Весна, 10 апреля. Снег постепенно сходит, наполняя собой безбрежные лужи, заливающие поля, бурные ручьи, струящиеся вдоль дорог, а то и просто грязную няшу, через которую не пройти, ни проехать. Погода, как всегда на Урале в это время, переменчива — утром может быть солнце и штиль, а вечером небо затягивает беспросветной серой мглой, задует порывистый ветер, может пойти дождь, а то и снег. Вот и в это воскресенья всё случилось именно так. Но мы — уральцы к такому привыкли и особого дискомфорта не испытываем.
Захотелось уж больно прокатиться по старинным деревням которые стоят на востоке от Невьянска. Именно здесь начинался русский Урал, Зауралье, путь в Сибирь. Осиновка, Конёво, Киприно, Корелы, Аятка, Шайдуриха, Кунара. Эти деревни, заложенные ещё в допетровские времена.
Компания собралась не многочисленная, но неоднократно проверенная в «тяжёлых боевых условиях» — Женя Романов, Андрей Рубцов и ваш покорный слуга. Предстояло интересное путешествие в прошлое и настоящее уральской глубинки. И сразу замечу что разница между прошлым и будущем в этих местах очень зыбкая, незаметная. Всё увидите сами.
Практически все фото делал не слезая с седла. Получились, своего рода, путевые заметки — фотозарисовки.
Трасса была практически пустая, даже удивительно — пять — десять машин в час.
Деревня Осиновка
В XIX веке деревня Осиновка входила в состав Шуралинской волости Екатеринбургского уезда. В 1869 году в Осиновке имелась 1 православная часовня. Согласно подворной переписи 1887 года население деревни состояло из 575 жителей (282 мужчины и 293 женщины), проживавших в 113 дворах. Грамотными были только 23 мужчины и 4 женщины, учащихся — 6. В деревне Осиновке имелось одно промышленное заведение и одна торговая лавка.
В деревне Осиновка действуют две православные церкви: Церковь «Рождества Пресвятой Богородицы», Церковь «Иоанна Предтечи». В деревне работают фельдшерский пункт и магазин. Мемориал «Героям Великой Отечественной войны».
Деревня расположена на реке Осиновке.
Я, как любитель старинного деревянного зодчества просто был в восторге от увиденного. Да, большая часть старинных домов и усадеб заброшена, но от этого они не потеряли своей прелести, свой души.
Село Конёво
Конёво — одно из старейших сёл Урала, Зауралья. Год основания — 1676.
В XIX веке село входило в состав Аятской волости Екатеринбургского уезда. В 1869 году в деревне Конёвской имелась 1 православная церковь и три торжка. Согласно подворной переписи 1887 года население села Конёво составляло 1286 жителей (624 мужчины и 662 женщины), проживавших в 269 дворах. Грамотными были только 139 мужчин и 40 женщин, учащихся — 64. В селе имелось десять промышленных заведений и две торговые лавки. В XX веке была центром Конёвского сельсовета Невьянского района.
В селе есть православная церковь Георгия Победоносца, клуб, библиотека, школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, отделения почты и «Сбербанка» и несколько магазинов.
Ныне в здании Георгиевской церкви библиотека. 1899 года постройки, закрыта в 1934 году.
Киприно
Киприно — старинное уральское село, основанное также, как и Конёво в допетровские времена — в 1680 году.
В XIX веке село входило в состав Аятской волости Екатеринбургского уезда. В 1869 году в деревне Киприной имелась 1 православная церковь и одна православная часовня. Согласно подворной переписи 1887 года население села составляло 743 жителя (362 мужчины и 381 женщина), проживавших в 157 дворах. Грамотными были только 28 мужчин и 4 женщины, учащихся — 20. В селе имелось семь промышленных заведений. В советские и в 1990-е годы была центром Кипринского сельсовета Невьянского района.
Село расположено на реке Малый Сап при впадении в неё реки Пашковки по обоим берегам обеих рек.
Киприно, интересно тем, что здесь до сих пор сохранились столетние, а то и двухсотлетние дома, в которых до сих пор живут люди. Вот как раз один из них — пятистенная изба без подклета.
Ярким признаком возраста дома является техника по которой он срублен. Брёвна идут до самого конька. Раньше не было возможности делать доски, поэтому изба рубилась целиком из брёвен.
Главной целью в Киприно было посмотреть состояние местной церкви — Сретения Господня. Последний раз я был здесь лет восемь-девять назад. Церковь была просто заброшена.
С момента моего прошлого посещения, состояние церкви улучшилось — вставлены окна, двери, переложена крыша, восстановлен купол. По все видимости в ней вновь стали проходить службы.
Сретенская церковь, каменная, однопрестольная. Освящена в честь Сретения Господня 21 декабря 1881 г. В 1934 г. запрещен звон. До 1927 г. григорьевской ориентации. Закрыта в 1938 г., сергиевской ориентации.
Вот ещё яркий пример старинного деревянного зодчества — жилая изба без подклета, выполнена из брёвен. Меня подмывало огромное желание постучаться в дверь и напроситься внутрь, посмотреть как живут сейчас в ней люди.
Осмотрев село Киприно, подкрепившись и отдохнув мы двинулись дальше на восток — в село Корелы.
Корелы
В XIX веке село входило в состав Аятской волости Екатеринбургского уезда. Согласно подворной переписи 1887 года население села состояло из 703 жителей (351 мужчина и 352 женщины), проживавших в 142 дворах. Грамотными были только 23 мужчины и 2 женщины, учащихся — 8. В селе имелось пять промышленных заведений и две торговые лавки. В советское время входило в Кипринский сельсовет Невьянского района.
