В сентябре 1985 года Исетской геологосъемочной партией ПГО «Уралгеология» в процессе планомерных геофизических работ было открыто Сафьяновское медно-колчеданное месторождение. В последующие годы месторождение было детально разведано и в 1992 году передано для промышленного освоения предприятию ОАО «Сафьяновская медь-Медин».
В 1994 году Сафьяновский карьер выделился в самостоятельное предприятие ОАО «Сафьяновская медь». 24 января 1994 года был торжественно погружен первый ковш породы, а первую руду добыли в конце июня этого же года.
В верхних горизонтах находилась очень качественная золото-серебряная руда с высокими содержанием полезных компонентов. К декабрю 1994 года горняки вскрыли медные руды на горизонте 197,5 м.
В 1997 году начала работу опытно-промышленная установка по переработке золото-серебряных руд методом кучного выщелачивания.
В 1999 году «Сафьяновская медь» вошла в состав УГМК и началось строительство первого пускового комплекса — системы водоотлива, станции нейтрализации кислых вод, склада руды, АБК и химлаборатории. Первая очередь карьера предусматривала ежегодную добычу 700000 тонн медноколчеданной руды, к 2001 году производительность карьера достигла проектной — 1 млн. тонн руды в год.
К 2003 году добыча медноколчеданной руды достигла 6,1 млн. тонн. С 2003 по 2012 год предприятие являлось филиалом ОАО «Уралэлектромедь», а с 2013 года выделилось в ОАО «Сафьяновская медь».
Сафьяновское месторождение по запасам входит в число наиболее значимых объектов на Урале.
Месторождение представляет собой сложное линзообразное тело, представленное в верхних горизонтах массивными медными и медно-цинковыми рудами, переходящих с глубиной в прожилково-вкрапленные.
Среди сплошных руд выделяются медные богатые, медные рядовые, медно-цинковые и серноколчеданные. Средние содержания металлов в руде составляют: медь — 2,52%, цинк — 0,77%, свинец — 0,09%. Кроме основных компонентов руды содержат 18 попутных компонентов — золото, серебро, селен, теллур, индий, таллий, галлий, германий, кадмий и другие.
Отработка северного фланга Сафьяновского месторождения осуществляется автомобильными съездами с внешним отвалообразованием.
Высота уступа по пустой породе составляет 12-15 метров в зависимости от крепости пород. Уступы по руде проводятся по 7,5 метров, что позволяет производить селективную выемку руды.
На транспортировке горной массы применяются автосамосвалы БелАЗ-74505, БелАЗ-485 и Komatsu.
Для отработки южного фанга месторождения в 2010 году началось строительство подземного рудника мощностью 500000 тонн в год. В 2014 году вступил в эксплуатацию первый пусковой комплекс подземного рудника — из карьера была пройдена штольня, с поверхности пройдены вентиляционный ствол до гор. -270 м и автотранспортный уклон.
Портал штольни.
Для отработки рудного тела применяется экономически эффективная подэтажно-камерная система разработки с закладкой выработанного пространства и применением самоходного оборудования. Высота этажа принята 80 м с делением на 4 подэтажа по 20 м каждый.
Проходка горизонтальных и наклонных выработок производится с помощью проходческих установок Sandvick DD210.
Телескопическая стрела позволяет производить бурение шпуров по всей площади забоя.
На стреле установлен гидравлический перфоратор мощностью 20 кВт с одновременной промывкой шпура.
Отработка месторождения предусматривается автотранспортными уклонами на 4 горизонтах: -40 м, -120 м, -200 м и -270 м.
На сегодняшний день уже пройдено около 17 км подземных выработок.
Все выработки крепятся анкерной крепью с последующим торкретированием бетоном, лишь на участках тектонических нарушений и слабых пород применяется металлическая податливая арочная крепь.
На погрузке горной массы из забоев используются дизельные доставочные машины Atlas Copco Scooptram ST1030. За одну операцию машина способна погрузить до 10 тонн горной массы.
Автомобильный орт-заезд.
Машины оснащены тремя видеокамерами в кабине и пультом дистанционного управления. Дистанционное управление позволяет оператору находится вне забоя, что обеспечивает безопасность ведения горных работ.
Погрузка руды в орте-заезде.
Транспортировка горной массы производится с помощью шахтных дизельных самосвалов МоАЗ и Atlas Copco Minetruck MT436.
Погрузка руды в автосамосвал.
Пустая порода складируется у портала штольни, перегружается в автосамосвалы и отвозится в отвалы.
Руда доставляется на перегрузочную площадку на борту карьера, где перегружается в автосамосвалы и отвозится на площадку дробильного узла.
Перегрузочная площадка на борту карьера.
БелАЗы в ожидании погрузки на дробильном узле.
После предварительного дробления руда усредняется и железнодорожным транспортом отправляется на ОАО «Святогор» и Кировградскую обогатительную фабрику.
Перевозка персонала по подземным выработкам осуществляется в специальных шахтных автобусах Майнер МТПП-24 и Paus.
После ввода в эксплуатацию скипо-клетьевого подъема на стволе, спуск-подъем рабочих и материалов будет осуществляться через шахтный ствол.
Для транспортировки руды планируется использовать автотранспортный уклон.
На данный момент отработка Сафьяновского месторождения ведется комбинированным способом. В карьере дорабатываются последние горизонты, после чего добыча руды будет производится исключительно подземным способом с одновременной рекультивацией отработанного карьера пустыми породами. На конец отработки его глубина достигнет 265 м от поверхности.
На бурении скважин в карьере работают станки 2СБШ-200 и Atlas Copco.
После бурения сетки скважин, они заряжаются ВВ.
На карьере применяется короткозамедленное взрывание.
Сафьяновский рудник является современным горнодобывающим предприятием с высокопроизводительными системами разработки и парком мощного самоходного оборудования.