Но доезжая 40 километров до Красновишерска есть отворот на Чердынь, до которой еще 30 километров. Очень был наслышан про достопримечательности данного городка, но вот все как-то не получалось выдвинуться туда с экспедицией. Но час настал! — пользуясь длинными выходными, подбил на святое дело своих пермских друзей. По уму было бы хорошо свозить их и на Ветлан, но потом решили отложить эту поездку на весну-лето.
Так как я с семьей уже был в Соликамске, мы дождались друзей дома, подкрепились вкусной и нажористой пищей и в составе малой бронетанковой группы выдвинулись на позиции в Чердынь. Ехать от Соликамска до Чердыни всего ничего — 90 км по прямой как стрела дороге.
Краткая историческая справка
Истоки Чердыни находятся на рубежах IX–X века и связаны с таинственной страной Биармией, греческими мифами, персидскими легендами и скандинавскими сагами. Именно тогда, по разрозненным данным, были заселены семь холмов над высокими берегами речки Колвы. Лишь 26 июня 1472 года Чердынь официально вошла в состав Московского государства, уже задолго до этого являясь крупнейшим торговым центром Урала.
Есть несколько гипотез происхождения название города: по одной из них оно происходит от двух коми-пермяцких слов: чер — «приток» и дын — «устье», — то есть «поселение, возникшее при устье ручья». По другой — название поселению дала расположенная с северной стороны города небольшая речка, которая до прихода русских называлась «Чер», а поселение, расположенное в её устье, именовалось «Чердын» («дын» в данном случае переводится с коми-пермяцкого как «место около чего-либо»). В писцовых книгах XVI–XVII веков, в государевых грамотах и других указах Чердынь называли Пермью Великой, отождествляя её с наименованием исторической области. Севернее Чердыни только Ныроб — дальше только зоны и болота…
До присоединения к Москве Казанского ханства (1552 г.), Башкирии (1557 г.) и Вятской земли Пермь Великая оставалась единственной на Урале русской территорией, опорой для освоения земель Зауралья. От Чердыни начинался древний путь через Уральские горы в Сибирь. Со второй половины ХVI века Чердынь становится важным перевалочным пунктом из Камского бассейна в Печорский.
В 1462 году в городе Чердыни – столице Перми Великой – было положено начало христианизации населения Северного Прикамья. Попытка христианизации населения предпринималась и раньше – в 1455 году, но она закончилась неудачно, а для епископа Питирима – и трагично. На пути к Перми Великой он был убит вогулами. Осуществить крещение удалось епископу Ионе, возглавлявшему кафедру Пермской епархии, которую основал в 1383 году Стефан Пермский в селе Усть-Вымь на Вычегде, в Перми Вычегодской.
В церковной историографии всегда выделялась особо Чердынь, поскольку оттуда на «Великопермскую землю первоначально излилось Христово учение».
С открытием в 1597 году Бабиновской дороги, ведущей в Сибирь через Соликамск, Чердынь утратила свое стратегическое значение и превратилась в мирный торговый город, где вплоть до начала ХХ века жили богатейшие и знаменитейшие в Прикамье купеческие фамилии.
Чердынь и ее достопримечательности
Заезжая в Чердынь, вы сразу оказываетесь в средоточии памятников исторической архитектуры, которые сохранились в первозданном виде целыми кварталами. Сегодняшняя Чердынь представляет собой прекрасно сохранившийся образец провинциальной городской архитектуры.
Так как мы приехали в Чердынь уже довольно поздно (в районе трех часов), а световой день не обещал быть долгим (было пасмурно с редкими прояснениями), то мы поспешили к наиболее выдающимся артефактам данного места.
Оставили машины на главной улице города (Успенской) и двинулись с пешим дозором. Первое, что бросилось в глаза, — это обилие старых зданий и связанный с этим дух провинциальной глубинки. Многие здания используются по прямому назначению государственными органами. Буквально в одном из них нам встретилось такое сочетание: ФНС, Пенсионный фонд, Росреестр, Росстат. В соседнем здании расположилась прокуратура.
Воскресенский собор
Буквально как маяк к себе нас потянула высокая колокольня Собора Воскресения Христова.