Село Корелы расположено при впадении речки Малого Сапа в реку Реж, тянется вдоль Малого Сапа до её устья с Режом.
Осмотрев село, вернулись немного обратно, к повороту на Аятку.
Аятка (село Аятское)
Аятское (бывшая Аятская слобода) — старинное уральское село в Невьянском городском округе.
Аятская слобода была основана при речке Аяти в 1669 году по указу верхотурского воеводы Фёдора Большого Григорьевича Хрущова крестьянским садчиком Фролкой Араповым, который и стал первым её приказчиком. В 1681 году слобода была укреплена: поставлен рубленый острог с высотой стен в две сажени, с пятью башнями шестисаженной вышины. Вокруг острога был вырыт ров с надолбами и рогатками.
В 1704 году крестьяне Аятской слободы и всех её деревень были приписаны к Невьянскому заводу Никиты Демидова. Село была центром Аятской волости. В 1869 году в селе имелась одна церковь, волостное правление и три торжка. Население на этот год состояло из 555 мужчин и 611 женщин, проживавших в 136 дворах.
В селе есть православная церковь «Во Имя Святой Троицы», работают клуб с библиотекой, фельдшерский пункт, почта и продуктовый магазин.
От выезда из села, около километра нас сопровождал забавный пёс, молча бежал рядом по обочине.
Доехали до развилки Екатеринбург — Невьянск, немного передохнули, ведь дорога теперь в основном шла вверх. Начала портиться погода, усилился встречный ветер, пошёл дождь. Вдалеке показались крыши Шайдурихи.
Перед селом Шайдуриха свернули к реке Аять. Интересно было посмотреть на неё весной. Зрелище впечатляющее.
Вода в реке очень тёмная, как крепко заваренный чай. Такой цвет объясняется тем, что река берёт начало в одноимённом озере, которое имеет болотистое происхождение.
Полюбовавшись рекой отправились дальше — в Шайдуриху.
Шайдуриха
Конец XVII — начало XVIII вв. считается временем рождения села Шайдуриха. В переписной 1710 года упоминаются Новосёловы, переселившиеся в Шайдуриху, которых вероятно следует считать основателями деревни. В переписи Л. Поскочина (1680 год) Новосёловых нет, однако они есть в отдаточной в 1703 года. Вероятно в Аятскую слободу пришли в самом конце XVII века бесфамильными, посему и получили такую распространённую фамилию новосельцев.
В XIX веке село Шайдуриха входило в состав Аятской волости Екатеринбургского уезда. В 1855 году была заложена деревянная однопрестольная «Николаевская» церковь, которая была закрыта в 1930-е и теперь стоит полуразрушенной. После окончания Пермской духовной семинарии в селе преподавал П. П. Бажов. В 1869 году в селе имелась одна православная церковь, почтовая станция, училище. Согласно подворной переписи 1887 года население деревни состояло из 734 жителей (352 мужчины и 382 женщины), проживавших в 150 дворах. Грамотными были только 30 мужчин и 3 женщины, учащихся — 22. В Шайдурихе имелось три промышленных заведения и четыре торговые лавки. В советское время Шайдуриха была центром Шайдурихинского сельсовета.
Село Кунара
В основе названия села — башкирский глагол «куныу» («куну») — «ночевать», от которого образовано причастие будущего времени кунар со значением «(речка), где будут ночевать» (по материалам книги А. К. Матвеева «Географические названия Урала. Топонимический словарь»).
Кунара была основана чуть позднее Шайдурихи. Деревня к 1800 году насчитывала 39 дворов со 168 жителями мужеского пола и 201 женского. В Аятскую слободу деревня не входила и была заселена крепостными Невьянского завода и пришлыми на завод людьми, которые также являлись крепостными. Кунара входила в Аятский Троицкий приход и в Аятскую волость (1800 год). В XIX веке село входило в состав Шуралинской волости Екатеринбургского уезда.
В селе имеется действующая деревянная православная церковь «Иоанна Предтечи», есть небольшой клуб, фельдшерский пункт и магазин.
В селе Кунара есть необычный дом, известный на весь Урал и за его пределами. Это дом кузнеца Сергея Ивановича Кириллова, построенный им же для себя в середине XX века. Строительство дома было начато в 1954 году и закончено в 1967-м. Является популярным туристическим объектом и главной достопримечательностью села.
Дом кузнеца Кириллова — это богато украшенная деревенская изба с пристройкой и крытым двором. Своим ярким и пышным украшением дом напоминает сказочный терем. Изба украшена ярко расписанной резьбой, пёстро раскрашенными скульптурами людей (дети, всадники на конях и т.д.), животных, цветов, разнообразными орнаментами и символиками, среди которых преобладает советская тематика. Дом венчает пышная композиция из цветов, флагов и птиц со звездой и гербом СССР. Все украшения сделаны из дерева и металла. Двор, пристройка, забор и балкон дома расписаны в таком же стиле.
После Кунары погода испортилась окончательно, особенно за несколько километров до Невьянска. Дождь усилися. На ж/д вокзал Невьянска мы приехали мокрые насквозь. До электрички оставался ещё час, за который мы успели познакомиться и интересным дядечкой в возрасте — велотуристом-шоссейником со стажем. Он рассказал нам о своих планах по открытию недалеко от Невьянска, в селе Нижние Таволги велостанции с гостевым домом и кузницей. Хочет развивать здесь локальную велотуристическую инфраструктуру. Места уж больно, говорит, красивые, люди замечательные.
На заметку автору- р.Сап при слиянии с р. Аять образует новую, коя и называется р. Реж. Устье находится в с. Корелы в километре от моста через Малый Сап что у магазина.