… как говорят люди, а еще говорят «нет плохой погоды, есть плохое снаряжение». Я почему-то всегда вспоминаю про эти поговорки, когда крутят у виска пальцем и говорят, мол «Ты с ума сошел? Ты погоду видел? Говорят даже экстренное предупреждение приходило!» Но, для простого человека такие факторы как мороз, ветер, темнота и т.п. – это причина чтобы сидеть дома и не высовывать носа на улицу. Но Турист – он не человек. Он как зверь в клетке, ему все время надо волю, в лес, в дикую природу, где тишина, красота и чистый воздух. Вот и мы плюнули на все и собрались в лыжный поход в одни из выходных декабря, не смотря на пугающие прогнозы синоптиков за минус тридцать и столь не многочисленный состав нашей команды…
Как-то так пошло, что давно никак не могли собраться большой и дружной толпой и сходить куда-нибудь, у всех дела, заботы, другие причины, а лыжи на стеллаже в клубе висели и уже просились в бой. После нескольких попыток собрать народ или найти единомышленников по сумасшествию решили, что пойдем тем составом что есть. А было нас 4 человека и собака. Все горели, били копытом, давно не были на природе, в том числе и новый член нашей команды, который хотел попробовать себя в лыжном туризме – Илья Рязанов. Для него этот поход был просто откровением и мегапрокачкой опыта пребывания в зимнем лесу. Собрались, порешали, идем! В клубе в 8 утра, грузим шатер, печь, прочий зимний скарб, подбираем по размеру лыжи. Грузимся в УАЗик и выдвигаемся в сторону «Зольника». Цель наша – неизвестные, «затерянные» скалы, недалеко от горы косая, что в районе Нижней Туры. Почему затерянные и почему именно туда? Как-то раз сидел я, разглядывал карты окрестностей и обратил внимание на скалы в лесу на северо-востоке от города. Интересно, обозначены на километровой карте генштаба 87 года, как обрывистые скалы. Надо посмотреть поподробнее, крупнее карты только сейчас новые ГГЦ. Качаю их и не нахожу этих скал там! Что за ерунда? Как так? Были и не стало! Забыли включить? Нарисовать? Стало интересно! Так и хотели сходить туда на разведку еще осенью, но как я писал выше, все никак не получалось. Пошли сейчас.
Поехали на зольник, к багерной. Для тех, кто не в курсе: Зольник – это зольные поля, отстойник (как показано на старых картах), место отвалов жизнедеятельности Электростанции. А багерная – это перекачивающая станция, там мы оставили машину на ночевку под присмотром. Что интересно, по ощущениям – самое холодное время за весь поход было именно начало и конец, хотя, когда выходили из дома было всего -26. Припарковались, выгрузились, начинался только-только рассвет. По дороге пошли пешком, неся лыжи на руках. На зольнике уже встали на них. Какого же это ощущение, снова стоять на них… Те, кто бывал поймут! Переход в два приема, с небольшой остановочкой для фото вдоль зольного поля до карьера – преодолели на одном дыхании. Нам повезло – здесь накатанная снегоходка.
Но дальше она повернула на запад вдоль границ поля, а мы пошли тропить к водопаду и в карьер. Что интересно, когда переходили реку Косую, что образует водопад в районе карьера и впадает в Туру, стоя на льду уже поняли, что река то не замерзла и где-то там за обрывом водопад то журчит. Стало не по себе и мы поскорее удалились оттуда. Полезли на верх, на склон карьера.
Максимальное препятствие, которое я проходил в походах – это перевал 1Б, но здесь по пояс в снегу, поднимаясь по крутому уклону, страхуясь палками утопленными в снег горизонтально я еле заполз на эту вершину, сделав два зигзага – подумал, что это восхождение должно тянуть минимум на 2А или может больше. Но перепад высот был очень маленьким, так, что это «восхождение» не тянет ни на какую категорию конечно. Уже выходя на пологость вершины, где по мере продвижения все больше и больше открывались виды – мне в голову пришло новее жаргонное слово: «Восходятел»). Не знаю почему, но было забавно. Окинув взором красоту происходящего, я скинул рюкзак и пошел показывать ребятам более пологий и удобный склон для подъема, который мы не увидели снизу.
