…И вот, наконец, под громогласное «ура!» «затуманщики» торжественно отчаливают от ставшего на какое-то время родным берега и, как у нас принято говорить, устремляются навстречу заждавшимся приключениям…
Урочище Кашка
Впереди, там, где Чусовая делает крутой поворот вправо, на левом ее берегу видна огромная поляна, полого спускающаяся к реке. Это – урочище Кашка. Термином «урочище» на топографических картах обозначаются участки, которые резко отличаются от окружающей местности. В большинстве случаев, в таких местах когда-то находились населенные пункты, ныне полностью исчезнувшие.
Деревня Кашка была основана в начале XVIII века строгановскими крепостными привезенными сюда из Алапаихи. Свое название она получила от реки Кашки, впадающей в этом месте в Чусовую. Переселенцы перегородили речушку деревянной плотиной, а рядом поставили работающую на энергии падающей воды мельницу-лесопилку. В 1722 году здесь возникла Кашкинская пристань.
Кстати, Кашка является родиной молодого сплавщика Осташи – главного героя мистически-исторического романа Алексея Иванова «Золото бунта». Советую всем, кто еще не знаком с данным произведением, обязательно прочитать его. Многие события, описанные в книге, разворачиваются как раз там, где проходит нитка нашего нынешнего маршрута…
Слева по борту, еще до устья Кашки, средь высокой травы виднеются два обелиска. Один из них – памятник погибшим в годы Гражданской войны, а другой – местным жителям, не вернувшимся с фронтов Великой Отечественной…
В 1946 году на реке Кашке была построена гидроэлектростанция, снабжавшая электричеством несколько окрестных деревень, но в 60-е годы прошлого века деревня попала в список «неперспективных» и в 1974-м прекратила свое существование…
Камень Дождевой
Прямо напротив урочища, на правом берегу Чусовой возвышается невысокая, но, довольно живописная скала. Это – камень Дождевой.
В нем, на высоте около 14 метров от уровня воды, имеется небольшая пещерка, почти незаметная с реки и малопосещаемая туристами. В 1988 году археологическая экспедиция под руководством Ю.Б. Серикова совершила здесь сенсационное открытие. Вот что об этом написано в путеводителе Павла Распопова «Река Чусовая»:
«У входа в пещеру археологи обнаружили частично разрушенное захоронение женщины 35—40 лет. Она лежала в вытянутом положении на спине и была обильно посыпана охрой. Охра — это минеральная краска бурого цвета, которую получали из железистых соединений. Череп, тазовые, берцовые и длинные кости рук отсутствовали. Одежду женщины украшали зубы животных: 73 просверленных нижних клыка выдры (это животное считалось духом-помощником шамана), два просверленных зуба северного оленя, два резца лося и один нижний клык лисицы.
Ещё более интересная находка ждала учёных в глубине грота. Там обнаружили останки мужчины 40—45 лет. Он лежал на спине в скорченном положении. Мужчина умер не своей смертью, его убили выстрелом в спину. Между шейными позвонками обнаружили каменный наконечник. Богатый погребальный инвентарь свидетельствовал об особенной роли погибшего. Это был шаман, а женщина перед входом — его помощница или жена.
По расположению находок учёные смогли реконструировать костюм убитого. На шапке шамана был нашит верхний клык лисицы. Пояс украшали 10 резцов бобра. На сапогах и брюках были костяные подвески: с внешней стороны — 10 фигурок уточек из таранных костей бобра (такие подвески найдены впервые), с внутренней — 6 каплевидных подвесок. Считалось, что кости и зубы животных на костюме шамана помогали ему перевоплощаться в зверя или птицу для успешного путешествия в верхний и нижний миры. На поясе находился костяной гарпун, на груди — шлифованный нож. С левого бока была сумка с 15 отщепами и заготовками орудий. Также найдены обломок сильно сработанного шлифовального оружия, скребок, расколотый надвое зуб лося и кости северного оленя. У локтя левой руки и у пояса лежали 4 костяных наконечника стрелы (возможно, они были в колчане). На теле шамана россыпью залегали 11 каменных наконечников стрел. Возможно, по представлениям людей того времени они помогали душе умершего попасть в загробный мир. В погребении найдено 7 фрагментов керамики от двух сосудов. Интересно, что левая рука мужчины была прикрыта правой. У некоторых народов левая рука шамана считается священной и должна оставаться невидимой.
Данное захоронение по богатству погребального инвентаря не имеет себе равных на Среднем Урале. Находку отнесли к эпохе раннего неолита. Проведённый радиоуглеродный анализ позволил определить возраст захоронения в 6,5 тысяч лет».
При желании, многие из найденных в этом захоронении артефактов можно увидеть в Музее истории и археологии в Екатеринбурге.
