Маршрут: Айгир — Манышта — Бриштамак — Розовые скалы — Искушта — водопад Атыш — Лемеза — Катав-Ивановск — Усть-Катав.
Каждый раз, придя с похода, ты уже знаешь, куда тебе захочется дальше. Каждый поход даёт ответы на десятки вопросов, и тут же рождает сотни новых..
В прошлом году проехалось как-то быстро мимо всего, полазилось по сторонам мало, поэтому мы решили сократить маршрут вдвое, но посетить все значимые места — так, чтобы в район севернее Инзера больше не возвращаться, а заняться в дальнейшем красотами южнее.
Башкирию сперва закрыли, затем открыли, РЖД отменяли и возвращали нужные нам поезда, в результате мы взяли не лучшие билеты — с пересадкой через Уфу, ну, а раз ехать после Уфы всё равно на электричке — то решили начать поход не с Инзера, а с Айгира, тем более, что на Айгир давно хотелось.
Над Уралом уже три недели стояла дикая жара, и мы захватывали пару последних её дней: 19 и 20 июля, затем 21-го — тепло и сухо, 22-го ожидался дождь, а далее природа должна была компенсировать трёхнедельную засуху: 23-го — сильный дождь.. Дальнейшее было туманно…
Наш план был таков: 19-го собираем велы, бросаем их в кустах, лезем на Зубы Шурале, и катим на север, как можно дальше. 20-го доезжаем до Розовых скал, и ночуем, в лучшем случае за Бришем, а в худшем — у этих самых скал. 21-го забуриваемся как можно дальше вниз по Лемезе, ставим лагерь, чтобы 22-го, даже под дождём, радиалкой достичь водопада Атыш. Затем 23-го, под сильным дождём, отлёживаемся — честно заработанная днёвка. А потом — по ситуации.
1 день. 19 июля. Айгир.
В 6-20 выгрузились на перрон Уфы — у поезда конечная. Пассажиры ломанулись в конкорс, а мы не стали суетиться, хотя на пересадку у нас было всего-то 36 минут. Мы дождались, когда красивый 4-вагонный дизель появился на соседнем пути, и перетащились к нему. Народу было немного — поезд ранний, и к тому же до Инзера он почти не имеет остановок, часто останавливаться он начинает уже после, поэтому садоводы едут на другой электричке. А дизель он — потому что на какой-то станции, скорей всего именно в Инзере, встречаются две системы электротяги: переменный ток и постоянный, и дизель позволяет электричке от этого не зависеть, хотя она становится уже не электрической.
Расположились мы вольготно, и первые пару часов просто досыпали, лёжа на сиденьях. А потом поезд вошёл в долину Инзера, пейзажи пошли интересней, и мы прилипли к окнам.
В Инзере народу набилось во все вагоны — в основном туристы до Айгира. Там они все и вышли, а в вагон набились те, которые ночевали на скалах. Большинство вышедших пошло в сторону скал, меньшая часть двинула в сторону приюта, а мы перетащили шмотки в тень, сварили кофе, и начали собирать велы.
Периодически мимо проходили группы со скал — говорили, что очень жарко, дымно, и нет воды, пересохли все родники. Так-то от башкирских пожаров запах гари чувствовался даже в Каменске…
В 13-15 мы стартовали, по тропинке вдоль пути (хотя лучше было сразу перетащиться на дорогу, ибо тропинка больше пешая, каменистая). Уклон железки виден прямо на глаз, недаром дизель после Инзера почти не умолкал. На повороте мы перетащились на дорогу, и тут же набрали воды в едва живом родничке. Спрятали велы в лесу, и вышли на тропу к скалам.
А навстречу нам уже спускались те, кто порасторопней. Так-то небо хмурилось и погромыхивало, и они радовались, что успели посуху. Нам же ничего не оставалось, как побыстрее лезть вверх. Догнали девушку в платье, и четверых её спутников — оказалось что это такое свадебное путешествие, на скалы и пик Уфа. Н-да, весьма романтично, правда дивчина материлась на крутизну подъёма.. Ну, мы и подсказали, что в платье вообще не матерятся, неудобно же, в платье!))
