Пиво является одним из древнейших напитков, популярность которого не падает и по сей день. Узнать об истории пенного напитка, его приготовлении и тонкостях употребления можно на экскурсиях, которые устраивает по своему заводу компания «Heineken» (бывший «Патра»).
Когда мир узнал о пиве?
Древний мир
На этот вопрос историки не могут ответить и по сей день. Известно лишь, что первое достоверное свидетельство пивоварения было обнаружено на месте Древнего Вавилона: уже тогда было известно более 15 сортов пива. Еще одним доказательством долгожительства рецепта пива является древнеегипетская мудрость, которая гласит, что уста счастливого человека наполнены пивом. Египтяне считали, что удовольствие продлевает жизнь, поэтому потребляли пиво в таких количествах, как будто собирались прожить вечно. Создание же напитка они ассоциировали с даром одного из величайших своих богов – Осириса. Занимались пивоварением и в Древнем Риме, что подтверждают слова Юлия Цезаря, которому приписывается утверждение о том, что пиво – высокий и всесильный напиток.
Средневековье и Эпоха Возрождения
В Средневековье пивоварами слыли монахи. Немецкие монахи были первыми, кто начал использовать хмель для приготовления пенного напитка: тогда пиво получило знакомый нам аромат и вкус с горчинкой. Эпоха Возрождения принесла немецким пивоварам «Закон о чистоте пива», принятый по настоянию Вильгельма IV. Согласно этому закону пиво можно было варить лишь из трех элементов: солода, воды и хмеля. Разрешение на использование дрожжей было вписано в закон намного позже.
На Руси
На Руси пиво стало известно в IX веке, а прорыв произошел во время правления Алексея Михайловича. Летописцы в документах подтверждали любовь и уважение царя к данному напитку, которые он передал своему сыну – Петру I. Однако наибольшей популярностью пиво начало пользоваться при правлении Екатерины II, когда в стране и появился первый пивоваренный завод. Построен он был в 1795 году в Санкт-Петербурге, где напиток варился по английской технологии и назывался эль.
На Урале
На Урале история пивоварения также уходит в далекое прошлое: тогда каждое уважающее себя поместье имело небольшую пивоварню. Однако промышленное производство пива упоминается только с 1839 года. Позже, в 1873 году, в Екатеринбурге насчитывалось уже три пивоварни. Особым успехом пользовалась пивоварня купца 2-й гильдии Ивана Фадеева. Напиток купец продавал ведрами, причем ведро «Венского» пива стоило 1 руб. 40 коп., а «Народного» – 70 коп.
В городе пиво пользовалось большой популярностью: если в 1892 году в Екатеринбурге насчитывалось 29 пивных лавок, то в 1908 их количество выросло до 63. На волне популярности начинает строится Исетский пивоваренный завод, под руководством братьев Злоказовых на месте старой суконной фабрики. Завод успешно существовал вплоть до 2006 года, однако не вынес конкуренции и вынужден был закрыться.
В 1983 году началось строительство пивзавода близ реки Патрушихи, который через 5 лет выпустил свою первую безалкогольную продукцию. В 1990-е годы завод прошел приватизацию и предприятие получило знакомое всем екатеринбуржцам название ООО «Патра». В 1993 года на предприятие вводятся новые технологические площади – именно это время считается началом выпуска пивных изделий. В 2005 году 100% акций предприятия приобретает концерн «Heineken» и на сегодняшний день завод выпускает более 20 сортов пива: Amstel, Золотой фазан, Охота крепкая, Жигулевское и другие.
История концерна «Heineken»
Создание первого завода «Heineken» неразрывно связано с именем голландского предпринимателя Герарда Адриана Хейнекена. Родился он в 1841 году в Амстердаме в семье обеспеченного торговца сыром Корнелиуса Хейнекена. После смерти отца в 1862 году богатство семьи перешло в руки матери Герарда — Анны Гертруды ван дер Пааув, которая была глубоко верующим человеком и страдала от царящего в Нидерландах пьянства. В то время голландцы были ярыми поклонниками джина.
В 1864 году Герард изъявляет желание приобрести пивоварню «De Hooiberg» (The Haistack) и уговаривает мать вложиться в покупку. Основным аргументом Герарда стал план по борьбе с алкоголизмом: он считал, что проблема будет исчерпана, если голландцы сменят крепкий джин на пиво. Сейчас же, утверждал он, данное решение недоступно – Нидерландское пиво имело слишком низкое качество.

