С 1 по 15 июля Музей истории Екатеринбурга организовал Фестиваль экскурсий по Уралмашу и Эльмашу. Цель данного фестиваля – познакомить жителей города с архитектурой, музеями и культурными центрами Орджоникидзевского района, составить представление о том, что такое Уралмаш и Эльмаш.
В последний день фестиваля было проведено несколько авторских экскурсий, одной из них стала экскурсия Никиты Демидова – «За что я люблю и ненавижу Уралмаш».
Никита Демидов
Никита Демидов прожил на Уралмаше с 1987 по 2003 год. В этот период жизни он не очень любил это место, однако по прошествии 7 лет и переезда, Никита стал с ностальгией относиться к этому месту, а после начала экскурсионной деятельности даже полюбил его.
В свое время он осознал, что путешественникам не всегда интересны обычные туристические места и стандартные истории гидов: они ищут людей, которые знают на личном опыте о жизни, быте того или иного места, могут рассказать о том, о чем не расскажет Википедия. Тогда он решил, что может быть таким человеком в Екатеринбурге, в частности на Уралмаше.
Обычно Никита рассказывает о истории Уралмаша: что производили на Уралмашзаводе в различное время, кто его построил, про уралмашевскую мафию, «Малютку» и народный театр. Однако в этот раз Никита Демидов рассмотрел эти явления в жизни Уралмаша через призму их влияния на историю его семьи. Его родители и он сам являются дизайнерами, отец работал по профессии на заводе Уралмаш, участвовал в разработке стиральной машины «Малютка».
Посетить экскурсию с данным маршрутом и узнать все подробности об Уралмаше можно и вне рамок фестиваля экскурсий – необходимо лишь записаться по телефону или написать в вотсап самому Никите. Экскурсия проводится в случае, если набирается группа не менее 3 человек.
В будущем Никита Давыдов планирует знакомить жителей города с уличным творчеством – аэрографией. Всю информацию можно узнать на сайте.
Завод Уралмаш
Первое и, наверное, основное, что нужно знать о районе – это деятельность и историю Уралмашзавода. Идея создать завод-гигант появилась 90 лет назад, когда страна решила, что пора делать мировую революцию. А что нужно для революции? Оружие. А для оружия нужен был металл. Так и появился завод там, где раньше не было ничего кроме леса. Официальным открытием завода считается 15 июля 1933 года, однако производство начало работу еще в процессе строительства Уралмашзавода.
Во время строительства завода, в 1928 году, крестьянство еще не было уничтожено, однако уже был конец НЭПа. Началась продразверстка – раскулачивание крестьян, на деньги которых проводилась индустриализация. В это время велась мощная пропаганда того, что все зло от кулаков; пропаганда об отсталости деревни. В 20-х годах вообще сильно продвигались идеи обновления, люди хотели чего-то нового. Меняли все: отношение к браку, вместо 7-дневной недели вводилась 10-дневная, хотя долго эта реформа не продержалась – люди просто сходили с ума, непродолжительный период времени на Уралмаше существовали коммуны.
Когда Уралмашзавод был только на стадии разработки, планировалось сделать его менее масштабным, чем получилось на самом деле. С остальными проектами получалось зачастую наоборот: например, из завода Эльмаша планировали сделать большой город электрических машин, который должен был простираться от Шарташа до Верхней Пышмы, однако реализовать идею не удалось.
Интересно то, что строительство завода даже в первоначальных размерах было достаточно рискованным ведь он требует большого финансирования, его дорого содержать и обслуживать. В.Е. Грум-Гржимайло известный инженер-металлург считал, что строительство такого завода-гиганта нецелесообразно на территории Урала: его необходимо перенести в южную часть страны, которая специализируется на черной металлургии. Здесь же лучшим решением стало бы строительство нескольких заводов-специалистов.
Однако завод все же было решено построить и, по мнению Никиты Демидова, этому способствовало 7 причин: близкое расположение угля и гигантские залежи торфа, железная дорога, наличие питьевой и технической воды, предприимчивость партийных местных деятелей, которые смогли собрать финансирование для строительства, удаленность предполагаемого завода от границы страны.
Первоначально завод задумывался как производитель других заводов: здесь изготовлялись прокатные станы, суперпресы, производилось оборудование для различных нужд металлургических заводов, благодаря изготовленным на заводе буровым установкам добывалось 80% нефти и 50% природного газа. В настоящее время завод производит оборудование для горнодобывающего комплекса, металлургии, цементной промышленности, энергетической отрасли, подъемно-транспортное, гидротурбинное и другое оборудование.
«Малютка»
30 декабря 1966 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление «О максимальном использовании имеющихся резервов и местных возможностей для увеличения производства товаров народного потребления». Так Уралмашзавод помимо крупногабаритного оборудования стал выпускать и «всякую дребедень», как называл товары народного потребления главный конструктор Уралмашзавода того времени Иосиф Миценгендлер.
Большинство товаров, выпускаемых данным отделом были убыточны. В то время у сотрудников отдела товаров народного потребления была секретная комната, которая носила название «Образцы товаров народного потребления зарубежных стран». Рабочие приходили сюда и изучали зарубежную продукцию – утюги Bosch, чайники Braun и т.д. Чем лучше получалась копия товара, тем больше любили его в народе.
Но была вещь, которая стала хитом Уралмашзавода и была нереально востребованной у советского населения – стиральная машина «Малютка». Основным ее плюсом была миниатюрность, что также было заимствовано у зарубежных коллег. В 60-х годах во Франции была выпущена мини-стиральная машина «Фея», которую Иосиф Миценгендлер привез из командировки и решил пустить на производстве Уралмашзавода нечто подобное.