Про пик Уфа я тоже думал, но погромыхивало уже конкретно, и мы ограничились Зубами Шурале. (Название скал происходит от имени башкирского фольклорного героя Шурале, духа леса. По описанию это низкорослое и горбатое существо с длинными пальцами и ногами, с бородой и рогом посреди лба). И здесь ещё инфа.
А молодожёны побежали таки на пик.
Место крутое, особенно если ночевать, провожать и встречать Солнце, и если погода не такое пекло. В сети полно фоток с закатами-восходами там, с обалденным морем облаков под ногами.
Мы спустились, тоже радуясь, что успели посуху, искупались в обмелевшем этим летом Малом Инзере, и покатили в сторону Ревети. Дорога, надо сказать, паршивая — весьма каменистая, и с баулами по камням не разгонишься. В районе бывшего хутора Катаскин нас подмочила гроза, поэтому далеко мы не уехали. Перешли реку по ж/д мосту, и свалили влево, где у меня были запланированы стоянки. Нашли прекрасное местечко с баней и купалкой из камней. Поели супешник, и завалились спать.
Проехали 8 км, и прошли на скалы туда-сюда — ещё 4 км.
Трек всего похода.
2 день. 20 июля.
Подъём в 5-15. Доели вчерашний супешник. В этом году мы решили попробовать другую схему питания: вечером варить двойную порцию супа, утром не тратить время на варку каши, а разогревать остатки супа.
Выехали всё же в 8-45 — т.е. как ни крути, а на сборы у нас уходит 3,5 часа. Мы конечно пофоткали и искупались, пока собирались — такая красота вокруг, река здесь поспокойней, чем в районе порога.
Дорога до самой Ревети — камни и лужи, не для баулов. У шлагбаума нам встретился местный пенсионер — рассказал, как хорошо им тут живётся: горы, лес, реки..
Набрали прямо в речке Реветь воды, смазали цепи и покатили по трассе, до моста. Здесь появилась связь — проверили прогноз погоды, и свернули на грейдер вправо, к Кумбино.
Где-то за горой наш Малый Инзер слился с Большим, и теперь мы катим вдоль просто Инзера, который постоянно виден между деревьев, а перед Маныштой, с холма, открывается хороший вид на рукава и плёсы.
В Маныште опять набрали в речушке воды — жарко. Мост густо удобрен коровами, прямо слой высохшего навоза, хотя коров почти и не видно. Тут же и мечеть, и надпись на горе — Манышта!
Живности вообще не видно, куда они её дели?
Спуск к Тюльме, и большому подвесному мосту.. Мосты в Башкирии — это отдельная песня, против наших подвесных — это как яловые сапоги против лаптей, причём и нету у них крутых берегов, и скал для зацепа тросов — а вот, на ровном месте, такое чудо, и ещё выгибается вверх дугой, а не провисает до воды, как наш Бродовской в Каменске.
В Александрвке под ж/д мостом обнаружились коровы — мост широкий, и коров набилось много.. Похоже, за три недели жары живность научилась прятаться от солнца, поэтому и не бегает по склонам.
Набираем воду в запас, и прём в гору — 250 метров перепада, зато грейдер и асфальт, а не камни и броды понизу.
Наверху и обедаем — воды нам надо немного, только на чай. А на обед у нас — рыбная консерва, хлеб, орехи и пр. Т.е. пробуем не тратить время в обед на суп, но зато приходится тащить консервы.
Спуск, снова грейдер, пересекаем Бриш — набрали воды. Спустились в Бриштамак, к подвесному — этот мост ещё красивей, с разновеликими опорами.
Народ купается: большой дощатый настил привязали к огромному камню на глубине, плот стоит посреди реки — с него и купаются. С моста хорошо видно каменюку — вода совершенно прозрачна.
