Вот и настал долгожданный  день, когда команда любителей промышленного туризма направилась в Челябинск. В планах было посещение Челябинского трубопрокатного  завода  (ЧТПЗ) и музея тракторного завода (ЧТЗ).

Эту поездку мы все долго ждали! Завод является интересным объектом с  точки зрения познания современных технологий и организации рабочего процесса. А также, он представляет собой настоящий арт – объект, который готов к  встрече с туристами.   Здесь продумана  безопасность посетителей и одновременно  удивляет  открытость процесса. Но… обо всем постепенно.

Наша команда состояла из 8 человек.  На  ЧТПЗ   встретили радушно, даже предложили выпить чаю и передохнуть после дороги,  а в это время шло оформление пропусков. Потом мы переоделись в белые халаты,  специальную обувь и каски. Экскурсовод показал веселый мультик, где  в стиле компьютерной игры  познакомили с правилами  посещения  предприятия.  Каждому был выдан  наушник, чтобы слушать рассказ экскурсовода на дистанции.

Группа направилась к “Высоте – 239”.  Это цех, который находится на высоте 239 метров над уровнем моря.  Ничего удивительного в этом факте нет, но все — таки, название  получилось запоминающееся!

Входная группа “Высоты” сделана в виде прозрачной трубы. Пройдя через нее, мы  попали в лифт, который поднял нас на второй этаж.

Экскурсанты двигалась  по длинному коридору, по бокам которого установлены перила. По ходу движения периодически встречались пальмы, видимо, как символ экологичного производства.

 

Внизу открывался просторный цех, где  можно было проследить цикл “рождения” новой трубы.  Одни машины двигали листы, другие  катили трубы…

Экскурсовод рассказывал интересные подробности. За сутки здесь производят 500 труб.  Самая большая имеет диаметр 1420 мм, а самая маленькая – 500 мм.  Основным заказчиком этой продукции является Газпром. Все специалисты предприятия высококвалифицированные.  Чтобы стать сотрудником ЧТПЗ, надо пройти 4 собеседования с представителями разных отделов.

Работники завода на протяжении всей экскурсии  нам  практически не встречались. Сразу вспомнились  современные прогнозы  о том, что машины  скоро вытеснят  человека с производства. И это, видимо, уже становится реальностью.  Нам рассказали, что по цвету одежды можно определить функции специалиста  на предприятии.  Так, белая одежда показывает, что человек является  частью администрации. Оранжевый цвет носят крановщики.   Красный –  цвет одежды электриков, а черный цвет  – это рабочие. Экскурсия оказалась действительно безопасной, ведь ни к одной машине гости завода подойти не могли! Остается удивляться, зачем же были выданы каски? Наверное, чтобы сделать красивые снимки! Посещение “Высоты -239” впечатлило нашу группу. Особенно запомнился сад камней. Оказывается, такой элемент на предприятии помогает снять  усталость и  избежать перенапряжения!

Увиденное совсем не соотносится с понятием “завод”!

Предвкушая следующую экскурсию такой же яркой, мы направились в музей тракторного завода…

Оказалось, он находится далеко от предприятия, в обычном жилом доме. Его первые этажи  занимают  театр и  детский центр.   “Это самый посещаемый заводской  музей Челябинска!” – так написано в методичке музея. Когда мы зашли, то первым делом нас встретил бюст В.И. Ленина и лозунги советского периода.

Удивительно, но экспозиция не менялась с 1953 года…  Здесь можно узнать историю строительства завода и познавательные факты о создании тракторов  и танков. Для общей справки приведу следующие данные.

За годы ВОВ завод выпустил:

18 000 боевых машин

48 500 танковых двигателей

17 миллионов заготовок боеприпасов

13 типов танков

6 типов дизельмоторов

Фотографировать в музее можно, да… нечего! Здесь витрины уже сами превратились в музейный экспонат.

В них представлены грамоты, фотографии и документы.  Оживляют коллекцию  модели тракторов и танков, а также реальный двигатель трактора.  Его установили таким образом, чтобы можно было потрогать детали.

Хоть экспозиция и устарела, но  экскурсовод так  красочно  представил  героические времена тракторного завода, что  даже охватила гордость за Отечество! Ниже  приведены  интересные факты, запомнившиеся с экскурсии.

1) Основная часть металла для строительства завода была привезена из Германии.

2) В1932 году для поднятия духа рабочих в цехах играл  живой оркестр.

3) Тракторный завод в годы ВОВ стал выпускать танки. Один из проектов был “плавающий танк”. Представляете, уже тогда!

4)На выставке в Париже, которая проходила в 1937 году, трактор С-65, созданный  в Челябинске,  получает Гран — при! Одним из его конструкторов бы Михаил Федорович  Балжи, который оказался в Челябинске по распределению.  Занимался  разработкой  тракторов и танков. Однажды  Михаил Федорович поехал в санаторий. Там, распаковывая вещи, он роняет мыльницу. Так к нему приходит идея сделать фору башни танка по форме мыльницы!

4) Во времена СССР  70 стран мира заказывали продукцию Челябинского тракторного завода. Они славились прекрасным качеством, ведь безотказно работали в течение 20 лет.

5) Челябинский тракторный отмечает выпуск юбилейных тракторов. Так, в 1984 году был выпущен миллионный трактор. К этому событию  был разработан значок.

Много  замечательных историй о конструкторах и рабочих завода рассказала нам Ольга Котова – экскурсовод музея тракторного завода. И я надеюсь, что когда-нибудь музей станет более современным, а может быть будут проводиться  экскурсии и на самом тракторном заводе!

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments