Фотоотчет о поездке к реке Чусовой, а также на ферму около Висима, на которой выращивают оленей, маралов, лошадей и страусов. Название «Чусовая» впервые зафиксировано в 1395 году. Название Чусовой происходит от коми слова «чуоси», что значит «покровительница», «священная».

Во второй половине ХХ века топонимисты пришли к выводу, что слово «Чусовая» изначально звучало как «Чусва». «Чусва» членится на две части: «чус» и «ва». «Ва» означает по коми – пермяцки «вода» «река». Название рек на « — ва» в Пермском крае множество: Сылва, Койва, Усьва, Лысьва и т.д. «Чус» искаженное «чож», или «быстрая» на языке коми. Или «чус» — мансийское «чуч», «вершина горы».

Обилие переводов и этническое разнообразие населения прошедших веков послужило причиной еще одного, уже совсем нелепого объяснения. «Чусовая», а точнее, «чу» — «су» — «ва» — «я» — это «река» — «река» — «река» — «река» на четырех языках: тибетском, тюркском, коми-пермяцком и мансийском. Видимо, ближе всего к истине подошла топонимист А.С. Кривощекова – Гантман. Она доказала, что слово «чус» — это архаичное, вышедшее из употребления коми-пермяцкое слово, обозначающее «овраг», «ущелье», «каньон». Таким образом, Чусовая – это «река ущелий», «река теснин».

Село Усть-Утка одно из старинных и больших сел на Чусовой. Оно возникло в 1703-1706 гг. Здесь около устья реки Межевой Утки, которая являлась естественной границей между владениями Строгановых и Демидовых, была одна из крупных пристаней. Протекая через длинный перекат, река Чусовая ударяется о камень Харёнки.

Он зарос сверху елово-пихтовым лесом и издали напоминает зеленую шапочку. За камнем начинается деревня Харёнки . Здесь была лесопильная мельница.

По дороге до деревни Харенки можно заехать еще в одно село — Сулем. Оно основано в XVIII веке. Сулем имеет внутреннее «административное деление»: правый берег — Пристань, или «центр», в котором постройки были возведены в 1898 году, левый берег — Заречный «старая деревня», расположенная около реки Сулем. На правом берегу когда то строили барки, потому и место это зовется Пристанью.

Тут у деревни когда-то был причал барок, сплавлявшихся из Старой Утки. С Сулемской пристани сплавлялась продукция Невьянских заводов.

По Чусовой лучше сплавляться, тогда можно увидеть красоту всех скал и самой реки. Проезжали мы и через Висимо-Уткинск – это маленькая деревня, вдоль которой протекает река Межевая Утка, здесь бушует водопад, ранее это был водораздел между владениями Демидова и Строгановых.

Когда мы гуляли возле водопада, то с нами приключился смешной случай… По берегу реки гуляли лошади и пили воду.

У нас с собой были яблоки и, решив покормить лошадей, мы быстренько распаковали пакеты…

Примерно минут через 15, когда лакомство закончилось, я немного отвлеклась и отвернулась от лошадей, а когда повернулась к ним снова, то увидела вот такую картину!!!

Надо было видеть весь мой ужас на лице, потому что я думала, что лошади окочурились от яблок и надо бегом отсюда бежать, пока вся деревня бить нас не пришла… По крайней мере, такая мысль проскочила в тот момент… Только когда Андрей сказал, что лошадей просто оводы закусали, вот они и чешут загривки, только тогда до меня дошло, что происходит и мы долго хохотали!

К тому времени и лошади встали и пошли дальше, как ни в чем не бывало. Вообще, впечатление от поездки не очень впечатлительное, самое смешное и запоминающееся, наверное, с лошадьми и произошло. Еще понравился водопад. Парк реки Чусовой огромен, но, к сожалению, не оборудован ни табличками, ни указателями, ни тропами, чтобы посмотреть все возможное, что можно увидеть с берегов. Мы увидели только вот такой указатель в начале пути.