Мне удалось убедить Женю «убить» сразу двух зайцев: пойти к Розовым скалам не понизу (тропинка каменистая), а проехать к Бришу, забуриться вправо, найти ночёвку, а к скалам пройти через лес напрямую — там метров 800, всего-то. Мы свернули и попёрли вверх, через поляну, спрятали велы, и пошли ещё выше. Поляна показалась нам странной — посередине склона большое костровище, недалеко куча досок, и в стороне — опилки. Как они связаны — мы в тот момент не сумели разгадать.
Заросшая дорога загибала вправо, потом пошла влево по большой дуге, а напрямую лес оказался непроходим. Получилось у нас 2,4 км, вместо обещанных 0,8. Мы оказались на самой верхней точке, с которой как раз ничего и не видно. Меж тем солнце уже садилось, и мы ломанулись по тропинке вниз, и что-то успели сфоткать. Стоять на этих колоннах — это совсем не то, что смотреть на них снизу. Было прямо ощущение, что они качаются, когда прыгаешь по ним.. и поезда далеко внизу.. дааа, это было красиво! И ещё малина там, на обрывах, сладкая очень.
Спустились вниз, и пошли по шпалам — тропинки практически нет, потом по берегу, опять по шпалам — длинный крюк. У подвесного моста не выдержали, и быстро искупались. Ноги все исцарапаны и искусаны — ходим в шортах, жара.
Присмотрели стоянку влево от дороги, но там в кочках жили шмели, которые добавили нам укусов, как ножом по коже…
Вернулись к велам, чуть спустились к кустам, и встали лагерем. Варим двойной суп, и ставим палатку. Женя наломал под палатку охапку папоротника, предвкушаем, как будет мягко…
Раздаётся дикое бумканье современного рэпа, на поляну поднимается отечественное авто, трое пацанов зажигают костёр из досок — всё под это вот бум-бум, метрах в двуста от нас. Потом они приходят к нам знакомиться — приняли нас, в москитных сетках, за пчеловодов. Велопчеловоды мы.. или пчеловеловоды?.. Короче, пацаны тут обычно тусуются, и обычно до утра. Значит — хрен поспишь, щас ещё кто-нибудь приедет, и чего они ради нас будут утишаться?
Валить надо отсюда, и вставать после Бриша. Но там дорога в подъём, а у нас двойной суп булькает, до краёв кастрюли…
Решили по-любому сперва пожрать, суп остудить в ручье — он загустеет, поставить его в баул поверх шмотья, и двинуть в ночь. Спокойно собрались. К пацанам поднялись ещё две машины, много их там уже. Но зато конкретно стемнело, и в 23-00, не зажигая фонарей, мы спустились на дорогу, и двинули через Бриш. Т.е. красоту Бриша мы в темноте и не увидели. На выезде стояла заблудившаяся фура. На правах знатоков уже, мы объяснили водиле, где тут карьеры, и как вернуться в Ассы.
В гору мы пёрли тоже не зажигая света. Проехали пару км, и свернули влево — там какой-то выруб, там и встали. Отзвонились домой, и в 1-00 уснули.
Проехали 47 км, и прошли 9 км.
3 день. 21 июля.
Подъём в 6-00. Воды у нас минимум — только на чай, умыться нечем, и не на чем ехать дальше в гору. Пришлось сбегать к речке (километр вниз). Выехали в 9-00. Грейдер уже знакомый, катим легко. Спуск к Искуште — проходим её, не останавливаясь. На ходу проверяю связь — Мегафон есть на полную шкалу, но без интернета.. Странно, а в прошлом году не было, ладно, на обратном пути уточним.
Сносный грейдер до развилки. Слева, с горы Бирьян, спускается язык курумника.. В интернете есть туры к нему, за деньги — посмотреть на камни, Карл!
Речушка слева, высокий берег, скала напротив, далее видно, что Лемеза ощутимо идёт вниз, и торчат камни. Похоже, что отсюда весной стартуют водники.
