Разрабатывать или не разрабатывать? Вот в чем вопрос. В уфимской сети разгорелись споры по поводу Шиханов (Юрактау, Куштау, Торатау).
Сторонники Башкирской Содовой Компании (БСК) находят самые убедительные аргументы, поддерживая разработку Шиханов, в своих сообщениях к публике обращаясь к базовым человеческим потребностям: кров и пропитание. И никто не спорит, что БСК — это градообразующее предприятие, на котором, во многом, основана экономика города Стерлитамак.
Голос сторонников сохранения Шиханов, взывающий к высшим человеческим потребностям: стремление к познанию, красоте, гармонии с природой, — теряется в какофонии звуков о хлебе насущном.
Кто прав?
В этом споре правы и те, и другие. При одном только НО — очень большом человеческом недостатке, который отличает наш подвид от всего животного мира.
Махатма Ганди сказал: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».
Именно человеческая жадность разрушает все живое на этой планете.
Вспоминая монолог агента Смита в культовом фильме «Матрица» и наблюдая за экологическими катастрофами по всему миру, можно еще раз убедиться, что человек, вирус и раковые клетки — это одни из немногих живых существ на планете Земля, которые не могут остановиться в процессе потребления или распространения.
Человеческой жадности никогда не бывает достаточно. А.С. Пушкин символично изобразил жадность в виде старухи у разбитого корыта.
Как это тривиально не прозвучит, но волчья стая не станет уничтожать все поголовье оленей на своей территории, она возьмет ровно столько, чтобы было достаточно для пропитания. Львы перестают охотиться, если они сыты. Коршуны не уничтожают всех мышей в округе, чтобы воспользовавшись спросом на грызунов, потом удачно по высокой цене продать эти мертвые тушки своим товарищам коршунам.
На подобное деструктивное поведение способна лишь человеческая жадность. Шиханы стали жертвой этого людского порока.
И тех, кто поддерживает сохранение Шиханов, можно иронично называть tree-huggers (обниматели деревьев), «зелеными» фанатиками или идеалистами не думающими о пропитании.
Вполне возможно это так. А вполне возможно у этих людей просто больше силы и смелости посмотреть на ситуацию не со стороны базовых человеческих потребностей, а с более глобальной, духовной точки зрения.
Эти люди, которые сейчас выступают в защиту природы TerraBashkiria, вполне возможно проиграют эту неравную битву. В их руках только одно оружие — правда, вместо денег и жадности.
В их руках стремление к истине, понимание того, что человек, благодаря эволюции, способен адаптироваться к любой среде, и что уничтожение одной горы за два года это не решение проблемы экономики города.
И вполне возможно эти люди, которые болеют душой за Шиханы и открыто высказывают свое мнение, находятся под угрозой ввязаться в изматывающий спор или потерять бизнес-партнеров и приятелей. Вполне возможно это так. Если они проиграют — им будет больно.
Но я знаю точно, что все эти люди, в самый важный момент или на закате своей жизни, посмотрев в глаза истине, улыбнутся и скажут самим себе: «Я сделал(а) все, что в было моих силах. Я сделал(а) все, что смог(ла)».
А пока другие, ощущая свою ложную могущественность, строят планы о своем будущем и материальном благополучии, на ум приходят слова Воланда: «Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?»
Так вот эти Шиханы заслуживают прожить хотя бы еще тысячу лет. И я постараюсь сделать все, что смогу, пусть даже и дистанционно, чтобы помочь сохранить их.