Как-то раз, просматривая один из путеводителей серии «33 маршрута выходного дня» от знаменитого уральского путешественника Николая Рундквиста, я натолкнулся на описание двухдневного сплава по реке Чусовой от деревни Харёнки до деревни Ёква.
О маршруте
Он привлек мое внимание тем, что заброску и выброску здесь можно было осуществить силами своего собственного транспорта, не «утруждая» при этом посторонних «извозчиков». То есть, по прибытии к месту стапеля, одни участники похода начинают готовить плавсредства к спуску на воду, а другие в это время отгоняют автомобили в конечный пункт предстоящего путешествия, находящийся отсюда всего в четырех километрах, и возвращаются обратно пешком или, если повезет, на попутке.
По реке расстояние между этими двумя точками составляет около 16 километров. С учётом того, что в первый день встать на воду у вас получится только после обеда, а по завершению сплава потребуется время, чтобы добраться до дома, данная дистанция является идеальной для водного похода с одной ночевкой. Тем более что на этом участке сосредоточено такое количество интересностей, что скучать вам будет совершенно некогда.
«Изобретателем» этого маршрута является исследователь истории реки Чусовой, автор книги «Чусовая. От Утки до Сулёма» Игорь Кабанов. Естественно, что у «затуманщиков» тут же возникло вполне ожидаемое желание испытать предлагаемое путешествие на себе. Этот поход выходного дня получил у нас кодовое название: «Харёнкинская петля».
Поездка до старта сплава
…Итак, рано-рано утром, в тот самый час, когда полевые жаворонки еще только начинают потягиваться в своих уютных гнездышках, наша мобильная группа в составе Василия и Галины Кочергиных, Олега и Ирины Участкиных, моей супруги Татьяны, ну и, конечно же, меня (куда же без меня-то!), покидает безмятежно спящий Лесной и, выбравшись на Серовский тракт, устремляется на юг — в сторону Нижнего Тагила. Обогнув знаменитый город металлургов по объездной трассе, мы на первой же развязке поворачиваем направо – на Черноисточинск.
Черноисточинский пруд и Ушковская канава
Этот населенный пункт возник в 1726 году благодаря начавшемуся здесь строительству Черноисточинского молотового завода, предназначавшегося для переделки нижнетагильского чугуна в железо. Практически сразу же за последними домами поселка наше внимание привлекает небольшая речушка со странным названием — «Канава». Об этой гидрологической достопримечательности следует рассказать особо.
Перед нами — легендарная Ушковская канава, рукотворный канал длиной 4,8 километра. В 1841 году демидовский крепостной Клементий Константинович Ушков, для пополнения обмелевшего Черноисточинского пруда водами реки Черной, разработал очень интересный проект гидротехнического сооружения с системой шлюзов, перемычек и дамб. Получив в 1847 году разрешение на строительство, он вместе с сыновьями за 3 года сумел воплотить в жизнь свою задумку, после чего ему и его семье была дарована вольная. Благодаря этому каналу уровень воды в пруду значительно повысился, а сам пруд приобрел свои нынешние очертания. Кстати, в 1857 году Ушков предлагал идею создания канала от реки Туры до Кушвинского завода, но этим его планам не суждено было осуществиться…
Как раз в данный момент, слева по борту мимо нас, во всем своем великолепии, проплывает сказочно живописная панорама вышеупомянутого водоёма. В настоящее время Черноисточинский пруд снабжает питьевой водой один из крупнейших промышленных центров Свердловской области, тот самый город металлургов — Нижний Тагил. Но в последние годы это водохранилище приобрело широкую известность из-за того, что в жару здесь начинает массово гибнуть рыба. Ученые выяснили, что виноваты в этом, так называемые, сине-зеленые водоросли, в огромном количестве появляющиеся здесь в середине июля. В данный момент Минприроды и экологии Свердловской области подготавливает проект по спасению этого водоёма…
Граница Европа-Азия
Вскоре наш автомобиль останавливается у памятного знака на границе ЕВРОПА-АЗИЯ. Обелиск представляет собой шестиметровую колонну квадратного сечения, увенчанную бетонным глобусом. Напротив, через дорогу находится автобусная остановка. Перед ней, влево от трассы уходит дорога, ведущая к горнолыжному комплексу «Гора Белая».
Поселок Уралец и гора Белая
После небольшой фотосессии «затуманщики» продолжают свой героический вояж — теперь уже по европейской части Среднего Урала. Минут через 10-15 наша группа въезжает в небольшой поселок Уралец, сходу очаровавший нас своей великолепной, возведенной всего несколько лет назад, деревянной церковью во имя святой блаженной Ксении Петербургской. Слева, за небольшими озерками возвышается громада горы Белой. Несмотря на довольно раннее время суток, над ее каменистыми склонами, в восходящих потоках теплого воздуха, словно лепестки отцветающей сакуры, медленно кружатся яркие парапланы. Не знаю, откуда они здесь взялись, но выглядит это всё просто фантастически!
Висим и зооферма
За пару километров до поселка Висим, справа от дороги виднеется большое поле огороженное металлической сеткой. Это ферма, где разводят пятнистых оленей, завезенных сюда в 2008 году с Алтая. Завидев людей, грациозные животные смело подходят к ограде и берут лакомства прямо из рук. Особенно они обожают морковку и, слегка подсоленный хлеб. Кроме оленей в питомнике можно посмотреть маралов, якутских низкорослых лошадок и даже африканских страусов!
На окраине Висима находится единственный в Свердловской области ипподром, где на протяжении всего сезона проводятся конные соревнования местного и регионального уровней.
Висимо-Шайтанский завод (так ранее назывался поселок Висим) — родина великого уральского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Именно ему он посвятил свой знаменитый роман «Три конца». В доме, где прошло детство Дмитрия Наркисовича, сейчас находится замечательный литературно-мемориальный музей…
Висимо-Уткинск
Спустя какое-то время наш «Ховер» уже колесит по пустынным улочкам Висимо-Уткинска — небольшого поселка, через который протекает река Межевая Утка, названная так потому, что когда-то по ней проходила межа – граница между демидовской и строгановской империями.
Усть-Утка
Вскоре мы добираемся до деревни Усть-Утки, расположенной в месте впадения этой пограничной реки в Чусовую. Данный населенный пункт, основанный в 1574 году, считается самым первым русским поселением на территории нынешней Свердловской области. На окраине деревни до сих пор можно увидеть остатки старинной демидовской пристани.
Здесь пред наши очи впервые предстает красавица Чусовая. На протяжении всего оставшегося пути она, словно любопытная девчонка, которой не терпится узнать, кто это едет к ней в гости, время от времени кокетливо выглядывает из-за деревьев и, засмущавшись, прячется обратно за лесной изгородью.
Деревня Баронская
Сразу за мостом через Межевую Утку начинается деревня Баронская. Свое название она получила после того, как в 1722 году царь Петр I, за значительную финансовую помощь, оказанную ему во время Северной войны братьями Строгановыми, пожаловал им баронские титулы…
Харёнки
До Харёнок остается всего несколько километров. Асфальтовую дорогу сменяет пыльная и узкая, местами залитая огромными лужами, грунтовка. Скорость движения нашего внедорожника заметно снижается. Наконец, поднявшись на небольшую горку, мы подъезжаем к неожиданной для этих мест, весьма шикарной стеле с надписью «Харенки». На вертикальной мраморной плите, установленной на широком постаменте, изображен, хитро косящий на нас своим черным, пронзительным глазом, могучий лось. Первые русские поселенцы, обосновавшиеся на уральской земле, называли этого обитателя таежных чащоб более поэтично – слона сохатая.
Позади обелиска виднеется столбик с табличкой, на которой почему-то написано: «Старые Харёнки», хотя первой на пути у нас оказывается та часть деревни, которая называется «Новые Харёнки», известная тем, что здесь находятся дачи многих VIP-персон Свердловской области. В частности: бывшего губернатора Эдуарда Росселя и бывшего мэра Нижнего Тагила Николая Диденко. А прямо посреди реки, на острове, к которому ведет закрытый на замок пешеходный мостик, установлен величественный памятник бывшему хозяину значительной части заводского Урала Акинфию Демидову…
Зимний лог — место старта
Миновав эту «Уральскую Рублёвку» мы, примерно, через километр оказываемся у высокого железобетонного моста, перекинутого через Чусовую. Это и есть, так называемый, Зимний лог — место нашего стапеля. Прямо перед мостом имеется ровная и широкая площадка, пригодная для «надувания» лодок и катамаранов и установки их на воду.
Как и планировалось, мы с Василием перегоняем наш автомобиль в Ёкву и за 100 рублей пристраиваем его под охрану у одного из местных жителей. Обратно возвращаемся пешком, потратив на все эти действия, примерно, часа полтора. К нашему приходу «затуманщики» уже привели в боевую готовность всю флотилию и приготовили обед из гречневой каши с тушёнкой…
На чем лучше сплавляться
Кстати, нас часто спрашивают — на чём лучше всего сплавляться? Естественно, имеется в виду не спортивный сплав, а походы выходного дня с минимальным уровнем экстрима. В этом плане у меня нет каких-то конкретных рекомендаций. У каждого туриста, конечно же, есть свой, излюбленный вид водного транспорта, которому он отдает предпочтение – рафты, катамараны, байдарки или плоты из КАМАЗовских камер.
Лично мне больше нравятся лодки из ПВХ (поливинилхлорид). Они в полтора раза легче аналогичных резиновых, гораздо прочнее и не требуют особого ухода при хранении. Наличие надувного дна – обязательно! Иначе вам будет очень проблематично проходить перекаты. Настоятельно рекомендую не пренебрегать спасжилетами, желательно яркого цвета и с большим воротником, поддерживающим голову над поверхностью воды, если пострадавший (тьфу-тьфу-тьфу!), вдруг, окажется в бессознательном состоянии. Пригодятся вам и, так называемые, «гермы» — специальные герметичные мешки и рюкзаки различного объема, а, так же, небольшие непромокаемые сумочки для документов, телефонов и фотоаппаратуры…
Профессиональный сленг
Да, чуть не забыл о самом главном – о профессиональном сленге! (А если вы, уважаемые читатели, хотя бы раз побывали на сплаве, можете смело причислять себя к профи этого дела!). Как я уже писал в одной из предыдущих своих статей: упаси вас Бог произнести в присутствии бывалых сплавщиков словосочетание, типа – «мы плыли, плыли и, наконец, приплыли». Вы будете удостоены таких презрительных взглядов и насмешек, что отмыться от этого позора вам удастся, ох как не скоро! Ибо настоящие сплавщики по рекам не плавают, а ходят!!!
Ну, и еще несколько слов, которые помогут вам вызвать восхищенные взгляды у ваших «сухопутных» слушателей: «стапель» — место сборки вашего судна; «антистапель» — соответственно, место разборки; «леер» — веревка, натянутая вдоль борта; «чалиться» — приставать к берегу. Для катамаранщиков команда — «на ход» означает – «греби!», команда — «суши весла!» означает — «не греби!», а команда — «табань!» — «греби в обратную сторону!»…