Мёртвая железная дорога — загадочная достопримечательность Ямало-Ненецкого автономного округа, которая, несмотря на устрашающее название, привлекает немало путешественников своей историей и сохранившимися советскими артефактами.
В марте 2022 года «мертвую дорогу» посетил путешественник Виктор Иваницкий. В статье поделимся его интересными заметками и фотографиями из поездки к заброшенным остаткам транспортной магистрали.
Вчера посетили остатки советского мегапроекта — полярной «мертвой железной дороги». Это — не единственное её имя. Дорогу также называют «501 дорога» (хотя её строили 501 и 503 Управления лагерей железнодорожного строительства НКВД), «Трансполярная магистраль», «Сталинка», «Пятьсот весёлая», «Северный БАМ», дорога «Чум — Воркута — Лабытнанги — Салехард — Коротчаево — Игарка»Виктор Иваницкий

История «мертвой железной дороги»

Строительство железной дороги началось с 1947 года по решению Сталина. По ней осуществлялась доставка Воркутинского угля и минералов Полярного Урала (в том числе кварца для электронной и авиакосмической промышленности) в центральные регионы.
После Великой Отечественной войны руководство страны четко понимало уязвимость стратегической трассы – Северного морского пути. Его главные порты, Мурманск и Архангельск, располагались слишком близко к западным рубежам СССР, и в случае новой войны сообщение по СМП могло быть легко парализовано врагом.
Так было принято решение создать новый порт в Игарке на Енисее, который был необходим на случай Третьей мировой войны.
Порт, расположенный в глубине страны, представлялся Сталину малоуязвимым для противника в отличие от портов в европейской части страны, в Архангельске и Мурманске.
Мертвая железная дорога, ЯНАО
Мертвая железная дорога, ЯНАО. Фото: Виктор Иваницкий
В августе 1952 года от Салехарда до Надыма было открыто рабочее движение поездов, до Игарки – только тестовое. После смерти Сталина железная дорога после стольких титанических усилий была заброшена. Остался лишь участок до Лабытнанги. Там она функционирует по сей день и является важнейшей транспортной магистралью, которая пересекает Уральский хребет и, в частности, соединяет Лабытнанги с Воркутой, но автомобильная трасса там не проложена.
Кстати, от Печоры до Воркуты автодороги тоже до сих пор нет, только Газпромовский зимник (хотел проехать по нему в этом году, до Инты гражданские машины, собирая в колонны, через регистрацию в Администрации Печоры по мере набора групп пускают, дальше нет – пропуск нужен, не удалось найти способ его оформить).
Если бы дорога использовалось, развитие Заполярья шло бы совсем другими темпами… Сейчас у правительства есть планы реанимировать проект. Когда посещал краеведческий музей в Салехарде (город на Полярном круге), в прошлом году видел стенд, посвящённый мертвой железной дороге, а также даже образцы рельсов. В 2022 году стенда я не увидел.
Посетили пару мостов, а также лагерь недалеко от слияния рек Ярудей и Лимбяха, в котором сохранились вышка, фрагменты ограждения с колючей проволокой, часть помещений для заключённых и для охраны.
Вышка, мертвая железная дорога
Заброшенная вышка. Фото: Виктор Иваницкий
Помещение для заключенных
Помещение для заключенных
Помещение для заключенных. Фото: Виктор Иваницкий
Снега – по пояс в прямом смысле слова. Я шёл на охотничьих лыжах, сын по моему следу – на беговых. Переночевали в городе Надым. В wiki написано, что градообразующим предприятием является «Газпром добыча Надым», на долю которого приходится около 11 % добываемого в России газа.
Автор: Виктор Иваницкий

Где находится «мертвая железная дорога»

GPS-координаты: 66.049722, 82.1175

Заброшенная транспортная магистраль находится в Ямало-Ненецком автономном округе. Ближайший населенный пункт – село Красноселькуп. До железной дороге нужно добраться по воде (река Таз). Летом – на лодке, зимой – на лыжах. Расстояние от села около 45 км.

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments