…Прошло около трех лет с момента нашей поездки на Перевал Дятлова, рукописный отчет был готов почти сразу и опубликован на специализированных форумах, а вот до видео руки дошли только сейчас.

Сразу оговорюсь — профессионально из нашей команды снимать никто не умел, да и аппаратура оставляла желать лучшего, но все же, из многочисленных отрывков спонтанных видео, фотоматериалов и записей штурмана, удалось сделать короткометражные фильмы, передающие атмосферу всей поездки, а также красоты Северного Урала. Для удобства просмотра, понимания длительности и хронологии событий весь видео отчет представлен подневно.

ЛУАЗы покорили Перевал ДятловаПролог

Урочище Перевал Дятлова — перевал на Северном Урале между горой Холатчахль (1096,7 м) и безымянной высотой 905, стоящей несколько особняком к востоку от Главного Уральского хребта. Находится на крайнем северо-западе Свердловской области.

Получил название из-за события, случившегося в феврале 1959 года, когда недалеко от него, на склоне горы Холатчахль, при таинственных обстоятельствах погибла туристская группа из девяти человек, возглавляемая Игорем Дятловым.

Видео четвертого дня

Дневник штурмана: день четвертый

…Подъем в 7:30. Приготовили супчик и кофе, Саня поменял на Луазе передний амортизатор и пыльник задней полуоси, слил воду из КПП и РЗМ, я в это время собирал Кедровые шишки. Костя взял с собой дозиметр, радиационный фон у Избушки 5,15 Мкр. Рент/час. Погода +11 градусов, пасмурно, но без дождя, ветер слабый.

ЛУАЗы покорили Перевал Дятлова
Второй ремонт луаза — замена пыльника полуоси

Выезжаем в 9:00 в сторону Перевала. Впереди Черканурский лес. Дорога принимает круто в подъем, покрытие из булыжников, многочисленные ступеньки из корней и камней, пару раз дорогу перекрывали деревья, которые мы распиливали и ехали дальше. Едем на понижайке, скорость 5 км/ч. Смотрим в оба глаза, ибо одно неправильное движение рулем – порез в колесе гарантирован. На одной из ступеней Нива не смогла проехать, размотали лебедку и в спокойном темпе преодолели ее, Луаз же прошел своим ходом.

ЛУАЗы покорили Перевал Дятлова
Чирканурский лес. Первое лебежение НИВЫ

Вообще, в лесу у Луаза было явное преимущество в размере, там где Нива ловила вывешивание, Луаз, крадясь на понижайке, спокойно обходил препятствия из корней и камней, однако размер его колес подводил – часто, упираясь в препятствия, он беспомощно буксовал, приходилось сдавать назад и на полном ходу взбираться вверх.

По обочинам стали появляться «артефакты» – сломанные детали машин – полуоси, лист рессоры от УАЗа, кусок бампера иномарки. Заехав на возвышенность увидели задний рычаг от Запорожца, остановились посмотреть, помимо рычага лежал сломанный привод колеса с крестовиной.

За бортом распогодилось, выглянуло солнце. Возвышенность постепенно сменилась спуском, стали появляться кривые березки, покрытие дороги сменилось размокшей землей. Из-за того, что двигались по уклону, машины ставило поперек, частые пробуксовки, пытались ехать по квадротропе, но не всегда получалось на нее встать. Раза два Луаз садился по самые «помидоры», но потихоньку с раскачки выезжал сам: итог этих застревашек – замятый задний полубамперок и немного замятая мордашка от того, что при ударе об березу передний бампер сыграл, но остался прямой, мы посмеялись – бампер испытания прошел!

Выбравшись из (как мы его прозвали) «Кривого леса» впереди нас ждал подъем градусов 30-40, с покрытием из камней и чернозема, плюс был в том, что чернозем обдувает ветер, следовательно он был более менее сухой.

Нива мгновенно зашла на него, а вот Луаз доходил до середины и срывался в букс на камнях. Я много раз кричал Сане, чтобы он включил переднюю блокировку, но он упрямился, боялся свернуть полуоси, после многих попыток заезда, он все же включил блокировку и Луаз цепляясь колесиками пошел спокойно вверх.

После подъема на горку нас ждал ОФИГЕННЫЙ вид! Горы, маленькие останцы, гора Холотчахль, сам памятник должен был быть в низине, к нему шла дорога – тропа усеяна курумником. Сделав фото, двинулись к нему, каждый из нас жадно смотрел вперед, вот прошли подъем… иииииииииииии из-за него показалась вершина Памятника Дятловцам. Мы поднялись на вершинку, и он предстал перед нами во всей красе! Быстрее туда! Еще 1 км и мы рядом с ним! Радости нет предела! Промежуточная точка достигнута!

Поставив машинки, вылезли и стали осматривать его, я достал из контейнера Дневники туристов и стал читать кто и когда был здесь, Костя снова замерял радиационный фон, а Саня и Серега принялись прикреплять отпавшую табличку, на которой увековечено имя пешего туриста, у которого на перевале остановилось сердце.

