Началось все с предложения Дена посетить Ашу (у него там живет гостеприимная тетя). Собственно, других идей к поездке почти до самого выезда и не было.
Перед выездом дополнительно было придуманы посещение горы Большой Иремель, а также путь от Аши почти строго на север по, казавшимся на спутниковых снимках чудесными, горным дорожкам.
Большой удачей стало присоединение к нашей группе Дяди Миши. Первоначальное приглашение было им отклонено, но в связи со сменой планов, он все же составил нам компанию, и стал, по сути, проводником на первые полтора дня пути.
Встречаемся у проходной завода. Погода в день отъезда была такой, какой, наверное, за все лето не было. Тепло, сухо и ясно.
День перед выездом у меня оказался рабочим. До кучи, так получилось, что я остался без собственной комплектной багажной системы. А завтра выезд. Краду сумку-штаны с мотоцикла жены и посвящаю вечер тюнингу мотоцикла.
Вещи мне пришлось собирать поздней ночью, а ведущую звезду на мотике менять утром.
Тут можно отдельно рассказать о том, что я всегда делал багажные системы с рамками-«телевизорами». В данном же случае, из-за катастрофической нехватки времени, мне пришлось слямзить конструкцию простых бугелей-укосин. Были сомнения и опасения, что не обкатанный вариант крепления багажа может подвести в самый неподходящий момент. Путь предстоял не близкий, но я мог позволить себе эксперимент над самим собой. И он удался. Хоть мне до сих пор больше нравится вариант с рамками, теперь я точно знаю, что и таких дуг может быть достаточно.
Лето 2015 на Урале было поганым. Все мои планы на путешествия накрылись: в июне — занятостью (собирались с женой на юга на мотоциклах), в августе – застучавшим у меня двигателем. Короче, никуда толком не съездили. И вот сейчас, наконец-то – у парней отпуска, я высвободился, техника работает – погнале!
Михаил на первый день предложил отличный маршрут до Иремеля. Мы то, не зная нифига те районы, собирались ехать чуть ли не по федеральным трассам. Слава богу, этого не произошло. Едем по асфальту до Кладовки. Дальше грунтовка и водовод до Нязепетровска. От него на юг: Перевоз — Белянка — Новобелокатай — Леуза — Идрисово — Петромихайловка – Айлино (преимущественно высокоскоростными грейдерами). Айлино — Межевой – Сатка (асфальт).
После Белянки в качестве места для перекуса Миша обещал какой-то интересный рукотворный объект. Свернув с грейдера, мы пересекли здоровый бетонный мост. Я еще удивился, вот же денег не считали, такой мост в сторону тупиковой дороги. Но тут же эта мысль забылась – через 300 метров показалась какая-то циклопическая конструкция. Это была огромная железобетонная заготовка под полтину. Когда-то тут, в меандре Уфы, вырыли котлован, залили в нем черт знает сколько килотонн бетона, и оставили потомкам. Викимапия говорит, что все это детали нереализованного проекта Верхне-Араслановского водохранилища.
Между Леузой и Идрисово наткнулись на обелиск:
А в роще сразу за ним – кладбище. Здесь когда-то была деревня Обуховка. Теперь от нее ни следа. Судя по датам жизни на обелиске, большая часть мужского населения ушла на фронт и не вернулась. Самые поздние даты на памятниках – 50-е годы. Обелиск и погост очень ухожены. Видно, что за ними пристально следят какие-то энтузиасты.
Печи для извести в Межевом:
Карьер в Сатке:
Парни вот колесо нашли. Думают, смогут разбортовать или нет?
Учитывая, что темп удалось держать более-менее бодрый, решаем этим же днем доехать к подножию горы Большой Иремель. Навигатор рисует путь вооон через тот хребет:
Но Михаил говорит, что по той «дороге» мы будем ехать слишком долго. Скорее всего, вообще не доедем. Так что двинули по нормальным дорогам.
Доехали до деревни Тюлюк, от него пару километров и встаем на одной из полян, на которых перед восхождением останавливаются туристы на машинах. От этих полян до вершины горы около 13-15 км.
На следующее утро погода не поддается прогнозированию. Небо выглядит так, что может все развеет, а может быть наступит полнейшая гидродинамика с турбулентностью. Мы в тот день реально могли бы не пойти на гору. Дело в том, что Миша там был уже не единожды и ему это как в соседний лесопарк сходить. Ден готов принять позицию большинства, а Андрей сразу заявляет, что не собирается тащить мотоцикл по горной дороге вверх фиг знает сколько, а потом еще пешеходить до отметки полтора километра над уровнем моря. Про него сразу стоит пояснить: он первый сезон на мотоцикле. Катал в основном асфальт и немного несложного грунта. Кроме того, в отличие от нас, у него ХТ 660. Так что для него и вчерашние 400 с чем-то там километров уже все, можно считать, путешествие состоялось )). В первый день он и так мужественно преодолевал все последствия наших порывов проехать «короткой дорогой».
