Ну вот вроде перестали трястись руки при воспоминании, так что теперь можно собрать осколки мыслей в кучу и попробовать эту кучу упорядочить.
Простившись с семейством на мосту, потопал я в сторону Атыша. Дорога знакомая, пешком я по ней еще не ходил, но на машине ездил неоднократно. Однако, разница в способах передвижения стала заметна довольно скоро — на машине вжик и приехал, а тут идешь, идешь, идешь…
И все почти на том же месте. Да дороги через горы почему-то проложена не по низинкам а по гребням гор, так что забирается сначала на самую высокую вершину горной цепи, и уж потом спускается с нее к Атышской поляне.
Вот на очередном подъеме я и наткнулся на пару туристов, валяющихся на обочине дороги. Оказалось что они тоже направляются к Атышу, но если у меня из всего груза была литровая бутылка с морсом, то количество сумок и рюкзаков у них внушало трепет, не удивительно, что из-за такого количества груза они больше лежали чем шли. Как оказалось, самым большим рюкзаком была… надувная лодка! Причем вроде как трехместная… И вот тут я поддался грешным мыслям, и решил ополовинить пеший путь, вернувшись с ними на лодке по воде. Эх, знать бы мне тогда к чему это приведет…
Ну а пока, взвалив на себя половину их сумок и пакетов, мы пошли вместе. Вернее, в одном направлении: несмотря на то что у них из груза осталась лишь лодка, скорость сильно не выросла, и мне приходилось их ждать на каждой поляне. Да и дорога становилась все круче и круче, так что, судя по навигатору, мы приближались к вершине. Пришлось пуститься на хитрость и подбадривать своих нежданных попутчиков уверениями, что это уже вершина и дальше будет легче! Так, с остановками и ожиданиями, мы потихоньку добрались до перевала.
От перевала вниз идет две дороги: одна через Караатышяалан, покороче и потому более популярная, другая же — через Атыш-сумган. В моих планах было на Сумган заглянуть, поэтому повел я нашу компанию длинной дорогой, хотя и предупредив о том. К тому короткая тропа кончается 10-метровым обрывом, спускаться с которого нужно по каменному карнизу, распластавшись по скале, а с таким количеством груза это представлялось абсолютно нереальным.
Если у Верхних лемезов была во всю весна, то по мере подъема стали все чаще попадаться остатки зимы — снег. Сначала он встречался отдельными клочками, потом небольшими полянками, а после перевала к Атышскому логу так вообще по всем северным склонам огромными снежными полями, которые кажется и не собирались таять. А обуты попутчики были в легкие кроссовки, идти конечно в них легче, чем в моих болотных сапогах, но вот оказаться в мокром тающем снегу в кроссовках удовольствие много ниже среднего. Скорости передвижения это тоже не прибавило.
Но как говорится, долго ли коротко ли, добрались мы до Атышской поляны. Оставив попутчиков отдыхать и перекусывать, я пошел на Атыш-Сумган.
Да, воды в нем было намного больше — но это были уже жалкие следы того буйства природы, которое происходило здесь незадолго. По линии подтаявшего снега было видно, что воды Сумгане в этом году было более 15 метров, а сейчас осталось от силы метр.
Но и этого метра хватило, чтобы из спокойного ручейка, который встречает нас летом, Атышка стала ревущей горной рекой, шум которой слышен издалека.
Погуляв по окрестностям, вернулся я к своим попутчикам. Оказалось что они уже не только закусывают, но и выпивают — среди кучи ненужных вещей в одной из сумок оказался неплохой запас водки. Но нам-то предстоит идти 3 км по лесу, а потом еще сплав! После недолгих сборов мы таки отправились на финишный рывок.
Надо тут заметить, что на Атыш нельзя идти по навигатору. Он конечно же поведет вас самым кратчайшим путем, и выведет на обрыв. Атыш при этом будет в сотне метров — внизу, но вот чтобы добраться до него придется возвращаться и делать длинный крюк. Каждый год кто-нибудь попадает в эту ловушку.
Вот и в этом году оказалось, что пара туристов из Челябинска, прошедших незадолго до нас, так до Атыша и не добрались. Узнал я про это уже после прихода, ну а пока держал курс немного левее гребня горы, отклонясь от «правильного» направления с тем, чтобы выйти в районе самого пологого спуска. Это место я приметил уже давно, но шел этой дорогой впервые. На пути мог встретиться обрыв, и тогда тоже бы пришлось возвращаться и обходить.
На наше счастье план сработал — спуск оказался самым удобным из всех: уклон градусов 30 из камней разных размеров, заросших мхом и травой, так что даже с сумками и лодкой спуститься не составило труда. Уже на спуске был слышен шум водопада. По мере того как мы подходили ближе он становился все сильнее, и вот мы уже почти на месте. Осталось дело за малым — перейти на другую сторону Атышки.
Обычно на ту сторону переходят по бревнышку, но если летом падение обернется приятным купанием, то сейчас от такой перспективы заранее поползли крупные мурашки. Поэтому мы прошли по берегу, и нашли идеальное дерево для переправы: с обоих сторон к воде свисали ветви, за которые можно держаться, а посередине из бревнышка торчал толстый сук. Так что без опоры нужно было сделать лишь один шаг.
Переправившись первым, принял у попутчиков сумки, поставил их на полянке и пошел к Атышу. Он был значительно сильнее чем летом, так что хоть пик и прошел, но все равно было что посмотреть. Пещера Сифонная была полностью в воде по колено, так что болотные сапоги оказались как нельзя кстати. Кроме воды, в пещере был и еще один посетитель — крайне неразговорчивый мужик смурного вида со штативом и зеркалкой, снимающий пещеру изнутри. Я не стал ему сильно мешать, и сделав пару снимков пошел обратно. За исключением него, Атыш, такой многолюдный летом, был совершенно пуст.
