Не так давно был пост про то, как делают мотоциклы «Урал». А это – небольшой репортаж из музея мотоциклов, расположенного в городке Ирбит. Поэтому тут будет в основном про историю славной марки.
Папа «Урала» BMW R12. На тот момент один из лучших мотоциклов для армии: мощный (целых 18 кобыл), проходимец, может оснащаться коляской и относительно просто в изготовлении. Когда советские военные решили, что армии тоже нужен мотоцикл, то за основу решили взять именно баварскую разработку. По одной из версий то ли дипломаты, то ли разведчики через подставных людей купили пять R12, переправили в союз, где инженеры разобрали их по винтику и стали выпускать свою модель. Вот один из тех донорских мотоциклов. Исторический, можно сказать, мотоцикл.
Обратите внимание, как переключались скорости, надо было оторвать руку от руля, и дернуть рычаг.
А это конкурент BMW.
Все дела по разработке мотоцикла, строительству завода и пуску производства в Ирбите закончили аккурат к 1941 году. Поэтому предприятие ударно участвовало в трудовом подвиге советского народа.
Вот та самая «клонированная» модель. М-72 стал немного мощнее — 22 л.с. Выпускался с 1941 по 1955 годы.
А это одна из первых гражданских версий, поставлялась без пулемета, но с модной немецкой коляской.
А вот страницы истории и трудовых побед в послевоенное время.Сейчас в год завод выпускает почти 1000 мотоциклов.
На «Урале» думали об автомобильном производстве. Даже были ограниченные серии микролитражек для деревни. Но не поперло. Последняя попытка начать выпускать авто была сделана в 1994 году, но потом эта тема сошла на нет.
А ведь ИМЗ могла повторить путь BMW, которая выпускала мотоциклы, трехколесные «Изеты», а потом стала крутейшим мировым брендом. Не повезло ирбитцам.
Зато мотоциклы были классные. Один даже Никулин заказал для своего цирка.
Вот он весь в хроме, крутился внутри железной сферы. Чумовой был номер.
А это вариант для советских хипстеров.
Полицейская версия тоже развития не получила.
А это мотолимузин.
Нечто мотоподобное под названием «Акула», созданное на агрегатах «Урала» для байк-шоу. Ездить на таком, понятное дело, неудобно и опасно.
В поздние 90-е «Урал» пытался стать похожим на Harley-Davidson. Но байкеры не оценили.Это Славная страница истории отечественного мотостроения, которую мы почти потеряли. Мото-спорт.
Мото-кросс, мото-ралли, кольцевые гонки и масса чего еще. В советское время «Уралы» выступали практически везде.
Сплошная аэродинамика.Особый жанр — гонки на мотоцикле с коляской. Когда пассажир на поворотах балансирует, чтобы мотоцикл не перевернулся.
Модные мото-кеды.
Наград, понятное дело, было не меряно.
Еще немного Харлей-Уралов.
А это практически 70 лет истории «Урала» в один ряд. Современные мотоциклы этой марки мало чем отличаются от этих машин. Конструкция, философия – все отсюда. Кто-то скажет, что это отстой, прошлый век и давно это пора похоронить и забыть. Но таким умникам можно ответить одним сломом – Ducati. Этот ферари в мире мотоциклов до сих пор верен своим идеям, к которым пришел в лохматых годах: L-образный мотор, рама «птичья клетка», десмодромный привод клапанов. Вроде все анахронизм, а работает. Так же и «Урал» должен идти своей дорогой.