Потыкавшись, из трёх дорог выбираем правую — вдоль реки. Сразу начинаются лужи и валуны. Колеи глинисто-песчанные, т.е. дождём их не раскиселит, и назад мы выйдем, но из-за камней ехать трудно, а через каждые сто метров попадаются большие лужи, и вел приходится вести по краю, по кустам. Т.е. проще просто идти — получается быстрее. Но нам надо ещё быстрее: чем дальше мы сможем пройти сегодня — тем меньше нам придётся шагать радиалку завтра, и каждый километр сегодня — сокращает нам задачу назавтра вдвое.
Вообще, идея достичь Атыша с этой стороны — впервые прозвучала на форуме ВелоКаменска, и я аж обомлел от красоты такого решения. Нормальные-то люди идут к водопаду с юга, по хребту, переходя вброд сначала Инзер, а затем Лемезу. Второй вариант — по разбитой квадроциклами дороге с Верхней Лемезы. Третий вариант — приплыть по Лемезе в паводок. Серёга же, планируя когда-то майский велопоход через Искушту, сказал, что можно сбегать радиалкой с востока.
И эта мысль засела.. Ведь там видна дорога!
Дорога там точно есть — до урочища Кордон и речки Кысык, а вот дальше — непонятно: на топокарте она обозначена по правому берегу, а по космоснимкам — колеи видны на разных берегах. Поэтому мы хотели доехать до Кысыка, поставить там лагерь, а дальше уж останется километров 15.
Темп же у нас получался невелик, к обеду доползли до стоянки напротив Чёрной речки. Тут была отличная купалка, горячий песок на берегу, и мы выкупались аж два раза. Женя настолько расчувствовался от окружающей красоты, что предложил прибрать мусор, что мы и сделали, собрав два пакета пластика и бумажек — может кто и вывезет.
Только отъехали — у меня сдувается переднее. Нашли порез и шпиона — значит тут, на стоянке, и поймал стекляшку.. Меняем камеру, едем, снова спускает. Ставим новую запаску. Тут же начинается гроза, пережидаем. Дорога становится мокрой, но твёрдой, а вот лужи — ещё увеличились.
Проходим ещё стоянку, затем начинается настолько скользкая глина, что даже просто стоять на ней невозможно, и велы не протащить.
Решаем вернуться на последнюю стоянку, и идти завтра отсюда — 19 км до водопада.. В темпе ставим палатку, тент, варим двойной суп и купаемся. Несмотря на глухомань, мимо проезжает ГАЗ-66 с двумя парнями в кузове.
В сумерках замечена мышка — убежала в кусты, шуршала потом за палаткой. Начался дождь, и шёл так до утра.
Проехали 17 км, и ещё 14 км — больше шли, чем ехали.
4 день. 22 июля.
Подъём в 5-15. Идёт дождь, вставать неохота, но если не встать, и не сходить на Атыш сегодня — мы потеряем и сегодня, и завтра. А дождь должен закончиться. Он и закончился, минут через 20.
Женя предлагает спрятать велы и вещи, а палатку и тент — оставить, чтобы вечером под дождём время на них не тратить. Так-то дыра-дыренская, соглашаюсь. Вырубаю по две палки каждому, прячем велы, и в 8-20 выходим к водопаду.
По карте получается впереди три брода через Лемезу: сейчас перейдём на правый берег — дорога по нему почти до водопада, там перейдём на левый, вернёмся на правый — и вот вам водопад.
Прошли вчерашнюю грязищу, потом твёрдо, лужи и валуны, два км до брода, разулись, глубина до колена, затем ещё два км — до Кысыка.
В кустах покашливание — выходят двое с металлоискателем (а мы думали, медведь!), металлисты, шарят на месте бывшей деревни, приехали на другом ГАЗ-66. Дорога, говорят, есть, с берега на берег… Вот только мы не спросили, сколько раз это — «с берега на берег»))
Разулись, перешли Кысык. Под навесом из полиэтилена, нашли егеря — это он привёз вчера двоих сыновей, отдыхать.. Я спросил: «До Атыша дойдём?» — «Дойдёте», — отвечает..
