кое-как собрались и поехали дальше. Теперь уже тремя машинами, все время в поле зрения друг друга.
Утром, когда мы еще перекладывались, нас обогнала команда из Пермского внедорожного клуба. Они ехали до перевала Дятлова и обратно, но не до плато. Поэтому они оставили нам запчасть – полуось от заднего моста УАЗ Патриота. Оказывается, их товарищи на одной машине, ехали до границы заповедника,но не доехали из-за сломанной полуоси. Плюс этого Патриота в том, что он дизельный, с заниженными главными парами и прочими правильными улучшениями. Но ехало в нем пять человек и полуоси в нем не было. Мы, само собой, берем запчасть и обещаем доставить.
Проехали хребет Чарканур и началось болото, про которое столько читали в чужих отчетах. Глубокая колея начинает делиться на несколько, то разъединяясь, то соединяясь вновь. Все это между деревьями и их корнями. Скажу так, на фото и видео других людей все выглядело страшнее, возможно нам помогла сухая погода, хотя, с другой стороны, для Нив и Шнив здесь действительно сложные препятствия. Мы прошли этот участок без лебедок.
Но отчасти нам повезло, мы повстречали водителя УАЗика, которому мы везли полуось. Его зовут Костя Потапов. Оказывается, он пешком третий день шел за запчастью нам на встречу.
А повезло нам потому, что он опытный водитель и штурман, в этих краях и вообще на Северном Урале не в первый раз. Костя взял инициативу на себя, сказав: “Сейчас я вас проведу”. И вел нас не только по болоту, но и дальше. Пару дней. Так как я ехал первый, он показывал мне, как проезжать, бегая впереди машины. Остальные машины ехали сзади и смотрели, как я прохожу то или иное препятствие, решали повторять или нет.
Темп у Кости очень быстрый, думаю, это связано не только с тем, что он торопился наладить свою машину, скорее это просто его черта характера.
Таким образом, из болота в кедровнике мы выехали в его продолжение, только здесь стали попадаться камни и вместо кедров березы. Здесь стали гораздо сильнее ощущаться боковые крены, поэтому Костя ехал на силовых порогах, перебегая с одной стороны на другую.
После того, как мы окончательно выехали из болота, дорога пошла по камням по склону горы, вот здесь лично я порадовался, что мы едем в сухую погоду, потому что даже сейчас машину стаскивало вбок.
Дальше дорога резко поворачивает вверх и идет резкий подъем высоты. Забрались наверх. Около больших каменных глыб пофотографировали машины, себя, бескрайние лесные поля Северного Урала.
Оказывается, мы практически доехали до перевала Дятлова, точнее, до места где дятловцам установлен памятник.
Небольшой подъем, спуск и вот мы на месте. Первая основная цель достигнута. Мы счастливы.
От места, где оставили УАЗик и до перевала Дятлова проехали 13 километров за 4 часа.
Respect from Poland great people great car;-)
Świetni ludzie!