Гора Иремель считается священной горой. Возносится на 1582 метров. Состоит из четырёх вершин. По легенде Большой Иремель олицетворяет человека, Малый — его сына, а Кабанчик и Жеребчик — его домашних животных.

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралО горе Большой Иремель

Большой Иремель похож на исполинскую трапецию, с которой открываются виды: с одной стороны, на величайшую вершину Южного Уралагору Ямантау и хребет Зигальгу, с другой — на хребты Нургуш и Аваляк.

Уральские горы самые старые на планете и каждый камень хранит историю рождения земли. Причём в своём первоначальном виде они были самыми высокими. Века превратили их в груды огромных каменных валунов, сплошь покрытых лишайником. Эпическое вступление закончилось, теперь немного о нашем походе.

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралПуть до горы: река Карагайка и поселок Тюлюк

Путешествовали мы на Иремель в составе небольшой туристической группы «ГрузовикТур». Решено было идти с заброской до кордона. В посёлке Тюлюк нас подобрали два УАЗика и понеслось. Нас бросало, словно катер на волнах во время шторма. Думали, что выпавшие по дороге позвонки на место уже не встанут, но всё же это казалось лучшим вариантом, чем топать 6 км по разбитой теми же УАЗиками дороге. Ведь дальше предстоял тоже нелёгкий путь: ещё столько же по размытой дождями грязной каменистой дороге, болотистым предгорьям и длительный подъём на вершину по огромным, подвижным курумам.

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный Урал Когда шли по лесу, периодически накрапывал небольшой дождик. Этого было достаточно, чтобы дорога, и без того влажная от ручьёв, стекающих с окрестных гор, превратилась в опасную скользкую каменистую тропу. Несколько раз мы пересекли речку Карагайку, с её многочисленными живописными притоками, которая в конечном итоге сама впадает в более полноводную реку Тюлюк.

Наша молодёжно-спортивная группа исчезла из виду в самом начале нашего пути, поэтому этот поход запомнился нам излишней экстремальностью и тем что мы встретили зайца. Заяц от нас убегать не хотел, видимо решив нас завести в Зазеркалье, как известный кролик девочку Алису. Но мы быстро вернулись на человеческую тропу и продолжили восхождение без помощников.

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралПодъем на гору

Как только мы покинули лес и поднялись в предгорья, на нас с горы начал опускаться такой густой туман, какого читатель и не видывал. Ориентируясь на тропу под ногами, так как людей абсолютно не было видно на расстоянии пяти шагов, мы дошли до указателя: «До вершины 1 км».

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралМой муж Костя начал волноваться, так как впереди начинался курум, и тропинка терялась в камнях. Периодически с разных сторон на нас выходили люди, спускавшиеся с горы, среди них было много детей, даже совсем маленьких, родители несли их на руках, крепко прижимая к себе, чтобы не уронить. Мы решили ориентироваться по ним и начали подъём. Вскоре показалась вешка в камнях с белой ленточкой наверху. Костя обрадовался, но мне эта дорога показалась сильно крутой, и я пошла за парнем и девушкой, в обход больших валунов. Косте пришлось идти за мной, чтобы мы не потерялись.

Вскоре туман начал рассеиваться, вернее, это оказалось облако, над которым мы поднялись, и увидели, что отклонились от указателей сильно вправо, а валуны начали дыбиться перед нами под слишком большим углом для туристического подъёма. Мы поползли по камням обратно к вешкам, я поскользнулась и упала на колено, поскольку лишайник от дождя намыливается и становится скольким как лёд. Сильной боли я не почувствовала, наверное, из-за усталости, поэтому встала и пошла дальше.

Значит, гора меня, всё-таки пропустила. Существует поверье, что Иремель не пропускает людей с нечистыми помыслами или дурными намерениями. Может это был знак свыше, что надо задуматься над своими поступками, всё ли я делаю правильно в своей жизни.

Как бы там ни было, но мы добрались до указателей, Костя просто был счастлив от этого.

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралНа вершине: «энергетический фонтан»

Туман рассеялся окончательно и все горные просторы открылись перед нами. По указателям мы поднялись на верхнее большое плато с каменными останцами. На останцах, напоминающих космодром, нас ждал наш инструктор, он весело замахал руками, убедился, что мы живы и здоровы, и побежал догонять нашу группу, которая уже спускалась с горы по другим вешкам, так и не встретившись с нами.

Ещё немного побродив по плато, мы вышли к вершине, увенчанной палкой с грудой тряпья на ней и толпами туристов. Надо сказать, что люди верят в то, что гора является волшебной, поэтому исполняет желания и дарует силу всем, кто на неё взойдёт, недаром и название посёлка Тюлюк переводится с древнетюркского, как «желание».

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралУфологи даже считают, что из вершины горы бьёт энергетический фонтан. Поэтому каждый поднявшийся старается взамен оставить здесь частичку себя — красивую ленточку или платок. В общем, ощущение на вершине, как будто попал на восточный базар. Можно не верить уфологам, но с тем, что человек, поднявшись на вершину горы, становится сильнее душой и телом, трудно не согласиться.

Путь обратно

Насладившись открывшимися видами и перекусив, мы отправились в обратный путь. Спускаться оказалось намного легче, чем подниматься. Курумник просох, туман рассеялся окончательно из-за поднявшегося сильного ветра, и перед нашими взорами предстала извилистая тропа со всеми указателями.

Пока спускались, нас догнала группа туристов из Башкирии, они тоже шли в сторону Тюлюка, и мы отправились вместе с ними. Когда немного отдалились от горы, башкирские женщины дружно к ней развернулись, совершенно без пафоса, как-то по-домашнему произнесли: «Пока-пока, гора» и помахали ей обеими руками. Нас с Костей это так тронуло, аж до глубины души, что мы, не сговариваясь, сделали то же самое. Стало так легко после этого, как будто камень с души упал.

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралВсю дорогу до кордона мы встречали людей, идущих на гору, это было похоже на паломничество. Некоторые шли со своими проблемами, надеясь на чудо, другие просто отдохнуть, полюбоваться красотами. Одна женщина даже вела под руку своего слабовидящего родственника или друга.

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралКогда мы добрались до мостика через Карагайку, то увидели своих друзей, разбивших палаточный лагерь прямо в самом живописном месте рядом с речкой.

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралКое-кто из них открывал купальный сезон. Они подошли и начали с нами фотографироваться. Башкирская группа вместе со своим руководителем очень этому удивились и подумали, что мы местные знаменитости, раз с нами фоткаются. Мы очень устали, у меня болела нога ещё с предыдущего похода, и эта ситуация нас немного развеселила и придала сил, чтобы идти дальше.

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралНа кордоне нас уже ждали одна из руководителей нашей группы и полуторалитровка прохладного, ароматного, с изюмом, мммм, нашего домашнего кваса, собственного изготовления, спрятанного под ёлкой, чтобы не тащить на гору. Оставшуюся часть пути мы снова ехали на УАЗике. По дороге, в какой-то момент, водитель произнёс: «Вон, посмотрите, за что вы платите», — и указал нам на легковушку, застрявшую в заполненной жидкой грязью дорожной колее.

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралДо Тюлюка мы добрались немного раньше нашей группы, которая решила идти обратно пешком. Посёлок выглядел великолепно в солнечных лучах, падающих из-за туч и протянувшихся, словно солнечные дорожки, между небом и землёй. Как будто небеса разверзлись и открыли ворота в рай. Но мы ведь и так только, что спустились с небес и, быть может, побывали даже в раю. Хочется верить, что название горы Иремель происходит от слова Ирий, обозначающего рай у древних славян. Но мы решили, что рай подождёт следующего раза и помчались домой в Челябинск

Гора Большой Иремель, Башкортостан, Башкирия, Южный УралСоветы для восхождения

С учётом того, что маршрут достаточно сложный, но интересный, тем кто пойдёт по нашему маршруту самостоятельно, мы хотим подсказать:

• Взять с собой тёплую одежду, фонарик.
  • Не сходить с туристической тропы.
  • Следовать за другими туристами, лучше за организованной группой.
  • При восхождении по курумнику и на верхнем плато идти строго по вешкам, даже если кажется, что можно срезать, не срезать. Если сильный туман и не видно вешек, ждать пока туман рассеется.
  • Спланировать возвращение до захода солнца.

Как добраться?

сначала новые популярные
Идель
4 лет назад

Кабан — это стог сена на башкирском, никак не домашнее животное. Откуда такое странное желание приписывать кругом славянские легенды и давать чуждые Уралу русские топонимы? Иремель священна для башкир, для славян же это просто туристический объект.

Ник
3 лет назад
Reply to  Идель

Уверен, автор не хотела оскорбить или приуменьшить значения места. Однако, ваша подчеркнутая нетерпимость по национальности и вероисповеданию не делает вам чести.