Ведь сплавляются не все… Возможно, когда то мы сможем увидеть много больше, потому что воды реки Чусовой очень чисты и красивы, в них можно с удовольствием искупаться. А проходя дальше пешим маршрутом, любоваться на скалы и красивые изгибы берегов.

ОЛЕНИ И СТРАУСЫ

На обратном пути мы посетили пятнистых оленей. Они находятся в вольере прямо у дороги. Их можно покормить хлебом. Если с дороги свернуть на ферму оленей и страусов, то еще можно познакомиться с маралами, лошадьми.

Впервые мы поехали на ферму в майские выходные, когда природа только-только просыпалась от зимнего сна и не была богата на краски….Но, тем не менее, было здорово прогуляться вот по таким островкам, которые попадаются практически по всей реке.

Поселок Уралец находится в 38 км от города Нижний Тагил, у северо-западного подножия горы Белой, на границе Азии с Европой. В первой половине 19-го века были обнаружены богатые россыпи платины, которые образовались вследствие разрушения горы Соловьевой, в горных массивах которой и сейчас находятся гнезда рудной платины. Жители ближайших поселков – старатели – разрабатывали эти платиновые месторождения. И в местах разработок стали образовываться поселения.

В 1836 году у речки Мартьян образован прииск Авроринский, который был позднее переименован в поселок Красный Урал, а теперь это – пос. Уралец. Перед пос Уралец можно посетить гору Белая, это новый современный горнолыжный комплекс, своеобразный символ поселка. Гора Белая — это красивейшие места, богатейшая история этого края. У дороги вольер с пятнистыми оленями находится не под постоянным присмотром, поэтому некоторые люди творят, что им вздумается.

Олени здесь пугливые, так как по рассказам людей их и напоить спиртным пытаются, и рога оторвать… Неужели нужно ехать сюда специально, чтобы заниматься подобным варварством…

В мае у оленей как раз был период линьки, поэтому вид у них был не фотогиеничный, но от этого они совсем не были менее милыми.

А вот такие они красавцы уже в июле, когда мы ездили по Чусовой…

Двигаемся дальше непосредственно на саму ферму, где маралы и страусы. Вход к маралам и страусам стоит 50 рублей с человека, дошколята — бесплатно, фото – бесплатно. Заявку на групповые экскурсии можно сделать по телефону 8-922-22-59-061 (Светлана). Светлана с азартом рассказала нам о маралах, она очень много знает об этих животных и ее можно долго и с удовольствием слушать. К сожалению, летом мы на саму ферму не заехали, а в мае все выглядело вот так.

Мы кормили их с рук белым хлебом, яблоками, капустой. Эти животные очень добрые и особенно дети с нескрываемым восторгом и визгами давали им хлеб, гладили их мордочки и даже рога. Из рассказа Светланы: «Расскажу немного о том, почему у нас на Урале разводят маралов. На голове животного растут рога, по-другому их еще называют панты, они служат сырьём для получения лекарственного средства — пантокрина и значительного числа комплексов биологически активных веществ, вот ради именно этих лечебных свойств и разводят маралов». Накормив этих добрейших, важных, гордых красавцев, мы идем дальше к страусам. Мы и не думали, что они устроят и танцы, и показательные прогулки, и будут развлекаться с заклепками на рукаве куртки… Это действительно забавно.