Ну, мы и пошли. Дорога сразу нырнула в воду.. Мы разулись и медленно пошли за поворот искать её. Метров через 150 не выдержали, и вылезли на берег, уж лучше по кустам! Тут и дорога вынырнула из реки. Уффф — выдохнули мы, щас пойдём. Но дорога снова ушла в реку, на левый берег. Я уже не стал разуваться.. За поворотом открылась длинная прямая, и два брода сразу — наискось, на правый берег, и обратно. Да что же это за чертовщина!? Тут уже и Женя не стал разуваться.. И началось — с берега на берег, но этого было мало — часто дорога шла вдоль берега, а иногда и просто посередине реки. Протоки, заводи, перекаты, шиверы, острова — мы очень близко познакомились с Лемезой. Броды мы уже не считали, мы просто отупели от происходящего, ожидая, что вот-вот справа начнётся нормальная дорога. Но хрен там! Только река становилась шире и глубже, а мы — упрямей и голодней.
Судя по треку, мы перешли Лемезу 21 раз! И вдоль реки — ещё примерно как 20 бродов, значит 40 бродов.. почти два километра просто по воде… это по течению, а обратно как топать?
Жрать от водных процедур хотелось сильно, но мы дотянули до водопада, и только перешли последний брод — начался дождь. Мы сели под деревьями, сожрали консерву с хлебом, нашли тропинку — и вот оно, с шумом открылось нам это чудо — водопад Атыш, вырывающаяся из земли река..
Красота! Есть вещи, которые по фоткам и видео понимаются неверно, ибо сознание не находит аналогий. Пещера с кавернами, цвет воды… В общем, Атыш надо увидеть самому. Напротив водопада на берегу лежит бревно — хочется сидеть долго, и медитировать.
Вокруг, по стоянкам, довольно много народу, несмотря на будний день и дождь со вчера. Но нам у водопада никто не мешал. Просто времени у нас было мало, с полчаса. Сюда мы шли шесть часов, а обратно теперь — ещё и против течения, и дождя.
На карте ещё значился «Вид на Лемезу», метрах в ста выше, но подъём был крут, дождь усилился, Женя съехал по глине, и мы не стали заморачиваться.
Попёрли обратно — против течения идти сложнее, но теперь фарватер уже знаком, и шуруешь, не думая. На середине пути нас начало колбасить, дождевики промокли, встречный ветер и дождь, мы закинулись ништяками — уже не помогло. Пришлось встать за ветром, и нормально поесть. Обратно летели на всех парах. Кордон, бивак — шишиги уже не было, да и как можно отдыхать с сыновьями в такой дыре, под дождём?
Кысык, последний брод через Лемезу — даже не стали разуваться-отжиматься, ещё два км, и вот — палатка, тент, всё на месте! Время 21-30. 5,5 часов ходу, 40 бродов обратно.. 80 бродов за день, почти четыре км по воде.
Сожрали консерву с чаем, дождь перестал, и мы долго не могли сообразить, как бы так за один раз искупаться и постираться, и чтоб сразу лечь — настолько отупели. К 1-00 легли. Снова начался дождь. Какой-то зверь топал у палатки.
Прошли 38 км.
5 день. 23 июля. Днёвка.
Подъём в 6-20. Снаружи сильный дождь, но надо вставать, режимжеж! Под тентом готовить завтрак хорошо. Женя дрыхнет, умотался. Я два раза сварил кофе, сварил Геркулес с изюмом, когда Евгений воскрес наконец. В 11-00 дождь перестал, и мы отправились за дровами. Нам нужен костёр, хотя бы для дыму, вторую ночь зверьё вокруг палатки топчется. Свалили несколько сушин, запалили, навтыкали колышков для сушки обуви, натянули верёвку, постирали шмотки, развесили.
В 14-00 снова дождь. Заклеили две моих камеры.
