С прошлого бурана прошла неделя, и мы снова едем в сторону Верхних Лемезов. Погода очень теплая, температура чуть ниже нуля.
По дороге заскочили в Асы — взглянуть на Зеркальный водопад, да заодно и проверили, как на лыжах едится по целине. Снег за это время хоть и слежался, но в некоторых местах даже с лыжей проваливались по колено! Нас это сильно огорчило, по такому снегу идти с грузом было бы очень тяжело. А если не будет тропы к Атышу, то нам придется либо идти по целине, либо возвращаться.
Так обсуждая дальнейшие планы, мы приближались к водопаду. Впереди вроде водопад. Ба! А что это там вырисовывается? Черный всадник? И точно, фигура очень напоминает всадника на лошади.
От водопада вернулись к машине по своей лыжне, идти было уже несравнимо легче. Ну… поехали!
До самой Валентиновки дорога была открыта до асфальта. Ехалось легко и быстро, так что через час были уже у Фроловки. Остановились посмотреть есть ли тропа в сторону гор. Ура! Была снегоходная колея. Значит собираемся и идем.
Тут надо отметить, что к сборам подошли максимально серьезно: во-первых, все же это моя первая ночевка в зимнее время, во-вторых, пеший маршрут, где нужно брать только необходимое и никаких излишеств, к которым мы привыкли, катаясь на машинке. Так что с собой у нас было из одежды: два комплекта валенок (когда я их купила и с гордым видом в обнимку с четырмя валенками шла по улице, в марте! ага! люди на меня как-то странно посматривали) плюс к ним самошитые бахилы из непромокающего (почти…) материала, две более теплые куртки (легкие лыжные куртки были на нас), запас термобелья, шерстяные и махровые носки, две шапки (мужу пригодилась, мне нет). Для ночевки: палатка, два спальника, две пенки. Необходимости: котелок 0,5л, термос 1л с горячей водой, набор для розжига костра, газовая горелка (но она протекла и попыталась взорваться), две пластиковые кружки, две ложки, два ножа с собой, веревка, и самое главное — упаковки мусорных мешков на 30л и 120л. Из еды: консервы из расчета две штуки в сутки, кофе в баночке из-под витаминок и жидкую заварку в 0,2л бутылочке. Но попытавшись все это поднять, поняли — тяжело, не уйдем. Так что решили не тащить все это на себе, а везти волоком на санях.
Итак, все упаковано на сани, крепко завязано, навигатор включен, фотоаппарат на готове. В путь!
Незаметно прошли заброшенный или полузаброшенный поселок Яркинский: несколько домиков стоят еще добротных, а от остальных остался только каркас. Шли полями, то спускаясь с горы, то поднимаясь. При подъеме снимали лыжи: муж тащил сани, я с лыжами за ним. Снова одевались и шли дальше. Погода стояла отличная, ветра не было, солнышко скрывалось за облаками и в глаза не лезло.
Шли в основном в гору, и тащить сани на лыжах было тяжело — они утягивали тебя вниз, так что муж снял лыжи и пошел в ботинках. Дорога хорошо утоптана, ногу держала, но были места, где можно было проваливалиться по самое… очень глубоко. Снежная в этом году зима.
Лемезенские горы еще далеко впереди, до них идти да идти. Пейзаж вокруг однообразный: снег, редкие деревья, пасмурное небо и дорога, уходящая вдаль. На машине эти места проскакиваешь незаметно — вжик, и ты уже возле Северюхинского, а от него до Лемезы рукой подать. А пешком несколько километров тянутся часами.
В лесочке сделали небольшой привал. Муж переодел мокрые ботинки на сухие носки и валенки, стало ногам тепло и уютно. Но ведь в мокром снегу валенки мигом промокнут! — а мусорные пакеты на что? Надеваем по пакету на каждый валенок, обвязывем веревочкой — все, теперь нам промокание не страшно!
Попили чаек и обратно в путь.
Возле Северюхинского навстречу нам попался снегоход, это он тут накатал такую замечательную дорогу. Взади к нему прицеплены были сани. Значит у местных снегоход не только покатушечный транспорт, но и рабочая лошадка: и сено можно привезти, и на охоту съездить. Ляпота!
Темнело. Протопали еще километра два и встали на ночевку. За сегодня пройдено около десяти километров. Устали, это было не то слово! Сил не было вообще. Глоток холодного вина освежил и прибодрил наши устатые и измученные организмы. Потом началась подготовка к ночлегу: переоделись во все сухое, утоптали место для палатки, разожгли костер, вещи повесили сушиться. И наконец-то поужинали.
Брали с собой консервы из фаршированных перцев да языки в желе. Из расчета, что после продолжительного похода что-то готовить сил и желания не будет. Так и оказалось — было даже их греть лениво, так холодными и слопали.