Далее были фото- и видео-сессия, отметка в дневнике туристов и просто осмотр, вдалеке на вершинах гор лежали снежники, природа там неописуемая.

И наверно самое главное — ЛуАЗ доехал до Перевала! Он там БЫЛ! Решили устроить перекус и обсудить дальнейшие планы, Серега нашел за останцами место, защищаемое от ветра, спустились туда, вскипятили чай, отметили взятие Перевала, затем помянули Дятловцев, стали судить – рядить – до Плато Мань-Пупу-Нер около 120 км. Топлива у нас впритык, отпускного времени тоже оставалось мало, зато продуктов было в большом достатке, все члены экспедиции были здоровы, машины тоже ехали.

Консилиум совещавшихся постановил – ехать в сторону Пупов, до куда хватит топлива с учетом потребности на обратную дорогу до закладок, а там посетить гору Отортен, и, если до Пупов останется км 30, дойти до них пешком. Перекусив, пошли собираться, при погрузке вещей поставленная рядом с памятником бутылка коньяка самопроизвольно пролилась, прямо на его подножье! Мы отшутились, что видимо Дятловцем мало было помянутых 100 грамм.

Последние фото, и едем в сторону Пупов. Дорога — курумник местами с верховыми болотами, едем на понижайке, спускаемся с Перевала на 2 километра, преодолеваем участок с болотами, и на очередном подъеме у Нивы срезает ось рулевого маятника! Какая-то мистическая сила не захотела нас пускать дальше! С помощью китайца Винча вытягиваем Ниву на травянистый участок для ремонта. Маятник был в запасе, достали инструмент, болгарку (спасибо Косте за то, что взял инвертор, у нас всегда было 220В), и Серега приступает к ремонту страдалицы.

Пока ремонтировались подъехали три квадрика, остановились, они спросили нужна ли нам помощь? Познакомились – ребята из Сысерти, они очень удивились узнав, что я с Арамиля. Один из трех квадров тащили на галстуке. У них были проблемы с топливом на обратную дорогу, мы им отдали 25 литровую канистру, взятую на всякий случай из-под памятника Дятловцем (люди часто оставляют там лишнее топливо, авось да пригодится кому-нибудь). Так же они сказали, что в сторону Пупов ушли три УАЗа, дорога там ужасная, и что нам на таких машинах не проехать. Те УАЗы где-то в районе Стены, тоже изрядно поломаны.

Пожелав друг другу удачи, они поколесили в сторону Перевала, а мы опять собрали Совещание, на котором приняли, как я думаю, самое правильное решение – разворачиваться в сторону дома. И разлитый на памятник коньяк и поломка в 2-х километрах от него Нивы – являлись какими-то мистическими совпадениями. Нива на ходу. Разворачиваемся и едем дальше, уже смеркалось, но Духи Гор никак не хотели нас отпускать, машины застревали, там, где проезжали спокойно пару часов назад!
2 раза Луаз закапывался, на подмогу приходила Нива и своей лебедкой вытягивала бедолагу. С горем пополам проехав участок с болотами поднимаемся к памятнику, ветер усилился, в сумерках он выглядит как-то жутковато.

Нива пошла дальше, а мы с Саней бегом к Памятнику, делаем в дневнике туристов запись, что двинули в сторону дома, последние фотки и давим на газ. Было предложение заночевать на Перевале, но в связи с сильным ветром решили спуститься в «Кривой лес» и там устроить ночлег.

Перевал скрылся за грядой невысоких останцев, каждый про себя сказал «До свиданья, Перевал Дятлова!», стемнело, свет фар освещал пасущихся на горе зайцев. Свет Луаза стал каким-то желтым, тусклым, приехали – у нас генератор не дает зарядку. Едем на аккумуляторах, благо их два. Перед крутым спуском лезем под капот Луаза, смотрим, фуууухххххх – обошлось, всего-то спал провод от щеток генератора, цепляем, есть заряд!

В кромешной тьме спускаемся в «Кривой лес», сразу же засаживаемся в мяшу, но едем. Догоняем Ниву, ее стащило в колею, и она не может преодолеть подъемчик. Разматываем ее лебедку, вытаскиваем машину. Все устали, хотят спать… находим более-менее ровный участок земли, встаем на ночлег. Так как все земля в этом лесу пропитана водой, решаем – все спят в машинах! Серега и Саня развели костер, согрели воду, запарили Дошираки, Костя уже ушел спать, пока ужинали начал моросить дождь… В 23:40 все легли спать…

Автор текста: Александр Григорьевых (штурман ЛуАЗа)
Редактор текста и монтаж видео — Александр Морозов (водительЛуАЗа)
Фото- и видеоматериалы представлены всеми участниками поездки:
Шмаков Сергей (водитель Нивы), Смагин Константин (штурман Нивы)

Интересно? Расскажи друзьям!
Нам нужна ваша помощь!
avatar