Сидим рассуждаем: получается, что к Атышу нужно идти радиалкой, но с юга — там всего десять километров, и два брода. Туда-обратно — будет 20 км, и четыре брода. Приехать вот так же, на электричке, сходить на Атыш, а потом катить дальше. Или наоборот — приехать к этой радиалке в конце маршрута, сходить, и уехать на электричке.
Ещё получается, что в начале мая к Атышу не приехать на веле — вообще никак. С Верхней Лемезы дорога разбита так, что квадры едут в жиже по колено. А с юга — не перейти вброд Инзер и Лемезу. Т.е. идея сбегать радиалкой в начале мая — уж точно неверна: по отметкам на скалах и границе растительности — уровень паводка на метр выше сегодняшнего, а в пике — на все два, тут ежегодно люди на сплаве гибнут. В мае к Атышу — если только со сплава, или с отмороженными квадроциклистами.
В 17-00 дождь утих, небо прояснилось. Хотели лечь пораньше. Заметили мышку.На Таганае мы насыпали мышам сухарей, и они нас не беспокоили. Насыпали кучку сухарей под берёзу.
Уже запаковываемся — опа! В палатке мышь! Выгнали её… Так-то в палатке со вчера лежат орехи и шоколадка, и теперь вроде погрызены. Ну ладно, снова запаковываемся. Мышь носится вдоль бортов, шуршит в тамбуре, и будто заскочила мне на шапку! Ха-ха, показалось! А нет, бежит прямо по мне! Сетка на пару сантиметров недозастёгнута — она и пролезла. Чёрт, аж трясёт меня! Выгнали мышь, выкинули наружу орехи и шоколадку. Где была шоколадка — днище прогрызено, сетка с обеих сторон тоже — заклеили скотчем. Сходил проверил баул — дыра в кармане, где лежали три шоколадки. Отрубил от шоколада топором погрызенное, переставил вел от лавки, напшикал от комаров по периметру палатки. Легли, запаковались. Мыши бегали снаружи, мы ругались на них.. На часах — два ночи… Легли пораньше, называется.
Классика! — это когда неопытный турист готовится ко встрече с медведем, но гибнет от клеща, или от того, что мыши уничтожили припасы..
Вообще, у меня теперь психотравма, я не чувствую себя защищённым в палатке.
6 день. 24 июля.
Подъём в 6-00. Осмотрелись, урону от мышей не добавилось. Они даже не тронули выброшенную шоколадку Риттер Спорт, которую и грызли в палатке. Она самая какавная, ядрёная — поэтому и было жалко её отдавать, и вот, она лежит.. Надеюсь, их там разорвало в норках, с шоколада.
По старому уже прогнозу на сегодня у нас возможны дожди, а на завтра — сухо. Планов у нас — громадьё: Сухие горы, Большой Шелом, Серпиевка… Щас мы вылезем отсюда, в Искуште позвоним домой, нам посмотрят погоду — и мы соориентируемся.
Периодически побрызгивает.
В 10-10 стартуем. Дорога хуже не стала, иногда едем. На развилке — можно через гору, наверняка глаже. По следам шишиги получается — местные ездят именно через гору, но набор высоты 250 метров.. — это на шишиге просто, хоть по глине, хоть по реке на водопад ехать, хоть в гору. И мы выбираем опять вдоль реки
Выбрались к развилке трёх дорог, отмыли и смазали велы, срубали консерву с сухарями, запили чаем, постирались. Жизнь удалась. Теперь нам нужен прогноз погоды, нужен хлеб, тушняк, сыр и т.д. Подъёхал башкир на моцыке — ездил рыбачить, подтвердил наш старый прогноз, и сказал, что через Мулдакаево нам не проехать — завязнем в глине.
В Искуште связи всё же не было. В магазине нет хлеба — купили овсянного печенья, три банки тушёнки, три рыбных (на обеды), три сырка Дружба, майонез. Прогноз погоды, нам сказали — всё больше дожди. А связь здесь — с вышки, в Ассах, и ловится с подъёма, нам по дороге. Тучи низкие, и с подъёма ничего мы не поймали, так и остались без связи и с противоречивым прогнозом.