Запас воды, который брали в термосе, уже закончился, но зимой это не проблема — вода вокруг нас: снег, правда вода из него получается безвкусной. Хорошо что поблизости стоянки протекал родничек, откуда мы и брали воду для питья. Оказываетс зимой, особенно если идешь, пить хочется не меньше чем летом. Но вот с заваркой я сильно не расчитала, то количество жидкой заварки, которую я взяла с собой, уже закончилась, а сухую как-то не удосужилась взять, только было кофе, но кофе на ночь — плохая примета. Так что мы пили кипяченую родниковую воду с запахом костра. А что, было очень даже вкусно заедать ее творожными булочками.
Ну всё, поели, можно и поспать.
Утром, часов в двенадцать, попили кофе, перекусили, неспеша собрали вещи и уложили их в свеженатоптанную яму, чтоб с дороги не было видно. Мало ли… И уже налегке пошли в сторону реки. Но к нашему огромному сожалению, снегоходная тропа свернула к Инзеру, так что к реке нам пришлось продираться по целине. Но она здесь оказалась не такая как у Ассинского водопада — снег хорошо держал лыжу, давая ей проваливаться лишь по щиколотку, поэтому идти было намного легче.
Путь наш лежит на другую сторону реки, а ведь уже середина марта! На льду тут и там видны промоины с журчащей водой, а купаться нам почему-то не хочется. Выбрав место для перехода, муж оставляет меня на берегу, а сам отправляется на штурм реки.
Успешно перебравшись на ту сторону, зовет меня. Иду по свежей лыжне. В некоторых местах проступила вода, страшновато — но я заметно легче, так что лед просто обязан меня выдержать! И выдержал…
Пока шли дальше, любовались скалами: летом их практически не видно за деревьями. Муж шел первый, прокладывая путь, а я по лыжне за ним. Так вдоль берега прогулочным шагом шли к водопаду. На реке встречались промоины, но они и в морозы бывают. А вокруг просыпалась Природа. Не только почки на деревьях набухли, но и маленькие жучки и мошки пролетали возле носа, бодро жужжа крылышками. Хоть и пасмурно, но погода уже была по-весеннему теплая. Снег прилипал к лыжам и палкам. Как хорошо что мы взяли пластиковые лыжи, да еще и с насечками! Легким движением все налипшее отлеплялось, а лыжа как зубами держалась насечками за снег, не давая отдачи.
Пока шли, на снегу то там то тут попадались звериные следы: то зайки резвились стадами — снег был просто утоптан их следами, то волчьи цепочки следов уходили через реку в глубину леса. А вот и медвежий след — несколько дней назад был тут хозяин тайги. Неужто мишки просыпаются в это время? Похоже что да, этот проснулся, и явно он голоден — вот тут судя по следам он пытается прыгнуть на зайца! Крови на снегу нет, так что косому удалось сбежать. А медведь остался голодным… нда, не хотелось бы с ним встретиться.
А мы идем дальше. Никакие нам зверики по пути не встретились, и это хорошо.
Добрались до Атыша. Водопад красив и зимой. Грот обрамлен в белый кружевной абажур, все вокруг бело и чисто, и никого!
Задерживаться не стали, хотелось вернуться до темноты в лагерь, тем более что тут медведи ходят. И по своим следам пошли обратно. Слегка подморозило, и по лыжне катилось намного веселее. Засветло добрались до своей стоянки, поужинали, разложились и легли спать.
Утром в обратный путь. Десять километров дороги по горам ждут нас.
В родничке запаслись водой. Емкости под воду у нас не было, так что пришлось наполнять водой термос. В дороге она нас буквально спасала от жары, которая была в этот день.
Из каждого оврага был крутой подъем, по которому нам пришлось идти ножками, сняв лыжи. В этот раз снег был менее упругим, и ноги проваливались по колено, а то и глубже. Да и лыжа уже порой проваливалась по щиколотку, отчего лыжные ботинки тут же благополучно промокли, ну и носки вместе с ними. Пока идешь — всё хорошо, но как встанешь, тут же ноги начинают подмерзать — это плохо. Организовали привал, переоделись в сухие носки и валенки. Покушали, попили кофе.
Подкрепились, пора двигаться дальше, но вот мокрые ботинки на сухие носки одевать не хотелось. Идея пришла тут же, надеть на носки мешки, а потом уже ботинки.
Десять километров, как ни странно, мы прошли намного быстрее, чем в первый день. Наверно хотелось поскорее добраться домой и забраться в горячую ванну :) . Прощальный взгляд на горы и заснеженные поля. И домой.
К нашему удивлению, за эти два дня дорога из зимника превратилась в снежную кашу с колеями по середину колеса, так что больше 30 км в час ехать было невозможно — машина становилась неуправляема, и так и норовила прыгнуть в сторону. Но мучались мы только до Валентиновки — а дальше чистый асфальт.
Промокшие, уставшие, но счастливые и очень довольные, в десять вечера мы были дома. Горячая ванна с бокалом сухого вина снимают усталость, и на утро уже есть силы писать этот отчет :)