Ладно у меня, туризм свербит в одном месте – им в новинку такие склоны, не стал их мучить. В 10:20 мы стояли на обрыве, пили чай и любовались красивейшей панорамой, незамерзшей речкой и восходящим из-за горизонта солнцем. На небе ни облачка, одновременно и солнце и луна.
Красота неописуемая, и не важно, что мороз под тридцать, нам не холодно, хочется раздеваться. Но специфика зимних походов такова, что пока идешь – тепло, остановился чаю попить, отдохнуть или еще что – 5-10 минут все, сразу начинаешь замерзать. Надо идти.
Дальше путь наш шел по границе карьера. Я еще мелким бывал здесь на водопаде, но в карьер не ходил и будучи взрослым, не подозревал о его гигантских размерах. Поражает, сколько камня было добыто из него для отсыпки дамбы зольного поля. Так же заметил интересную особенность – в некоторых местах сложенных камней есть «пароходы» — небольшие каналы в снегу возле больших камней, по которым выходит наружу теплый воздух. Такое ощущение, что камни дышат, или я еще предположил, что здесь в скальном массиве на берегу реки есть не открытая пещера!
Идем на лыжах, под снегом огромные валуны, прикрытые снегом и ветром ровной шапкой. Кажется, если бы шли пешком – попереломали бы все ноги. Но лыжи держат, главное нам держаться на них. Тяжело медленно, но двигаемся, тропим. Радости от зимнего леса, свежего воздуха и солнца просто нет предела! Забираемся на склон одного из котлованов и вываливаемся на заметенную дорогу. Доходим до развилки и делаем обеденный перекус. Время 11:20. Горячий чаек из термосов, всевозможные бутерброды и прочие вкусности, взятые из дома, как все-таки мало надо для счастья. Походный четвероногий пылесос, уже изрядно промерзший, виляет хвостом и сметает все, что не прибито, все, к чему не притронулся бы даже дома.
На развилке сворачиваем на другую дорогу и через 30 метров встречаем очередной сегодняшний приятный бонус – хорошо накатанную «снегоходку». По ней двигаться гораздо быстрее, чем по нетронутому снегу.
Снегоходка идет аккурат по нашему маршруту, по дорогам, развилкам и прочему. Вообще в этом районе много лесных дорог и они пересекаются невозможными способами. Обратил внимание что ГГЦ карты достаточно точные в плане дорог, по развилкам получается легко ориентироваться. Так, по дорогам и снегоходке доходим до ЛЭП-ки, тут снегоходка поворачивает и уходит вдоль линий, а дальше по нашему маршруту – еще один бонус, идет лыжня. Судя по ширине лыжни – охотничья, лыжи на 100 мм. Идем по ней, преодолеваем большой ров с высокими заросшими краями и снова лес, тишина, отсутствие ветра.
Полкилометра, где-то здесь должна быть еще одна ЛЭП, вот небольшая ложбинка, вероятно, здесь течет ручей, справа крутой склон горы. Дальше лыжня плавно забирает налево. Что-то не так. Есть «топографический кретинизм», а есть «топографическая чуйка» — смотрю на навигатор, и вправду, лыжня уходит на запад, видимо к охотничьим сторожкам или угодьям. Стоп машина, пьем чай и возвращаемся к ложбинке, где я замечаю, что сверху склона в кустах и деревьях спускается старая ЛЭП.
А это значит, что нам надо вдоль нее в горку. Начинается веселье – тропежка по колено снега. В горку на пластиковых лыжах идти невозможно, спешиваюсь мажу лыжи мазью, остальные гордо проходят мимо, но когда я их догоняю – тоже просят мазь!) Время – 13:20.
Где-то в километрах полутора должны быть наши заветные скалы. Потом, дома по азимуту посмотрели, что расстояние было всего 1,2 км от ложбинки до скал. Но по навигатору, с учетом уклона и тропежки (тропежка без рюкзака и возврат за ним) прошли расстояние в два раза больше – 2,5км. Тропили в основном вдвоем, упеткались все в хлам. До скал дошли за 2 часа. А это значит, что средняя скорость продвижения по маршруту составила около 0,5 км/ч. Прогулялись вдоль скал в обе стороны недалеко, кругом все засыпано снегом, сам склон не понятно какой – надо будет сходить сюда летом! С одного склона было видно вершину горы Косая с вышкой, с другого видно газовую перекачку, БАМ. Время полчетвертого, солнце к закату, остался час светлого времени – надо искать дрова.