Разглядели сырки — они не настоящие, не Дружба, а какое-то пластмассовое гэ, и тушёнка — не тушёнка, а нечто.. А что мы хотели, если сырки стоят 9 рублей, а тушёнка — 68. Отвыкли от цен — вот и не сообразили. Годными оказались только рыбные консервы.
Катим по знакомому грейдеру вдоль Лемезы. В прошлом году нас сопровождала волчица, и сейчас её остро не хватает, где она, наша собачечка? Надо было спросить местных-то… Перед вторым бродом грейдер превращается в глинистый склон с колеями. Цепь тут же закидывает, колёса блокирует. Дальше — грязноватый плоскач, и теперь оба вела в песке.
Невероятно, но, в итоге, мы подъезжаем к месту прошлогодней ночёвки как раз, когда нужно ночевать, к тому же надвигается очередная туча. В темпе ставим палатку, опять на насыпь бывшего моста, Женя с помощью кустов растягивает тент — начинается дождь.
Развели костёр из мокрых досок, дым — на всю округу. Сварили дабл-суп, чай, поели, и завалились спать — утро вечера мудренее. Дождь так и моросил всю ночь. Зато не было мышей.
Прошли-проехали 29 км. Темп конечно «потрясающий»))
7 день. 25 июля.
Подъём в 5-30. Туман, всё влажное, постирушка не сохнет. Сегодня было обещано солнце. Если мы, как в прошлом году, к обеду доедем до Нилы, искупаемся и поедим — то уже часам к 15 приедем в Катав-Ивановск, выйдем на связь, узнаем погоду, и если завтра дождь — то послезавтра, в понедельник, мы залезем на Шелом, а дальше — по фиг. Нам нужен ещё один сухой день — завтра, или послезавтра. Сегодня — он как бы, по умолчанию, уже должен быть сухой.
Тучи низкие, тянем время, но вроде не льёт. Быстро сворачиваемся — и в 9-50 выезжаем. Лемезу перешли босиком. Дальше грязи не будет, и нужно отмываться и смазываться.
Только отмылись — пошёл дождь, и сильный. Два часа мы просидели под тентами, жрали ништяки и шоколад. В 12-30 поехали, несмазанные, а что мазать, если всё мокрое? Надо сначала воду выгнать.
Отъехали километра два — навстречу два авто: Лада, и Тойота, обе не внедорожники. Спрашивают дорогу на Ассы, привёл их навигатор.. Ну, молодцы, чо..
Впереди брод, если сможете проехать — дальше проедете, хотя там дальше глинистый подъём, но через Бедярыш — тоже плохо. Чувствую, что обилие названий башкирских сёл их злит, они вообще не понимают, куда заехали..
— Значит нам надо было с Миасса ехать на юг, через Белорецк?
— Да, вам надо было ехать через Белорецк.
— Дамы не хотят ехать назад.
— Ну, давайте, пробуйте через Лемезу!
— А в Ассах красиво?
— Да, в Ассах очень красиво.
Разъехались.. Мы крайне удивлены такой безалаберностью, и даже забыли погоду спросить.
Перед Лемезой остановились пофоткать: туман и идеальная тишина.. Въезжаем в Лемезу, в надежде на магазин, ведь во вторник и субботу, как мы помним, он работает. Сильно охота ЖРАТЬ, и нам надо только хлеба. Тушёнка, которая без мяса, нормально зашла вчера, в супе, а пластмассовыми сырками хорошо закидываться — в подъём и в дождь всё сгорает, уже два так съели.
Несколько человек в центре деревни — объясняют, что да, магазин-то в субботу, но автолавка, с 7 до 9 часов.. А прогноз погоды — в основном на дожди. Сказали, что по новостям — реки, Инзер, все вспучило, мутные, как в мае. Т.е. основной дождь как-то мимо нас прошёл, ведь Лемезу не вспучило, повезло нам.