Новое пиво, известное своим качеством, получило название «пиво джентльменов», в то время как классическое голландское называли «рабочим элем».
В 1873 году была основана компания «Heineken’s Bierbrouwerij Maatschappij N.V.», а спустя год открыта пивоварня в Роттердаме. В 1886 году исследовательскую лабораторию фирмы занял доктор Хартог Элион – ученик знаменитого Луи Пастера. Главным достижением Элиона стало выведение новой более чистой культуры дрожжей – Heineken A-Yeast и Heineken D-Yeast. Они и сейчас используются на производстве «Heineken», а их «рецепт» содержится в глубочайшем секрете.

На сегодняшний день на первой пивоварне в Амстердаме открыт музей пивоварения «Heineken Experience».
История «Heineken» в России началась в феврале 2002 года, когда компанией был приобретен первый завод «Бочкарев» в Санкт-Петербурге. Сейчас у «Heineken» в России 7 пивоваренных заводов, в том числе и в Екатеринбурге. Суммарно на всех российских заводах компании трудится около 2 тысяч человек.
Экскурсия «Heineken» в Екатеринбурге

Подготовка солода


Процесс брожения
Далее сусло помещают в ЦКТ – целиндро-конические танки или, проще говоря, бродильные танки. Каждый танк оборудован 5-ю поясами охлаждения, для поддержания определенной температуры будущего напитка. Как известно процесс брожения является экзотермическим, то есть при нем выделяется большое количество тепла. Но для получения качественной продукции температура пива должна быть определенной и постоянной, для чего и придуманы пояса охлаждения. Объем одного танка составляет 430 тысяч литров и вмещает в себя 6 варок, которые осуществляются в течении суток. Сверху в танке должно остаться 15% пустого места, чтобы пене, образовавшейся в процессе брожения, было куда подниматься.

Сам процесс брожения разделяется на две стадии: первая стадия – главное брожение, вторая – дображивание и созревание. Во время первой стадии дрожжи «съедают» большую часть сахара, после чего у сусла начинает падать плотность. Как только плотность достигает определенного минимума процесс главного брожения заканчивается. Занимает он от 7 до 12 дней, в зависимости от сорта сусла и его плотности. На этом этапе пиво сохраняет температуру около 14 градусов, но при подготовке ко второй стадии его необходимо остудить до -1 градуса, что делается постепенно в течении суток.
Во время второй стадии пиво начинает осветляться, становится прозрачным, насыщается газом и приобретает запах готового продукта. Минимальное время дображивания составляет 7 дней, а максимальной цифры нет: она зависит от фантазии пивовара и от того, какого конечного продукта он хочет добиться. Рекордсменом по сроку дображивания является пиво «мартовское». Название свое оно получило по месяцу, в котором начинается его приготовление. Заканчивается же варка пива только через полгода – в октябре. Подается «мартовское» пиво на октоберфестах в Германии.

Что такое живое пиво?
Живое пиво – любимый маркетинговый ход многих пивоваренных компаний, однако этот термин является корректным не для всех. Живым пиво называется за счет содержания в нем живых организмов, дрожжей. Однако дрожжи не могут находиться в жидкости долгое время, ведь, как и любой другой живой организм они должны питаться. Когда же питательная среда заканчивается дрожжи начинают отмирать: у них лопается наружная оболочка клетки и ее содержимое переходит в жидкость. Пиво становится мутным, приобретает вкус и запах гниющей органики.
В среднем такое пиво живет всего 7-15 дней. Поэтому занимаются его приготовлением мини-пивзаводы, у которых небольшой объем выпуска партии продукции. Рядом с такими заводами находится пивной бар, где и продается настоящее живое пиво. То же пиво, которое можно встретить в магазинах с надписью «срок годности 6 месяцев» и «пастеризованное» живым не является: пастеризация — это и есть процесс, который «убивает» живые организмы.
Фильтрация пива и розлив по упаковкам
Заключительным этапом является фильтрация пива: этот этап является необязательным, многие производители оставляют напиток нефильтрованным, что также пользуется спросом на рынке. Однако «Heineken» выпускает лишь фильтрованное пиво, чего достигают с помощью 3-ступенчатой фильтрации. Делается эта процедура не только для приятного внешнего вида напитка, но и для продления его срока годности.


Пивная этика



