Воскресенский собор в городе Чердыни заложен в 1750 году на месте обветшавшей деревянной Воскресенской церкви на одном из холмов в центральной части города. Освящен в 1754 году. Неоднократно перестраивался. К двухсветному храму пристроено два придела: в 1751 году с южной стороны — в честь Стефана Пермского и в 1785 году — Никольский с севера. Основное здание и оба придела с западной стороны объединяла просторная трапезная. Позднее была пристроена обширная колокольня. Композиционное построение и архитектурное убранство собора являются типичными для памятников, возводимых в середине XVIII века в провинциальных городах. Собор отличается предельной скромностью и отсутствием каких-либо пышных декоративных деталей.
В советское время — дом культуры. Ведется реставрация.
Несущие службу монахини за небольшой взнос в оркестр любезно разрешили нам подняться на саму колокольню. Виды оттуда — ураган!
При спуске с колокольни обнаружились вот такие милые образцы местного рукоделия.
Рядом с собором расположилась небольшая Церковь Преображения (1756 г.), но дальше дорога закончилась, и нам пришлось вернуться на Успенскую улицу.
Успенская улица и ее храмы
Немного вернулись назад и снова начали спуск к реке. Первое, что нам встретилось, — современная реконструкция (2011 год) заставы, располагавшейся на Чердынском (Вишерском) тракте. Другое название — «Государева дорога соболиной казны». Является первым торговым трактом в Сибирь и активно использовалась вплоть до 1597 года.
Совсем рядом с Заставой расположилась Успенская церковь (1784) с находящимся в ней музеем Веры, который собрал в себе церковную утварь и материалы храмов Чердынского района. В виду ограничения объема фото публикую только особо привлекшие мое внимание фрески, извлеченные из-под штукатурки.
Чуть ниже Успенской церкви еще несколько красивых архитектурных объектов — Спасская часовня и Богадельня, а также красивые виды на Собор.
Церковь Илии Пророка
Здесь дорога опять закончилась, мои спутники зароптали и повернули вспять. Меня же такими трудностями не остановить и, проваливась по пояс в снег, я погреб к еще одному живописному строению — Церкви Илии Пророка.
Частично новодел, частично сохранились элементы деревянной церкви из села Бигичи. Строится на месте исторической Троицкой церкви, разрушенной в середине XX века. Хотя и повторяет полностью оригинал из села Бигичи, в ее конструкции заметно совсем мало деталей старого здания.
На обратном пути наткнулся вот на такой характерный провинциальный пейзаж. Не хватает только воронья и атмосферы весенних хлябей.
Иоанно-Богословский мужской монастырь
Уже начало смеркаться, и мы поспешили к последней видимой в центре крупной церкви — Иоанно-Богословскому мужскому монастырю.
Данный монастрырь был основан святителем Ионой, епископом Пермским, в 1462–1463 годах в Чердынском крае, будущей Пермской губернии, близ того места, где впоследствии возник город Чердынь. Со времени основания монастыря ему покровительствовали великопермские князья, ими были пожертвованы монастырю немалые земельные угодья. В 2004 году Чердынский монастырь вновь был открыт как мужской. В настоящее время там ведутся восстановительные работы.
Перекус, Соликамск и путь домой
Но монастырь оказался уже закрытым, и мы решили перекусить перед обратной дорогой с видами на древнюю святыню. Пока подкреплялись — обратили внимание на большой и красивый дом через дорогу и начали выдвигать версии о том, кто может там жить. В конце концов сошлись на предположении, что в нем живут местные торгаши. Как только мы пришли к такому единодушному мнению, как на улице нарисовался чОрный Пайнфайдер с попиком за рулем. Он лихо пролетел мимо нас, приветливо помахал нам своей намоленной ручкой, парканулся у краснокаменных палат и, подхватывая рясу, засеменил внутрь.
Поскольку незадолго до этого вектор нашей дискуссии был смещен в сторону моего безбожия, то воцарилась минута молчания. Все находились под впечатлением от увиденного ))).
Ну а дальше — снова дорога в Соликамск, где мы задержались на час для вечерней экскурсии с видами на соликамские церкви.
Впереди было 200 километров ночной трассы до Перми… Мои спутники оказались весьма впечатлены поездкой и проведенным днем.