Я очень хотел вернуться сюда — наверное, одни из самых сильных впечатлений прошлого года были связаны именно с восхождением на Конжаковский камень. В этом году я строил планы возвращения на Конжак, прикидывал варианты, но пазл все никак не складывался — собрать хотя бы два экипажа на три дня поездки непростая задача. Если честно, то даже в начале нашей поездки я не был уверен, что наш плотный график позволит переночевать на Конжаке — уж слишком было все впритык…

Как добраться?

С момента строительства автомобильной дороги Кытлым временные затраты поездки на Конжак значительно сократились. Собственно, все что нужно сейчас для экспедиции на Конжак — это забить в навигатор слово «Кытлым». От Перми расстояние Кытлыма чуть больше 530 км, от Екатеринбурга и того меньше — 450 км. Нам же с Жигаланских водопадов предстояло преодолеть около 210 км — из них 80 по грунтовой дороге с различного рода препятствиями, остальное — отличного качества асфальт.

С Жигалана мы выдвинулись в два часа дня — погода была отличная, Prado уверенно глотал неровности грунтовки своей валкой подвеской. Для того, чтобы успеть засветло на Конжак, шли мы довольно ходко — обратный путь до Баяновки мы пролетели за три с небольшим часа.

Не обошлось и без курьезов — вскоре после брода через речку Улс нашу машину, итак идущую на приличной скорости по разбитой грунтовке, как стоячую обошел новенький белый TLC200 на шоссейной резине и, не взирая на глубокие ямы, улетел вперед. Нас конечно позабавил кураж водителя «двухсотки», но закрадывалось подозрение, что машины на такой стиль вождения надолго не хватит. И действительно — еще через час мы увидели на обочине знакомый силуэт: скарб из багажника был вытряхнут в дорожную пыль и, явно раздосадованный водитель с коротко стриженным затылком и килограммовой золотой цепью на шее, менял пробитое колесо.

К Кытлыму мы подошли уже совсем близко к вечеру — несмотря на отдельные кучевые облака, яркое солнце внушало оптимизм, а до Иовского плато оставалось всего около 15 километров. Me Maps безошибочно определил нужный отворот с асфальта (GPS-координаты: 59.590643, 59.389189) и вот мы уже идем по каменистой дороге, а альтиметр бодро отсчитывает набранные сотни метров.

Координаты для GPS-навигатора

59.626, 59.134167

Конжаковский камень на карте

Вверх! Вверх!

Вот уже скоро пошли «смотровые площадки» — улетные виды Уральских гор равнодушными не оставляют никого. Этим и прекрасен Конжак — смена ландшафта происходит внезапно: вроде еще полчаса назад ты был на привычной равнине, а вот ты уже в настоящих, впечатляющих масштабами горах!

Конжаковский камень, Свердловская область, Средний Урал
Разве можно быть безучастным к такому великолепию?

Но чем выше мы поднимались, тем все пасмурней становилось вокруг — мы погружались нависшее над Конжаком облако… Радовало только одно — за прошедший год дорога наверх стала просто хайвеем. Сейчас подняться может любой седан.

Конжаковский камень, Свердловская область, Средний УралПримерно на высоте в километр видимость упала полностью — в тумане можно было разглядеть только небольшой участок дороги перед машиной. Явно пошедшее на спад настроение моих попутчиков не поднимали даже мои красноречивые рассказы о невероятных просторах Уральских гор вокруг нас. «Ййййожииииииик!», надсадно прохрипела рация. В туман ушел ответный позывной — «Лошаааааадкааааа!».

Вскоре дорога уперлась в шлагбаум — мы явно были на Иовском плато, но год назад этого препятствия здесь не было (GPS-координаты: 59.638237, 59.163747). Видимо дунитовый карьер все же пошел в разработку…

Попытались найти хоть какой-то съезд с дороги, но с обеих сторон от плато она была отделена глубокими канавами. Я оставил моих попутчиков в машине, а сам зашагал по плато вдоль дороги в поисках площадки, подходящей для лагеря. В густом тумане волосы быстро стали сырыми, глубокий мох под ногами также чавкал сыростью. Красота…

Вскоре нужна площадка нашлась — мы оставили машины на обочине и перетащили свой походный скарб на вполне ровную полянку. Не затягивая сразу же приступили к установке лагеря — уже начало смеркаться и перспектива заниматься установкой палаток в кромешной тьме в густом тумане совсем не радовала. Вскоре к туману и сумеркам добавился и довольно свежий ветер — температура немногим выше нуля явно добавляла всем бодрости.

Но вот все хозяйственные хлопоты закончены — после небольшой борьбы за свободные кресла, наша компания уселась за поздний ужин. Традиционный шашлык, горячий чай, спокойная музыка — что еще нужно для беседы у костра?

Несмотря на явно прохладную погоду и неизвестность завтрашнего утра, в нашем лагере царит смех — спонтанно собранная компания из фактически ранее незнакомых людей за столь короткий срок довольно плотно сдружилась, обросла местячковыми шутками и полным взаимопониманием.

