Музей был открыт в 1965 году в доме, где Петр Ильич Чайковский жил с родителями в возрасте 9-10 лет. 15 месяцев его пребывания в городе дают полные основания для мемориальной части музея, которая рассказывает о быте чаты Чайковских. Экспозиция Алапаевского Дома-музея П.И. Чайковского располагается в особняке (Доме управляющих), построенном в 1832 году. В период с 1849 по 1852 годы управляющим Алапаевским горным округом был Илья Петрович Чайковский, отец великого композитора. Большая семья Чайковских часто переезжала – отец будущего великого композитора, Илья Петрович, служил по горному ведомству. В столице Алапаевского горного округа, где генерал-майор Илья Чайковский был главным управляющим заводами, Петя провел последние полтора года своего детства, с мая 1849 по август 1850 года. Именно здесь шло активное формирование Петра Ильича как личности и как будущего композитора. Здесь рождались его первые музыкальные импровизации, сюда после отъезда в Петербург в течение двух лет писал письма родителям юный Чайковский, вспоминая «счастливое время», проведенное в «Алапаеве». С алапаевским домом и впечатлениями алапаевского детства связаны истоки многих известнейших произведений великого композитора.
Ближайшим окружением Петра Чайковского в Алапаевске были члены большой и дружной семьи Чайковских во главе с отцом, Ильей Петровичем, и матерью, Александрой Андреевной; старшая и младшая сестры – Зинаида и Александра, младший брат Ипполит; через год, в 1850-м, родились братья-близнецы Модест и Анатолий. Модест Ильич, в дальнейшем, стал первым биографом Петра Ильича, а также организатором первого музея композитора в городе Клин. Вместе с Чайковскими жили племянницы Ильи Петровича – Лидия Чайковская и Настасья Васильевна Попова, младшая сестра Александры Андреевны – Е.А. Шоберт – со своими дочерьми: Амалией, Вильгельминой и Екатериной. В семье проживали гувернантка младших детей Чайковских Анастасия Петрова и бонна семьи Шоберт М.Е. Фосс. Кроме того, при детях находились две няни и две кормилицы.
Анастасии было посвящено одно из первых произведений композитора, которые он написал, находясь в разлуке с семьей во время своего обучения в Петербурге.
Дом управляющего Алапаевским горным округом был построен на центральной площади города, через дорогу от Алексеевской церкви.
В 1832 году пожар полностью уничтожил деревянные апартаменты, что послужило причиной строительства нового каменного дома. При строительстве дома были допущены ошибки, поэтому Петр Ильич по приезду затеял капитальный ремонт. Уже в наши дни, при реконструкции здания, в одной из комнат, под полом, была обнаружена монета, видимо, специально оставленная, как оберег и талисман удачи, уюта и благополучия проживающих.
Мягкосердечный в семейных Илья Петрович все управление домом передал своей жене Александре Андреевне, полной и волевой женщине. На службе Чайковский сумел заслужить репутацию эффективного, но в тоже время доброго по отношению к рабочим управленца. При нем были переоборудованы многие производственные корпуса, введено пудлинговое производство, алапаевское железо на международной выставке в Лондоне завоевало золотую медаль, а изобретатели и новаторы получали дополнительных выплат. Заработная плата алапаевских рабочих, благодаря стараниям Чайковского, была увеличена на 20 процентов, заводоуправление финансировало приобретение семьями рабочих коров и лошадей. Илья Петрович пользовался заслуженным уважением заводчан, которые стремились его пригласить в крестные своим детям. Метрическая книга Алексеевской церкви хранит не один десяток записей, где он выступает как восприемник новорожденных. Алапаевское управления семья Чайковских покинула в 1852 году из-за конфликта управляющего с хозяевами заводов, которые не поддерживали его социальной политики и поддержки технических нововведений, требовавших затрат.
Не только семья Чайковских оставила след в истории Алапаевска, но и сам город, по словам Петра Ильича, внес в его музыку «русский элемент»…
Залы музея – это комнаты дома управляющего, расположенные именно так, как это было при Чайковских. Оригинальное художественное оформление (с использованием современного оборудования, фонограмм, мультфильма, слайд-фильма) позволяет гостям музея погрузиться в атмосферу дома Чайковских.
Погружение в музыкальный мир дополняет вторая, не менее интересная часть экспозиции — Коллекция музыкальных инструментов, которая насчитывает около тысячи экспонатов, кроме того, в залах музея представлены многочисленные миниатюрные модели инструментов, выполненные основательницей музея Верой Борисовной Городилиной. Коллекция занимает несколько музейных залов.
Большинство музыкальных инструментов звучит. Это фисгармония фирмы MANNBORG, рояль GEBAUHR из Кенигсберга, шкатулка швейцарской фирмы MERMOD, симфонион, козобас, концертные цимбалы, механическая приставка к пианино – пианола, производства американской фирмы METROSTYLE, музыкальный графин и другие. Особая гордость музея – три инструмента Петербургской фирмы WIRTH, это два рояля и столообразное пианино. В музее находится механический орган начала XIX века, который слушал в Алапаевске юный Петр Чайковский.
Звучащие музыкальные инструменты мне с гордостью за музей демонстрировала директор филиала Елена Черемных, рассказывая об их истории и использовании. Комнаты дома-музея, благодаря инструментам и звукам, которые из них исходят в профессиональных руках, наполняются новым смыслом. В музее, на мой взгляд, удалось избежать основную проблему мемориальности — статичности экспозиции и смыслов, которые в ней представлены. Чайковский стал поводом для более глубокого погружения в музыкальную среду. Уверен, что это направление музея, в случае его дальнейшего развития, сможет его поставить в один ряд с мировыми музыкальными музеями, такими как Музей музыкальных инструментов в Берлине, Музей музыкальных инструментов в Брюсселе, Национальный музей музыкальных инструментов (Италия, Рим), филиал Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства «Шереметьевский дворец — музей музыки»… Важно понять, в чем состоит особенность алапаевской коллекции, или какое направление музыкальной истории он будет собирать в свои музейные фонды. Это позволит не только сэкономить средства на их пополнение, но и сделать музейное собирательство более эффективным…
Презентация Музея, которую я приведу ниже, на мой взгляд, музыкальной части выставочного пространства уделяет недостаточно внимания, а стоило бы себя позиционировать не просто, как Дом-музей, а как Музей музыки… Это четко бы определило дальнейший вектор развития музея и его важную особенность — он единственный музыкальный музей на Урале.