Спутников моих около Атыша еще не было. Вернувшись к месту переправы, я увидел одного из них на этой стороне, а второго… второго заклинило посередине бревна, как раз перед заключительным шагом. Он стоял, вцепившись побелевшими пальцами в сук посередине, не в силах оторваться от этой шаткой опоры. Значит все время, что я ходил по атышским пещерам, он стоял на бревне?! Надо было спасать. Отыскав подходящую длинную и прочную ветку, я передал ее страдальцу. Дальше все было просто — оперевшись палкой в дно реки, пленник Атышки вырвался на свободу.
Пока мы завершали переправу, на Атыш пришли сплавщики. Облаченные в гидрокостюмы, они ходили и плавали в чаше водопада.
И этим подали мысль: если уж мы оказались с лодкой на Атыше, то как этим не воспользоваться? Накачав лодку, спускаем ее на гладь чаши водопада, и плывем к нему. Доплыть правда не удалось — у попутчиков сдали нервы, «ой нас засасывает» — и с этими словами погребли к берегу :)
«Накатив» еще в честь прибытия, попутчики малость успокоились, и мы потащили уже надутую лодку к реке. Дорога — сплошное болото, мы идем где по щиколотку, а где и по колено в воде, но нам все равно: попутчики уже мокрее не будут, а у меня сапоги :) На время, конечно же, никто не посмотрел — «ура, добрались» перевешивало все остальное. Вот мы и на берегу, а мимо нас стремительно несется Лемеза. Размещаемся в лодке. То ли лодка от холодной воды съежилась, то ли с детства была двухместной, но разместиться втроем нам удалось с большим трудом. Оттолкнув лодку от берега, я занял свое место рулевого на носу… то есть на баке, и мы поплыли.
Сплав — это хорошо, это правильно. Сидишь себе спокойно в лодке, иногда подгребаешь лениво в нужную сторону… все тело отдыхает после пробежки с грузом по горам. А до чего же шустра Лемеза по перекатам! Скорость порой доходила до 15 км/ч, но конечно по бОльшей части река гораздо спокойнее, так что средняя не превышала 7 км в час. А нам плыть-то больше 20 километров — и займет это никак не меньше трех часов. И уже начало смеркаться.
Темнота на воде наступает неожиданно. Вот еще почти день — и вдруг понимаешь, что берегов уже не видно. Вообще. Кругом сплошная темнота, и ты сидишь среди холодной воды, несущейся напрямик через заросли прибрежных кустов. Вернее, это летом они прибрежные — а по весне сплавщики называют их «щетка». Сверху река принесла здоровенные бревна, и поток уходит под них. Если прижмет туда течением лодку, то пропорет борт или просто перевернет, выплыть против течения нереально, а температура воды — чуть выше нуля, дергаться в ней будешь всего пару минут…
Ладно, взял я с собой один из наших замечательных налобных фонарей! Включенного на максимум, в режиме дальнего света его хватило, чтобы разглядеть и берега, и препятствия на воде. Хотя препятствия разглядеть удавалось в самый последний момент, так что грести нужно было уже душевно. К тому же они выдавали себя шумом — река бурлила, обтекая деревья и кусты, и можно было ориентироваться в основном на слух, подсвечивая фонарем «а что это там шумит».
Поэтому та щетка, в которую мы таки попали, стала для нас полной неожиданностью: она ждала нас тихо. Река разделялась на два рукава, а посередине был остров. Летом. Сейчас же река просто текла через лес на острове, не издавая никаких звуков. Вот туда мы и встряли.
Говорят, в такие моменты перед глазами проходит вся жизнь. Не знаю как у остальных, а у меня была лишь одна мысль: НАДО ВЫБИРАТЬСЯ. Осталось лишь придумать, КАК отсюда выбираться: лодку прижимает течением к суковатому бревну, а чтобы выйти на чистую воду надо пройти несколько метров против течения. Весла до дна не достают, с бревна соскальзывают…
Несколько минут безуспешных попыток, и приходит идея — всем лечь поперек лодки, ногами наружу, и «пешком» по бревну попробовать пройти вверх. Сначала не получалось, не хватало слаженности, но с третьей или четвертой попытки мы таки смогли вызволить наше плавсредство из ловушки. Ура, не утонули…
Дальше плыли максимально осторожно, пытаясь рассмотреть все детали, так что больше в ловушки не попадали. Один раз только прошли над чем-то затопленным на малой глубине, так что почувствовали как оно скребет по дну лодки, но на наше счастье дно выдержало.
Впереди показались огни. Неужто доплыли? Подплыв ближе, поняли что ошиблись: это нормальные водники встали лагерем, и сидя на берегу у костра с любопытством разглядывали трех психов в ночи на лодке…
В фонаре начали садиться батарейки — на полной яркости фонарь потребляет пол-ампера, емкость аккумуляторов 1.2 амперчаса, вот на два часа и хватило. Уже было начали искать место для аварийного выхода на берег, как впереди снова заметили огни. Но уже не на берегу, а на горе! Ну может на этот раз добрались? И точно — на фоне темного неба стал виден еще более темный подвесной мост. Все на весла! Полный ход! немого не успеваем, и нас начинает уносить дальше. Мы же у берега, я же в болотных сапога! Выпрыгиваю из лодки, и… оказываюсь в воде по пояс. Вытаскиваю лодку к берегу. Холодно, блин! Спутники вылезают, берем лодку и шмотки, и почти бегом бежим к стоянке машин. А вот и семейство меня ждет — как же приятно их увидеть после всех «водных процедур»! Срочно переодеваюсь в сухое, благо есть во что, и все вместе едем на то место, где мы останавливались прошлой ночью.
Ну, с приехалом!