Но я-то ехал туда с намерением именно залезть на эту горку. Так что едем вверх, оставив нашего тяжеловеса отдыхать на прекрасной поляне на берегу горной реки.
Подъем вполне доступен для мотоцикла, в т.ч. на «универсальной» резине, типа Е-09 или Т-63. По крайней мере, до егерского кордона. Дальше технику во-первых, не пускают, во-вторых уже очень трудно было бы ехать из-за триальных участков, в-третьих, ну и нафиг не надо – пешком надо больше ходить )). Доехали до кордона. Вход в этот заповедник нынче стоит 50р. Егерь произвел впечатление нормального мужика. Пустил к себе положить шмотки, сказал, что можно оставить мотоциклы под его окном, и что иногда тут чуть ли не на неделю мотоциклы оставляют.
Идем. Судя по указателям, от кордона до вершины 7 км.
Вид на обратную сторону горы (внизу верховые Тыгымские болота):
Подъем, курум, вершина. Гора Большой Иремель. Впечатления, в целом, остались хорошие. Поход на гору понравился. По приезду даже стал гуглить в яндексе какие-нибудь трекинговые кроссовки, которые можно будет возить в мото-сумке для таких вот однодневных горных прогулок.
Высота горы что-то около 1500 метров. По слухам, это самая доступная гора подобной высоты на Урале. По ней идут хорошо натоптанные тропы, и заблудиться почти невозможно. Через пару-тройку километров пешей тропы подъем становится более пологим, но появляются заболоченные места, которые временами почти не обойти. Через какое-то время плюнули и почапали прямо по воде – ноги все равно уже мокрые. Еще через пару километров выбираемся на плато – ровная такая тундра без деревьев. Плато в свою очередь упирается в курумник, по которому можно добраться до вершины. Сама вершина, кстати, так себе, ничего особенного. Маленькая скала, исписанная школотой и заваленная ритуальными тряпками. Виды с нее примерно те же самые, что и от начала подъема по курумнику.
Гора очень посещаема. Даже в будний день нам попалось с десяток групп, включая взвод старшеклассников.
Восхождение от полян заняло у нас около 6 часов, считая заброску на мотоциклах и ожидание Дена, который, на спуске к избушке егеря, умудрился отстать и заблудиться в этом «лесопарке».
Возвращаемся, по-быстрому готовим поесть и прощаемся с Михаилом. Он отделяется от группы, чтобы по ускоренной версии маршрута быть дома к назначенному сроку. Попрощались такие, пожалели удачной дороги и смотрим. Он жмет кнопку стартера, а мотоцикл как бы говорит: «я не знаю, что вы там напланировали, но я вот сейчас никуда не собираюсь». Больше часа ковыряемся в предохранителях, датчиках и проводке. Неизвестно, что там было, но что-то нужное мы пошевелили. Мотоцикл завелся, и Миша уехал. Мы так и не поняли, что это было. По симптомам, как будто бы одновременно глючили датчик нейтрали и подножки.
Продолжаем вальяжно собираться, гонять чаи и перепаковывать сумки по второму разу. Стремительно вечереет, а нам то что — по планам сегодня только доехать до Аши, всего-то 150 километров.
Собрались, оделись, кто-то уже поехал. Я подхожу заводить мотоцикл, а у него переднее колесо спущено. ***! Учитывая, что это однозначно на спуске с Иремеля, об один из острых камней, у меня времени было три раза его починить…
Из-за этого, а также из-за многочисленных сборов и чаев с плюшками, от Тюлюка до М5 мы выбираемся уже в темноте, к тому же, под дождем. И решаем, учитывая близость Аши, незнание окрестностей и нежелание ночевать в первой попавшейся болотине, пилить по М5 во что бы то ни стало, пока до Аши не доедем. Это был какой-то ужас. Я догадываюсь, что у нашего товарища-новичка на тяжелом мотоцикле за эту поездку было много других поводов материться вслух в шлем, но для меня трасса Юрюзань — Аша стала самым ужасным фрагментом поездки. Я никогда больше не хочу оказаться на этой трассе. Даже и без дождя. Даже и днем. Один эпизод особенно запомнился. Обгоняет нас очередная фура. Меня догнать не успевает и начинает выжимать на обочину Дена. Ну пофиг, не впервой – Ден выжимается на обочину и продолжает движение по ней, но водитель фуры начинает тупить. Видимость ужасная, и он, потеряв Дена из виду, получает вилку: раздавить мотоциклиста или встречную машинку. В последние секунды фура просто останавливается на встречной полосе, на трассе М5 в разгар ночного трафика. И остается там стоять, остановив заодно весь встречный поток.