Часов в одиннадцать мои попутчики один за другим все же стали расползаться по палаткам. Было видно, что всех очень волновал вопрос завтрашней погоды — сможем ли мы хоть что-то увидеть утром в таком тумане? Как мог пытался ободрить всех — в прошлом году ливень шедший всю ночь обернулся солнечным утром, почему так не случится и завтра?

Сам я спать пошел уже одним из последних — даже у костра под порывами ветра стало совсем зябко. Зато в моей компактной палатке было тепло: самонадувной матрас и спальник по погоде — вот нехитрый секрет крепкого сна в походе. В соседней палатке из двух «комнат» было слышно бурное веселье — ребята все никак не могли успокоиться, но вскоре и они затихли. Со мной остались только неровный шум ветра и надежды на завтрашнее прояснение…

Восхождение

Открыл глаза в кромешной тьме: часы показывают 3.30 утра. На всякий случай тяну молнию палатки вниз — в расширяющуюся щель на меня смотрят россыпи бездушных звезд… Моментально скинув с себя остатки сна, надеваю ботинки и спешно вылезаю из палатки. Огромное пространство Иовского плато и окружающих горных вершин залито ярким светом полной луны, где-то вдалеке видны огни населенного пункта и над этим над всем висит бездонное сито звездного небосклона без единого облачка!

В восторге кричу в сторону других палаток — «Кто хочет посмотреть звезды?!» — в ответ тишина. Ладно, будить их еще рано — снова залезаю в палатку и ставлю будильник на пять утра. Пытаюсь поспать, но сон не идет — меня ощутимо «колотит» от радостного волнения. Фантастика, что нам так повезло с погодой!

Проворочавшись до половины пятого не выдерживаю, вылезаю из палатки и начинаю подъем лагеря. Мои попутчики пытаются вяло отбрыкиваться из теплых спальников, но я неумолим, как паровозик из Ромашкова«Если мы не увидим рассвет — мы опоздаем на целую жизнь!». И вот один за другим они вылезают на свет Божий и я слышу их восторженные возгласы — невидимый фокусник сбросил занавес и перед ними предстал огромный, рождающийся мир Уральских гор!

Конжаковский камень, Свердловская область, Средний Урал
Совсем немного до восхода солнца!

Всех заражает эйфория предстоящего восхождения — уже безропотно ребята собираются, быстро пьют чай с бутербродами и в половину шестого мы уже выходим на маршрут. В лагере остаются только Тимур с Оксаной. За нашими спинами разгорается алое светило.

Вдумайтесь — всего несколько сотен километров и ранний подъем отделяют любого из нас от таких инопланетных пейзажей!

Мой темп немного выше чем у ребят и я постепенно убегаю от них вверх по курумнику.

Конжаковский камень, Свердловская область, Средний УралВиды становятся все более завораживающими — меня переполняют эмоции и восторг!

Конжаковский камень, Свердловская область, Средний УралВскоре я ухожу от ребят совсем далеко — мы видим друг друга только на гребнях очередных курумников.

Конжаковский камень, Свердловская область, Средний Урал
Какие-то пацики за мной увязались…

Без устали меряю шагами курумник — вдруг прямо из под ног выпрыгивает что-то серое и, расколовшись словно ваза, брызгает от меня россыпью по камням. Куропатки! Какое-то время гоняю их по склону, пытаясь снять их на видео и фото — это нелегкая задача. Несмотря на то, что они крайне неохотно летают, стоит им остановиться они полностью сливаются со скалами.

Конжаковский камень, Свердловская область, Средний УралПодолгу застреваю на каждой удачной локации с фотоаппаратом и вскоре меня догоняет Аня — она как и вчера бросила Игоря с парнями и убежала вперед.

Серебрянский камень

Конжаковский камень, Свердловская область, Средний УралНа излете двух часов добираемся до вершины.

Конжаковский камень, Свердловская область, Средний УралВ этот раз просторы Уральских гор как на ладони — удовлетворив жажду фотосъемки усаживаюсь на пике в ожидании отставших.

Склон Конжака, Южный Иов, а за ним Серебрянский камень

Площадка возле вершины украшена «творчеством» туристов — в основном это стопки камней.

Конжаковский камень, Свердловская область, Средний Урал Конжаковский камень, Свердловская область, Средний УралМинут через пятнадцать вижу неразлучную троицу на камнях — два Димы и Игорь.

Опять какие-то пацики…

После довольно продолжительной фотосессии начинаем спуск к лагерю — у всех великолепное настроение, ребята не устают делиться с друг другом своими впечатлениями. Аня не устает повторять — «Я счастлива!». На очередном курумнике видим панораму Иовского плато и Северного Иова. В центре плато довольно сильно изрыто экскаватором, а невдалеке виднеются бытовки рабочих.

Конжаковский камень, Свердловская область, Средний УралНаше путешествие завершается — впереди дорога домой с небольшой экскурсией в Верхотурье. Мы сделали все что хотели — поездка была нереально удачной и насыщена впечатлениями!