Однако проблема была в том, что у «Феи» двигатель был с кулак размеров, в Советском же Союзе двигателей такого размера не существовало: самый маленький размер мотора равнялся, тому что использовали в моторных лодках. Двигатель такого размера сотрясал всю конструкцию, в связи с чем все ее содержимое выплескивалось на пол. Тогда советские инженеры придумали следующее: они подключили мотор без редуктора прямо в активатор.
Второй проблемой стало покрытие машины, которое должно было быть одновременно крепким и легким. Обычный пластик не мог справиться с агрессивной средой, которую создавал порошок в купе с водой. Оптимальным вариантом стал корпус из АБС 2020. На тот момент не было ни одного завода, который бы занимался пластиковым литьем и, специально для «Малютки» был открыт цех в поселке Красном, где и начали выпускать стиральные машины.
В то время «Малютка» стала чем-то вроде валюты: когда конструкторы Уралмашзавода ехали за какой-либо необходимой деталью, допустим прокладками для редуктора, в Москву, они брали с собой пару «Малюток» и решали все вопросы. Со всей страны на завод шли письма о том, какая это прекрасная машина, некоторые прикладывали к письмам деньги, надеясь таким образом получить стиральную машинку вне очереди.
Конструктора настолько хорошо постарались над данной конструкцией, что некоторые из стиральных машин можно встретить до сих пор, причем в рабочем состоянии. Однако даже если машинка утрачивала работоспособность ей находили применение: ее корпус отлично подходил в роли цветочного горшка, урны и многого другого.
Прививка культуры Уралмаша
Дворянское гнездо
После открытия завода Уралмаш встал вопрос об осуществлении более достойного жилья для верхних чинов завода. Тогда проектный отдел во главе с архитектором Оранским начал разрабатывать проект домов улучшенной планировки. Так появился квартал, получивший название «Дворянское гнездо». Этот квартал состоит из домов высокого качества с просторными квартирами, в которых жили руководители завода, иностранные специалисты и ответственные инженеры. Строить его начали примерно в 1934 году, а закончили уже после окончания войны. По первоначальной задумке такими кварталами должен был быть застроен весь бульвар Культуры, однако строительство ограничилось лишь одним.
Фонтан
Во дворе Дворянского гнезда скрывается достаточно большой фонтан. На сегодняшний день фонтан является нерабочим, от долгого бездействия его чаша заросла травой, а его поверхность покрылась различными надписями и граффити. Однако сквозь весь его неприглядный внешний вид можно рассмотреть насколько красив он был в прошлом, без труда представляется картина как жены интеллигенции прогуливались мимо него с колясками.
Однако популярен фонтан был больше не у сливок советской интеллигенции, а у деревенских ребят из бараков. Летом, когда было особенно жарко, они раздевались догола и плескались в чаше фонтана. Естественно разговоры и лексикон их сложно было вписать в рамки культурного, что возмущало здешних женщин. Поэтому, когда деревенские залезали в фонтан, здесь же, в кустах, их уже ждал сотрудник милиции. Он собирал всю одежду в один сверток, чтобы любители поплескаться не разбежались, снимал ремень с до блеска начищенной бляхой и каждому ставил штамп на мягком месте. В народе эта процедура называлась «прививка культуры Уралмаша».
Данное место и данный эпизод в истории СССР наглядно демонстрирует тот контраст, который существовал на Уралмаше.
Центр культуры «Орджоникидзевский»
Во времена строительства завода и соцгородка на Уралмаше появилась и необходимость строительства объектов общественного значения. Одной из таких построек стала фабрика-кухня, как наиболее распространенный тип общественного питания в период первых пятилеток. Идея постройки, которая задумывалось как большая и максимально механизированная фабрика, способная выпускать по 100 тыс. блюд в стуки, принадлежит управляющему Уралмашиностроем Александру Петровичу Банникову. Однако ко дню открытия фабрики-кухни идея уже была неактуальной: ее торговая часть открылась к концу 1935 году, когда уже практически в каждом цехе и знании заводоуправления появились собственные столовые.
К середине 1930-х годов возникает потребность в помещении, которое бы стало центром культурного досуга. Тогда здание фабрики-кухни решено было переквалифицировать в Дом инженерно-технических работников и иностранных специалистов (ДИТР). Реконструкция велась под руководством архитекторов Петра Васильевича Оранского и Белы Шефлера. К концу 1930-х годов в здании появился зрительный зал, на потолках и колонах красовалась лепнина, на стенах появились барельефные портреты значимых личностей, выполненных художником Р. Поземским. Появилось большое количество залов для различных видов досуга: библиотека, танцевальный зал, детский клуб и т.д.
По сути здание являлось Дворцом культуры, но не для всех: посещать его могли только те, кто относился к инженерно-техническим работникам. Однако уже через год постройка стала общедоступной для всех жителей микрорайона.
По стилю здание представляет из себя совокупность конструктивизма и советского неоклассицизма, а также является образцом архитектуры общественного сооружения 1930-х годов.
На сегодняшний день в Центре культуры «Орджоникидзевский» проходит выставка, посвященная памяти здания кинотеатра «Темп», которое было снесено в этом году. Здесь можно узнать всю историю самого популярного кинотеатра советского времени: от его постройки до разрушения.
Белая башня
В рамках экскурсии также можно было узнать о Белой башне и о том, каким образом новые владельцы добились разрешения водить в нее экскурсии, увидеть Уралмаш с самой его высокой точки.
И другое
Можно было узнать о том, что такое «Концерт для 20 голосов» и какие социальные эксперименты ставились на семьях, проживающих на Уралмаше; послушать о МЖК и Самстрое; а самое главное – о уралмашевской мафии, стволах и прочих «прелестях» 90-х годов.