Въехали в Ашу в двенадцатом часу ночи. Тетя Дена золотая женщина. Вписала нас, страшных, грязных и промокших, пустила в горячий душ и накормила. Это было слишком круто. По нормальному выразить благодарность даже слов не нашлось.
На следующий день не планировали проехать много и выехали часов в 15.
На самом деле, первоначально по плану был проехать через районы к северу от Аши. Были изучены карты, спутниковые снимки и все попавшиеся в сети описания этого района. Но, обработав некоторые данные о предстоящих дорогах, приняв во внимание состав и снаряжение группы, а также рассказы местных о дождях (льющих, вопреки прогнозам, уже двое суток), было принято постыдное решение давить в объезд… От предыдущих грандиозных планов осталось только намерение вернуться туда в следующем году. С бОльшим запасом времени и на нормальной резине.
Так или иначе, стратегическое направление у нас на север. Выбираем ночевку вблизи плотины на Павловском водохранилище.
Пара фоток с дороги:
При поиске места для ночевки, чудесным образом в лесу натыкаемся на отличный мебельный гарнитур. Этот мужик к гарнитуру не прилагался, он с нами ехал.
Четвертый день. Я рисую маршрут – типа нам надо за один день оказаться на берегах Воткинского водохранилища. Ставлю себе задачу уменьшить пребывание на асфальте и при этом не разделить участь Ивана Сусанина. Мои спутники, несмотря на более-менее неплохие дороги в первые дни, сейчас чуют неладное…
Места совершенно незнакомые. Перед выездом я изучал тот район, по которому мы в итоге не поехали. Так что – импровизируй, сегодня это слово ключевое…
Частично удалось. Всего хватило. И грейдеров, и грунтовок, и асфальта.
От Павловки ехали через какие-то нефтяные районы: Осиповка – Мухаметдиново – Подлубово.
Дальше асфальтом до Аскино. Кафешка, беседы с добродушными башкирами о мото-путешествиях.
Пока ехали асфальтом до общепита, весьма замерзли и понадевали все костюмы, которые были с собой. Образ, получившийся у Дена, назвали «Ямайский спецназ»:
От Аскино разнообразными не асфальтированными дорогами: Тульгузбаш – Мута-Елга – Новые Татышлы.
Был даже небольшой участок для эндуро. Между Тульгузбаш и Мута-Елга, старая заброшенная дорога и почти разрушенная переправа через ручей.
Под дорогой проложена труба. Через нее когда-то нормально тек ручей. Потом трубу заткнуло сухими ветками, на них нанесло грунта и теперь дорогу размывает. Кажется, еще год-два и будет в этом месте вместо дороги хороший овраг. Мы положили для проезда найденные рядом три доски. Нормально легла только одна. Остальные, только чтобы ногу поставить и для моральной поддержки. Все вспомнили, как доску на автодромах сдавали.
Остальной путь был уже весьма скучен. Выбрались на грейдер, а дальше – Татышлы — Куеда — Барда — Усть-Паль. Перед пунктом прибытия с трассы идет грунтовая дорога 6-7 км. Мы уже думали, что приехали. Но там столько грязи оказалось, что мы, кажется, за всю поездку столько не видели. Снова, как год назад, навестили Фаныча, его гостеприимство по-прежнему на высоте.
В этот раз застали его во время какого-то строительного аврала, так что ограничились только одним вечерним заседанием. Общались обо всем подряд. Особое место в разговорах Фаныч отвел теме поездки в осенние Сараны, которую он со товарищи устроил под «закрытие сезона». И не то, чтобы у них там все было прямо как-то совсем уж феерично, но сам концепт слета, кочующего от ночевки к ночевке, Фаныч считает важным элементом уральского мототуризма-эндуризма.
На следующий день уехали по домам.
Это Серега Фаныч. До асфальта нас проводил и показал интересную грунтовую срезку до трассы на Кунгур:
Проехали около 1500 км. Впечатлений наездили немало, но до сих пор не отпускает ощущение, что очень не хватило. Кажется, еще неделю бы так катались. Еще мне лично не хватило эндуро. Очень стремно было отказываться от первоначальных планов, когда выяснили, что дороги 2 дня размывало дождем, а мы, блин, «не на той резине». Я, кстати, после этой поездки поставил нормальную. Прокатился на ней и решил, что больше не обую мотоцикл в универсалку. Пусть грязевая быстрее стирается, пусть по асфальту придется ездить осторожнее. Исключение будет только в случае дальняка по асфальту или по каким-то, может быть, южным грейдерам.