Я говорю: плиз, месье, женеманж пасисжур, нам бы хлеба полбулки… Нам выносят буханку, денег не берут: за воду и хлеб деньги брать нельзя, говорят.
Окрылённые хлебом, и водой с колонки, мы покидаем деревню, на выезде сворачиваем на просёлок, направо — и там встаём на обед… А должны уже быть на Ниле…
Снова дождь. Поставили велы — навстречу и вразвал, подпёрли их палками, в центре — кол. Накрыли всё тентом, сидим на поленьях, варим чай, мечем хлеб с консервой. Удачно устроились.
Смазываем цепи. В 16-00 выезжаем, несёмся по грейдеру. На подъезде к Ниле видим, что впереди там, внизу, движется туча. Уговариваю Женю искупаться, только быстро, а потом одеть мокрое, и обсохнуть в подъём.
Раздеваюсь догола.. И тут начинается ливень. Опять сидим под тентом. В паузе лезем в реку — вода очень холодная, потом обратно под тент. Постепенно до нас доходит, что дождь только здесь, в долине Нилы, а в округе — нету. Ловим паузу, выскакиваем на дорогу, и пилим в гору. На хвосте у нас туча, но мы успеваем уйти, помогает третий дерьмосырок.
К 19-00 приезжаем в Катав-Ивановск. Пять дней были без связи.. Звоним домой, смотрим прогноз: В Каменске всё сухо, а здесь до среды, ещё четыре дня — всё дожди, локальный циклон, причём дожди днём. Но, главное, бессмысленно лезть на Шелом — ведь он в три раза выше туч.
Вот и всё. Остаётся как-то эвакуироваться… Знакомая стоянка — в направлении Усть Катава, в десяти километрах, а в направлении Юрюзани — неизвестно где встать. Значит опять — магазин «Кристина», лучший в мире магазин, в нём есть всё, и продавщицы классные. Сожрали по беляшу, купили хлеба и нормальных сырков.. Поехали-ка, Женя, к Усть-Катаву — времени уж почти 20, рисковать некогда уже.
Накрапывает дождь — чтоб мы не жалели. И через час мы уже на знакомой стоянке.
Ставим палатку, тент, варим суп, лопаем — всё это под дождём, и вырубаемся.
Проехали за день 50 км.
8 день. 26 июля.
Подъём в 7-00. Торопиться некуда, поезд в 21-10 — надо просто проехать по асфальту за день, между дождями, 22 км.
Так-то проглядывает солнце, и палатку с тентом удаётся просушить. Вышли на трассу в 13-00. Орловка, как всегда, прекрасна.
Специально останавливаемся пофоткать красивый дом — в прошлом-то году пронеслись на спуске мимо.
На подъезде к М-5 нас накрывает мощная гроза, и мы полтора часа отсиживаемся на остановке, попивая чаёк.
Без приключений доезжаем до вокзала и упаковыаем велы. Накрапывает.. Затаскиваем всё на вокзал, несмотря на протесты охраны — семь человек, рамки и камеры, стерегут нас двоих.. за наш счёт. Мы же — потихоньку обращаем их в велосипедизьм, рассказываем о скалах и водопадах.
В Каменске — в 6-20. Мы готовы собирать велы, но нас встречает «ранняя пташка» — Миша, и развозит по домам.
Заключение.
Из погоды и пандемии выжали максимум: из четырёх заявленных целей — достигли три. Глобальная цель: не возвращаться в район Катав-Ивановска — не достигнута, уже сейчас я вижу здесь маршрут дней на восемь, даже не заезжая в Башкирию вовсе.
В целом, не нагулялись, конечно — привезли домой половину продуктов и газа.
Фотки на Фликре
Все фотки и видео, мои и Евгения, одним альбомом на Гуглофотках
Неделя на Страве
Весь трек с точками.
Каменск-Уральский, 2020.