Лес здесь преимущественно лиственный, осины. Дома, со спутника было видно, что в районе скал есть хвойные деревья – в рассыпную, на поиск сухар. С горем пополам нашли несколько сосновых карандашей, на ночь должно хватить, нашли более-менее ровное место для шатра. Дааа…. Вчетвером ходить с огромным шатром, рассчитанным на 8-12 человек мягко сказать неудобно! Двое заготавливали дрова, двое ставили шатер. Возились, наверное, часа два, если не больше. Часов в шесть, наконец-то повесили снег на огонь. На ужин домашние пельмешки и глинтвейнчик. Холод особо не ощущался, собака уже давно тряслась в шатре в двух спальниках, вышла на улицу только на ароматы пельменей, поела и снова удалилась в почивальню. Мой походный градусник оказалось, что рассчитан всего на -20 – столбик крашеного спирта еле виднелся в районе шарика. Отужинав, переместились в шатер, растопили печь, сидели, общались, точили всякие вкусняхи как хомяки – энергии сегодня израсходовали сполна.
Еще один минус зимних походов малым количественным составом – это дежурство. Дежурить пришлось аж по 2,5 часа каждому. Сидя у печки – холода не знали, под утро уже в спальниках стали подмерзать носы, и то, только тогда когда печка начинала остывать. Специфика печки такова, что он обогревает шатер только тогда, когда в ней есть огонь, как только дрова превращаются в тлеющие угли – сразу количество тепла отдаваемое наружу резко уменьшается, поэтому чем мельче дрова и чем чаще их подкидывать тем теплее в шатре.
Утро было морозное, ясное, солнечное. Особо никуда не торопились, приготовили гречку с экспериментальным пемиканом. Ребята – никогда не берите с собой в поход зеленую гречу! Устанете ее разваривать! Несмотря на ее «полезность» — это того не стоит! Пемикан – сублимированное (варено-сушеное мясо в фракции фарша) мясо с сушеными овощами (морковь, лук, кукуруза, горох, томат) и приправами и солью, залитое растопленным свиным жиром – показало себя отлично, калорийно, вкусно! Немного доработать рецептуру и можно брать на вооружение! Напились вкуснейшего рассыпного черного чая со сгухой и печенюшками, залили термосы в дорогу.
Обсудили дальнейшие действия: общее физическое состояние было не очень хорошим, с непривычки, дали жару и сил не было. В общем, единогласно решили, что дальше тропить и возвращаться кольцевым маршрутом желания ни у кого не было и возвращаться было решено той же тропой что пришли, единственное, пошли не через карьер, а дальше по снегоходке, которая вывалилась посредине зольника. Вчерашний двухчасовой подъем на спуске занял менее получаса, и то, потому что ждали всех.
Обратный путь оказался в разы быстрее. По дороге останавливались пару раз поправить водно-солевой баланс в организме и все. Погода продолжала радовать. Уже в районе двух часов дня мы были на багерной, у машины.
Хозяин УАЗика, когда оставили его – забыл включить автопрогрев по температуре, и поэтому бедная машина промерзла до 32 градусов. Вышел сторож багерной, сказал, что ночью температура опускалась до -35, а значит в городе итого, наверное, ниже. Но странно, нам было совершенно не холодно! Организм за сутки перестроился на обогрев себя и справлялся с этим на ура. Машина конечно же не завелась, пришлось вызвонить друга, тот приехал и «прикурил». В районе трех часов дня мы были в клубе, размешивали на сушку мокрый шатер и тенты.
Вот такое получилось маленькое приятное путешествие. И минус 35 – далеко не предел, если ты готов и знаешь что и как делать! Поэтому «волков бояться в лес не ходить» вполне справедливая поговорка. И плохая погода – не повод сидеть дома.
Туристический клуб «Наш Выбор» Турклуб «Наш Выбор» — это спорт, туризм и активный образ жизни! Основным приоритетным направлением является спортивный туризм. Но помимо этого клуб ведет активную социально-направленную деятельность: занимается с детьми, устраивает разного рода вылазки на природу, походы выходного дня, сплавы, турслеты, скалодром и т.п. Руководитель клуба: Жихарев Иван Дмитриевич Телефон: +79045422754 Электронная почта: pssr86@inbox.ru Группа ВКонтакте: vk.com/tscnv |