Города, как люди, у каждого свое лицо. Красивое, выразительное, с богатым историческим прошлым и разным настоящим. Прошлое манит, интригует своей тишиной, теплотой и человечностью, настоящее же меняется с невероятной быстротой, порой не оставляя даже следа.
Господский дом
И как хорошо, что есть музеи, позволяющие путешествовать во времени, стоит только немного удалиться от дома. Шаг, другой, поворот на старинную улочку Тагильскую, – и два столетия позади. Стоишь в самом центре горнозаводского поселка Нижнетагильска возле примечательного купеческого особняка, именуемого сегодня – «Господским». Архитектор середины позапрошлого столетия реализовался в нем на славу; польза и красота налицо со всех сторон. Домик получился вполне столичный. Представляю, как восхищалась местная публика, созерцая такую «конфетку» в череде деревянных построек. Ай, да купец молодец! Ай, да Андрей Дерябин!
После продажи дома в заводскую казну, он использовался для приема важных господ, наезжавших в «Горное гнездо» по разным случаям. Говорят, сама красавица Аврора Карловна Демидова-Карамзина ступала на его паркет и сиживала в креслах, глядя в окно. В 1920-е годы в этом здании жили первые тагильские коммунары, а после Великой Отечественной войны Господский дом стал многолюдной коммуналкой. Жила в нем и подруга детства моей тети – Валька Васильева со своей многодетной матерью-героиней, и сестра Вальки Васильевой – тоже многодетная, с орденом «Материнской славы», после чего от былой классики почти ничего не осталось.
В 1979 году дом на улице Тагильской получил статус архитектурного памятника федерального значения, а в 1997 году в нем открылся Музей быта и ремесел горнозаводского населения, куда мы и пришли. Правда, Никитка сказал, что ему было скучно, разве что сапожная мастерская впечатлила, да сундучная горка с историей про приданое, и маленькие лайковые перчатки.
А нам так все понравилось, от цоколя, до въездных ворот, тем более что я историю будущего музея помню «с нуля», когда в доме были только стены и крыша, а сейчас живет дух ушедшего времени. И неплохо устроился.