Кашкинский перебор
…Еще задолго до урочища становится слышен шум воды. Это знаменитый Кашкинский перебор – мощный перекат с быстрым течением и торчащими из воды камнями, начинающийся, практически, сразу за поворотом. Д.Н. Мамин-Сибиряк в очерке «Бойцы» так описывал этот участок реки:
«Пристань Кашка рассыпала свои домики на левом берегу Чусовой, на низкой отлогости, которую далеко заливает вешняя вода. Вид на пристань чистенький и опрятный. Напротив селения правый берег Чусовой поднимается крутым каменистым гребнем, течение суживается, образуя очень опасный Кашкинский перебор. Здесь вода шумит со страшной силой, и барки летят мимо пристани, как птицы. Падение реки здесь настолько сильно, что заметно глазом: река катится прямо под гору…»
На самом деле этот перебор не такой уж страшный, но расслабляться, всё же, не следует. Следите, чтобы ваше плавсредство не угодило на один из подводных камней, о наличии которых предупреждают пенящиеся буруны на поверхности воды. Любой перекат лучше всего проходить по основной струе — обычно в этом месте русло наиболее глубокое. Основная струя проходит там, куда указывает «язык» переката – треугольник воды, отличающийся более темным цветом от остального течения. В конце «языка» часто образуются стоячие волны. Старайтесь проходить через них «носом» вперед. Иначе, если вашу лодку развернет боком, она может перевернуться…
Камень Омутной
Километра через три на правом берегу, перед восхищенными взорами «затуманщиков» из-за крутого поворота начинает плавно разворачиваться панорама одного из самых красивых и величественных камней на реке Чусовой – бойца Омутного.
Издавна здешние скалы было принято называть камнями, бойцами же назывались только те, которые представляли серьезную опасность для барок, перевозивших продукцию уральских железоделательных заводов. Игривая Чусовая в этом месте, словно бы ненароком прижавшись к груди великана-богатыря, тут же бросается от него прочь, делая резкий поворот почти на 180 градусов. В общем, почти как у М.Ю. Лермонтова: «Но остался влажный след в морщине старого утеса…»
Высота камня – около 70 метров. Свое название сей исполин получил из-за расположенного под ним омута. Местные старожилы утверждают, что глубина этой ямы более 20 метров, однако, на самом деле до дна здесь всего метра три. На вершину Омутного ведет хорошо натоптанная тропа. Если, примерно, на половине подъема повернуть направо, то вскоре вы окажетесь у очень симпатичной каменной арки природного происхождения. Напротив камня, на левом берегу на протяжении всего сезона находится постоянно действующий палаточный лагерь. Турфирмы предлагают здесь множество различных услуг и развлечений: от катания на «бананах» и лошадках, до лечебных процедур в пропаренных кедровых бочках.
В путеводителе Павла Распопова говорится, что камень Омутной и расположенный ниже по течению камень Олений можно увидеть в знаменитом советском фильме «Волга-Волга», вышедшим на экраны в 1937 году.
Камень Дыроватый и пещера Скалолазов
На следующей излучине, через пару километров от Омутного, на левом берегу появляется очередная «изюминка» нашего маршрута – камень Дыроватый. Его 80-метровая стена очень эффектно отражается в зеркале речного плёса (так называется участок реки с медленным течением).
Когда мы подходим ближе, становится ясно, почему скала называется именно так – прямо в центре стены зияет большая дыра, хорошо видимая с реки.
Это – пещера Скалолазов. Вход в нее располагается на высоте около 20 метров, поэтому попасть туда можно только при помощи веревки. В 30-е годы прошлого века пещеру изучали археологи. Они определили, что это место выполняло функции святилища на протяжении 10 тысяч лет! Все странники, проплывающие по реке мимо пещеры, должны были выстрелить из лука в ее «открытый рот», чтобы заручиться поддержкой местных духов. В привходовом гроте ученые обнаружили около 22 тысяч кремниевых, костяных, бронзовых и железных наконечников стрел. Павел Распопов в своей книге указывает, что святилище Дыроватого камня было связано с культом промысловой магии и не имеет аналогов в России.
Но данная пещера — не единственная в этом камне: немного выше по течению есть еще одна, которая называется – пещера Туристов. Вход в нее скрывается за деревьями и с реки не виден. В 1932 году археологи обнаружили здесь множество костей древних животных: мамонта, бизона, северного оленя, дикой лошади и др. А так же – различные артефакты (музыкальные инструменты, украшения и охотничьи принадлежности)…
Ночевка
…Ближе к вечеру над «затуманщиками» начинают сгущаться тучи. И совсем не в переносном смысле. Я принимаю решение встать на ночёвку немного пораньше, чем было запланировано. Тем более, что на правом берегу мы как раз замечаем небольшую, вполне приличную полянку. Теплый летний ливень, едва дождавшись, когда мы установим палатки, огромным мокрым псом врывается в наш лагерь и, с диким восторгом начинает носиться по нему, суя свой любопытный нос во все щели. Мысли о костре я временно откладываю до более благоприятного момента, а пока «затуманщики», второпях, кое-как натянув непромокаемый тент, начинают готовить ужин на газовой горелке.
Кстати, забыл сказать, что сплавляться по Харёнкинской петле в будние дни гораздо приятнее, чем в выходные, так как в субботу и воскресенье этот участок Чусовой напоминает мне первомайские демонстрации советских времен. Все более-менее подходящие стоянки заняты. По реке идут караваны катамаранов, на которых, словно в кинотеатре, установлены ряды отнюдь не пустующих кресел. На некоторых судах одновременно восседает по нескольку десятков человек…
Утро на Чусовой
Утром, выбравшись из палатки, я спускаюсь к реке. Яркие солнечные лучи тысячами радужных блесток рассыпаются по мокрым ладоням листвы. Пушистый туман, словно белый плюшевый медвежонок, неуклюже ворочается над водой и сердито фыркает, случайно зацепившись за колючие еловые ветки. Пока я умываюсь, в прибрежных кустах появляются две небольшие птахи и устраивают мне перекрестный допрос:
— А ты Витю видел? — настойчиво вопрошает одна из них…
— Витю видел? — вторит ей другая…
Это – чечевицы, одни из самых «приставучих» птичек, обитающих в наших лесах.
— Нет, ребята, не видал я вашего Витю — честно отвечаю им я и они, сразу же потеряв ко мне всякий интерес, улетают…
Дыроватый остров
Вскоре наши трудолюбивые ПВХ-шки, словно легендарные колумбовские каравеллы, уже влекут нас вдаль, обещая кучу новых открытий и приключений. Сразу за Дыроватым камнем, там, где Чусовая поворачивает направо, прямо посреди реки раскинулся довольно крупный остров, который так и называется – Дыроватый. При отсутствии на близлежащих стоянках свободных мест на нем можно расположиться на ночлег. Правда, с дровами здесь бывает довольно туго, поэтому, желательно прихватить с собой хотя бы пару бревнышек…
Быстрое течение несет нас мимо этого острова, слегка покачивая на небольших стоячих волнах и нарочито пугая своим притворно-сердитым журчанием. Но, вместо страха в душе появляется давно забытое ощущение детства – будто бы ты, хорошенько разогнавшись, летишь на санках с высокой снежной горы, заставляя восторженное сердце замирать от бешеной скорости и переполняющего его счастья!
Камень Олений
Впереди, из за поворота уже показывается одна из самых фотогеничных чусовских скал – камень Олений. В советское время с его изображением даже выпускались почтовые марки! По легенде, название камня возникло после того, как с его кручи бросился вниз преследуемый охотниками олень. Напротив скалы, на левом берегу расположено несколько довольно уютных стоянок.
По хорошо заметной тропе, начинающейся справа от подножия камня, мы поднимаемся на его вершину.
Она состоит из нескольких смотровых площадок, разделенных обрывами. На одной из них установлен гранитный крест с портретом царевича Алексея. Надпись на нем гласит:
«Сей святый крест установлен в память Царевича Мученика Алексiя в День Его ангельской памяти 18.10.2011, а также в память 400-летия ДОМА РОМАНОВЫХ
Св. Мучениче Царевичу Алексiе моли Бога о нас»
С высоты 70 метров открывается фантастический вид на излучину реки Чусовой, расцвеченную яркими крапинками туристских лодок и катамаранов. Карабкающаяся вверх по течению моторка натужно гудит, словно перегруженный цветочной пыльцой шмель. «Усы», идущие от ее носа, достигнув береговой кромки, весело тормошат оливково-зеленые заросли торчащей из воды травы…
Олений камень – это последняя достопримечательность на нашем маршруте. После очередной излучины мы выходим на финишную прямую.
Деревня Ёква и Вогульская гора
Правда, сразу же за поворотом, на левом берегу возвышается заросшая лесом Вогульская гора, но она не такая внушительная, как ее предшественники. Примерно через километр впереди, справа по курсу, появляются маленькие домики деревни Ёквы. Это загадочное название произошло от мансийского слова «эква», что означает – «пожилая женщина», «старуха». По преданию, когда-то, очень давно, здесь находилось вогульское поселение, первой жительницей которого была старая шаманка. Прямо перед самой деревней в Чусовую впадает малюсенькая речушка с одноименным названием. Сразу же за ней имеется очень удобная площадка для причаливания. Но, чтобы подойти к ней, нужно заранее пересечь мощную струю, иначе течение может утащить вас далеко за деревню. Поэтому, за пару сотен метров до Ёквы «затуманщики» начинают выруливать ближе к правому берегу…
…Вот и подошел к концу наш незабываемый двухдневный поход по Харёнкинской петле. Мы грузим снаряжение в успевший соскучиться по своим седокам «Ховер» и тепло прощаемся с очаровательной, навсегда пленившей наши сердца, красавицей Чусовой! И даем ей слово, что еще не раз вернемся сюда, чтобы познакомить с ней наших многочисленных друзей и знакомых…