Светлана: «…я не могу считаться специалистом, но страусята на Урале — это вполне реально, но не по воле страуродителей, а по воле людей. Они яйцо должны поместить в инкубатор, через 42 дня оттуда сделает свои первые шажки малышка-страусёнок, причём пол его будет очень долго непонятен. Окраска у девочек и мальчиков одинаковая и всякие другие признаки различия отсутствуют. Вот тут-то и начнутся у приёмных родителей хлопоты — до 4 или даже до 6 месяцев страусёныш будет требовать к себе пристального внимания — кабы чего не съел, как, пардон, покакал? Как бы не вывихнул ножку, не подцепил бы какую-нибудь болячку и т.д… Плюс отсутствие практических навыков у местных ветеринаров. Но, несмотря на все эти сложности, страусята на Урале рождаются, например, в Челябинской области, в Пермском крае, в Красноуфимском районе — это только известные нам страусоводческие хозяйства, наверняка есть немало других…

Наше трио — Петрович, Маруся и Дульсинея (в миру — Дуся) — уроженцы нашего края. На всех уральских страу-фермах страусят выводят только через инкубатор. Ведь страусы местные все уже выведены скорее всего инкубаторным способом, инстинкт устройства гнёзд у них, наверно, заглушен и чтобы он проснулся, если это вообще возможно, нужны условия специфические — море тёплого песка, горячие лучи солнца, большие пространства, какая-нибудь африканская кормовая база. К тому же температура кладки не должна опускаться ниже примерно 36 с хвостиком градусов цельсия, а страусы не из числа птиц, сидящих неотлучно на гнезде и терпящих голод и жажду, будут гнёзда периодически покидать. В жёлтой жаркой Африке это неопасно для яиц, они там не успевают остыть, и, по большому счёту, греть их там надо только ночью, а днём охранять от хищников. А вот у нас яйца быстро остынут, если мамочка или папа покинут кладку даже ненадолго…»

Важный Петрович .Светлана: «Петрович из философствующего созерцателя постепенно превращается в хозяина гарема и хозяина пока крохотной территории — проявляется в том, что нервно выбегает-забегает из домика в домик, помахивает крыльями над спиной, вытягивает высоко-высоко шею, пытаясь подавить неприятеля психологически. Ну и вообще… как-то внушает трепет…»

Очень интересно слушать рассказы Светланы о жизни страусов, много забавных историй и приключений творится на этой маленькой ферме. Например, вот такая история… Светлана: «В произведении яйца подозревается Маруся поскольку она пытается разбудить вулкан страстей у Петровича некоторыми ритуальными действами: садится на пол, хвостик торчком кверху и веером и клювом изображает активное поедание виртуального корма вокруг себя — типа, у меня аппетит хороший, значит я буду хорошей здоровой мамочкой нашему с тобой потомству, о ненаглядный Петрович! У Петровича страсти пока не пробудились, но чтобы уж совсем Маруську не обидеть невниманием — поклевал ей аккуратно пёрышки в хвостике и ретировался».

Светлана: «На страусятнике случился переполох: в воскресенье утром Маруська наконец-таки соблазнила Петровича, причём на глазах присутствующих гостей. Дуся измены вынести не смогла и стала преследовать Петровича. Лично наблюдала, как она разбежалась и пнула ногой Петровича! Петрович метался от Дуси по маленькому сарайчику, был риск прорыва через ограждение. Петрович трусливо прятался от Дусиных упрёков и отпилки шеи». По соседству со страусами и маралами гуляют и лошадки-якутки. Нам посчастливилось увидеть романтичное ухаживание.

Вот такое получилось путешествие.

Как доехать на автомобиле…

Из Екатеринбурга по Серовскому тракту, после пос. Леневка свернуть левее по объездой трассе, мимо Нижнего Тагила, так, чтобы АЗС на развилке осталась по правую сторону. По ней — до поворота на Черноисточинск. Далее, не сворачивая на Черноисточинск, правее по дороге на Уралец. У обелиска «Европа-Азия» по указателю «Горнолыжный комплекс „Гора Белая“. На Белую если не заезжать, едете прямо через Уралец, потом перед Висимом уходите на объездную. Между первым и вторым поворотом на Висим справа от дороги — олени. Чтобы попасть к маралам и страусам, дальше двигаемся по этой объездной. Переезжаем речку и, опять же справа, поворот к маралам и страусам.

 

Интересно? Расскажи друзьям!
Подписаться
Notify of

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments