Двадцать восьмого июня для экипажей из Москвы и второго июля для уфимских экипажей начался автопоход на плато Маньпупунер через перевал Дятлова. Хотя, на самом деле, он начался гораздо раньше, примерно год назад, когда началась подготовка к этому походу. Подготовка включала в себя не только и не столько работу над машинами, а скорее изучение отчетов, видео и фото предыдущих экспедиций по этому маршруту. Личное общение с теми, кто прошел или пытался пройти его.
Но самое сложное было, на мой взгляд – это сбор экипажей. Желающих пройти маршрут было много, чем ближе к дате старта, тем больше людей отсеивалось. Одни из-за неготовности машины, вторые из-за личных причин, третьим пришлось отказать. Как я теперь оцениваю, все это было правильно, и этот отбор – одна из основных причин, почему оставшимся все же удалось пройти весь маршрут от начала до конца. Сейчас, после того, как мы все вернулись домой, могу сказать, что в дальнейшем отбор в сложные походы, в которых я буду руководителем, будет еще жестче, так как не все хотят или могут выдерживать необходимый, на мой взгляд, темп.
Для экипажей, стартующих из Подмосквья, экспедиция на плато Маньпупунер через перевал Дятлова началась 28 июля. Куровское – Нижний Новгород (обед и прогулка по Кремлю) – Казань (ночевка, на следующее утро экскурсия по Казани), в обед выезд – Ижевск (ночевка, утром экскурсия по городу) – Пермь (ночевка, утром экскурсия) – Чусовой – Горнозаводск.
Для уфимских экипажей старт был назначен 2 июля с аэродрома в Первушино. Так совпало, что в этот день здесь проходило авиашоу «Открытое небо» и нас попросили поучаствовать в нем. Мероприятие интересное, на нем представлено много гражданской авиатехники. Но нас больше интересовал старт, приехали соклубники турклуба Авантюра, а также турклуб Мангуст, чтобы проводить нас. Очень порадовала такая поддержка, спасибо тем, кто был!
Первый уфимский экипаж выехал в 12-00 по маршруту Бирск – Бураево – Куеда – Чернушка – Уинское – Орда – Кунгур – Лысьва – Чусовой – Горнозаводск.
Здесь мы встретились с московскими экипажами и дальше ехали уже вместе.
Остановились, чтобы сделать фото на границе Европа-Азия.
Чуть отъехали от знака и 78-ой крузак резко тормозит. Подбегаем узнать, что случилось. Оказывается, у машины появился, какой-то стук. Начинаем разбираться, появилось предположение, что не до конца отключается блокировка. Через некоторое время звук почти пропал, а после включения блокировок на бездорожье про него и вовсе забыли.
Второй уфимский экипаж УАЗ Патриот выехал из Уфы позже, поэтому постепенно нагонял остальные машины.
От Горнозаводска мы доехали до Верхотурья, здесь нас и догнал УАЗ Патриот. Два уфимских экипажа встали на ночевку на берегу Верхотурского водохранилища.
Ребята из Москвы ехали уже не первый день, поэтому перед бездорожьем решили вымыться и отоспаться в гостинице в Серове.
Утром тронулись примерно в одно и то же время, уфимцы посмотрели Верхотурье, москвичи довели до ума машины в Серове.
В Карпинске в последний раз заправились газом. Здесь же увидели заброшенную фабрику.
До Ивделя через Североуральск добирались на бензине. От Уфы до Ивделя вышло 1088 километров.
В Ивделе первый делом отметились в МЧС о том, что выходим на маршрут, указали примерную дату возвращения, договорились, что сообщим номер спутникового телефона, как только активируем его.
И вот все четыре экипажа на заправке, уфимские экипажи заливают бензин, московские солярку.
В свой ТЛК80 я залил полный бак 95-ого бензина (95 л), полный бак газ (85 л), 280 л бензина в канистрах.
УАЗ Патриот – полные баки 92-ого бензина (80 л), полный бак газа (60 л), в канистрах 200 л бензина.
ТЛК80 – полный бак солярки 85 литров и 137 литров в канистрах.
ТЛК78 – полные баки солярки 135 литров и 100 литров в канистрах.
Из-за того, что уфимцам пришлось дольше заправляться, а у москвичей с собой был еще прицеп, решили, что они поедут дальше и будут ждать нас в последнем населенном пункте – Вижае. После него начинается бездорожье. От Ивделя до Вижая идет гравийка-грунтовка, примерно 80 км, так что сломаться или заблудиться там сложно.
Но оказалось сложно, но можно. Уфимские машины выехали из Ивделя, проехали Полуночное, Северный и УАЗ Патриот пробил колесо. Ну, пробил и пробил, подумали мы, сейчас заклеим и поедем дальше. Оказалось, что в покрышку практически полностью вошли плоскогубцы и достать их, не разбортируя колесо, невозможно. Поэтому, пришлось ставить запаску.
Пока мы всем этим занимались, налетело полчище комаров, развели костер, чтобы дымил понемногу. Но ни костер, ни пролетавшие мимо Белазы, поднимавшие облака пыли, не помогали нам избавиться от кровососов. А от пыли становилось тяжеловато дышать.
Колесо заменили и решили съездить в шиномонтаж в Полуночное, он, конечно же, оказался закрыт. Поэтому, поехали в Вижай.
Пока добирались, на ТЛК80 перегрелась коробка автомат, я сразу вспомнил советы на форуме Land-cruiser ru, включил понижайку и больше АКПП не перегревалась.
Добрались до Вижая третьего июля ранним утром, ночи здесь белые, поэтому, даже не ощущается, что наступила ночь. От Ивделя до Вижая вышло 103 километра.
Ребята приехали немного раньше нас и уже что-то перегружали в прицеп, а что-то из него. Мы тоже начали сортировать вещи. Регина начала готовить кушать.
Тут оказалось, что Сергей Савин опытный шиномонтажник. Он разбортировал, вынул плоскогубцы, заклеил, вставил камеру и забортировал колесо с УАЗа. Уже тогда я удивился энергии этого человека, позже все мы не раз убеждались в неутомимости Сереги. Его так и прозвали – Энерджайзер.
Все дела сделаны, все сыты, легли спать, утром подъем и выход на сложную часть маршрута. То, чего мы так ждали.